Владимир иванович даль

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Лугани (ныне город Луганск).

Отец Владимира Ивановича Даля получил образование в Йенском университете, где изучил многие языки: немецкий, французский, английский, русский, еврейский, латынь и греческий, причем владел ими блестяще.

Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина IIрешила пригласить Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Отец В. Даля хотел выбрать самую полезную специальность.По его мнению, в те годы в России (не)хватало врачей, и он решил посвятить себя медицине. Даль отправился в Йену, получил диплом доктора медицины, вернулся в Россию и никогда больше ее (не)покидал. С тех пор и имя свое стал писать на русский лад – Иван Матвеев сын Даль.

Вскоре он женился на Марии Фройтах, матери В.И. Даля. Она в совершенстве владела немецким, русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью.

Владимир Иванович Даль получил домашнее начальное образование, затем обучался в Петербургском Морском Кадетском корпусе и, наконец – на медицинском факультете Дерптского университета.

Он служил офицером на Черноморском и Балтийском флотах, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновникомпри Оренбургском военном губернаторе. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., (не)раз отличался в сражениях.

Даль много ездил по России, (не)сколько раз пересекал ее с севера на юг и с запада на восток, объехал Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и Украину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось бывать, он (не)изменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, лингвист, статистик. Кроме русского языка он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, сербский, болгарский, латинский, татарский, башкирский, казахский. Он хорошо разбирался в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, возведении домов и судостроении; знал многие ремесла, умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, соорудить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла.

В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника «Морские досуги», (не)сколько статей и очерков. Известны также его учебники «Ботаника» и «Зоология», есть и заметки и проекты об улучшении быта помещичьих крестьян, о преобразовании суда, монетной системе и других.

Но главное дело всей жизни В.И. Даля – его знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Кроме множества слов Даль записал тысячу сказок. Он отдал их безвозмездно составителюзнаменитого издания «Народные русские сказки» Афанасьеву. Свои записи народных песен (около 300) Даль подарил собирателю Петру Киреевскому.

В скупой автобиографической заметке, подводя итоги, Даль писал: «Во всю жизнь я искал случая поездить по России, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень…»

(По М. Бессараб)

Контрольные вопросы:

1.Когда и где родился В.И. Даль?

2.Как Иоганн Даль попал в Россию?

3.Какая особенность проявилась в характере молодого Иоганна Даля?

4.Почему он стал врачом?

5.Кем была мать Даля?

6.Где и какое образование получил В.И. Даль?

7.Где и кем он служил? В каких местах побывал Даль?

8.Как он использовал свои поездки?

9.Какие научные и литературные труды упоминаются в тексте?

10.Что было главным делом его жизни?

11.Каким был Даль в жизни? Что он записал в своей автобиографической заметке?

Задания к тексту:

1. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую из них.

2. Выделите зачин, основную часть, заключение. Сформулируйте главную мысль каждой части.

3. Составьте простой, вопросный и назывной планы по тексту.

4. Составьте диалог по материалу текста.

6. Напишите свою автобиографию.

7. Выполните синтаксический разбор предложений последних 2-х абзацев.

Глоссарий:

Коммуникативная функция языка - функция общения.

Познавательная функция языка – функция обеспечения возможности специфически человеческого (абстрактного, обобщенного) мышления и познания и закрепления результатов предшествующих этапов познания действительности.

Номинативнаяфункция – функцияназывания явлений действительности.

Эмотивная функция - выражение эмоций, чувств, переживаний, настроений.

Регулятивнаяфункция - функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения.

Эстетическая функция - функция, связанная со способностью языка воздействовать не только выражаемым содержанием, но и самой формой.

Речь – обмен информацией между людьми при помощи языка.

Язык – система знаков и символов отражающая цивилизационный опыт человека.

Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь. Основные жанры письменной речи.

Справка

Коммуникация может осуществляться в разных формах – устной и письменной. Между ними существуют как черты сходства, так и различия. Сходство состоит в том, что обе формы нормативны, то есть своей основой имеют литературный язык. Специфика же каждой формы коммуникации определяется системой средств языкового выражения, а также характером деятельности адресата по восприятию информации.

Устная речь представляет собой такую форму коммуникации, при которой словесные знаки реализуются в форме акустических сигналов, издаваемых речевым аппаратов референта и воспринимаемых органами слуха реципиента.

Подобно письменной речи она входит в сферу функционирования литературных норм, то есть представляет собой устную разновидность литературного языка, и реализуется во всех функциональных сти­лях, однако все же имеет преимущество в разговорном стиле речи.

Различаются две разновидности устной речи, представленные в разных стилях речи и по-разному взаимодействующие с литературной нормой:

- подготовленная устная речь: доклад, лекция, выступление и др.;

- неподготовленная устная речь: разговор, беседа.

Подготовленная устная речь от­личается продуманностью, более четкой структурной организацией, композиционной завершённостью и более строгим соблюдением литературным норм. Эта разновидность характерна для следующих функцио­нальных разновидностей:

- устной официально-де­ловой речи;

- устной научной речи;

- устной публицистической речи;

- устной художественной речи.

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью, менее строгим соблюдением литературных норм, лексической и морфологической неточностью, композиционной фрагментарностью и незавершенностью, Это связано с тем, что неподготовленнаяустнаяречьпроизносится «здесь и сейчас», то есть момент мысли совпадает с моментом речи, и говорящий не успевает обдумать воплощение своего суждения в фонетически, грамматически и лексически правильных формах. Эта разновидность устной речи находит свое выражение в разговорном функциональном стиле, обслуживающем повседневно-бытовое общение.

Можно отметить следующие особенности устной разновидности речи.

1 Устная речь характеризуется активным использованием разговорной лексики (бабуля, халтурщик, заправский, каверзный, болтать, навязаться, кувырком, хорошенько,) и фразеологии (щелкать как орехи, водить за нос, надуть губы).

2 Синтаксис устной речи – упрощенный: здесь преобладают простые предложения, что связано с дискретностью (прерывистостью, порционностью) мышления. Прерывистость мышления и стремление к экономии речевых усилий делают характерными для устной речи такие явления, как

– эллипсис: удаление слова или целые обороты, легко восстанавливаемого из контекста (Дайте что-нибудь от головы (устн.)‘Дайте какое-нибудь средство от головной боли’)

– парцелляция: разбиение единого предложения на несколь­ко коммуникативно самостоятельных единиц (Директор звонил. Задерживается. Будет через полчаса. Начинайте без него).

– инверсия: нарушение прямого порядка следования слов в предложении (Парнишка-то, в квартире напротив живёт который, уже большой совсем стал).

Для устной речи не характерно использование причастных и деепричастных оборотов (они часто заменяются придаточными предложениями:идущий на запад – который идёт на запад).

В устной речь присутствует повышенная эмоциональность и оценочность, для выражения которых служат следующие средства:

1) междометия: Ай! Ах! Ну! Ура! Цыц! Чу!;

2) риторические вопросы и восклицания: Не может быть! Ну надо же! И что же в этом удивительного?;

3) экспрессивно-оценочная лексика: копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач;

4) слова с суффиксами субъективной оценки: голосина, грязища, домишко, зайчонок, кофеёк, губки, городок.

Письменная речь характеризуется тем, что словесные знаки реализуются в форме графических символов, воспринимаемых органами зрения адресата. При этом чаще всего акт приема и передачи информации дистанцированы в пространстве и во времени. Пишущий и читающий, как правило, не только не видят друг друга, но и вообще могут не представлять внешнего облика своего партнёра по общению. Письменная форма речи в отличие от устной фиксируется и поэтому сохраняется сколь угодно долго.

Всё это находит свое отражение в языковых средствах, используемых в письменной речи. Можно отметить следующие языковые особенности письменной речи.

1 Письменная речь ориентируется на книжную лексику: в ней чаще встречаются слова с обобщенно-отвлеченным значением, научные термины и официально-деловые обороты.

2 Синтаксис письменной речи – усложненный: для неё характерно использование сложных предложений с союзной связью. Простые предложения, как правило, распространены большим количеством второстепенных членов предложения, осложнены однородными членами предложения, вставными конструкциями, а также обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными, в частности, причастными и деепричастными оборотами. Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, на­пример, в текстах официально-делового стиля, недопустима.

3 В письменной речи чаще используются производные, как правило, отыменные предлоги (во исполнение, ввиду, в ходе, по причине, в соответствии, в связи, в силу, в счет, во избежание) и составныесоюзы (несмотря на то что, вследствие того что, в связи с тем что, с тех пор как, подобно тому как, по мере того как) и др.

4 Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

Чёткие целевые, коммуникативные и жанровые установки письменной речи, возможность осознанного выбора языковых средств приводят к тому, что именно здесь с наибольшей наглядностью воплощаются функциональные особенности того или иного стиля. В этом смысле именно письменная речь является стилеобразующей, отражающей типичные черты стиля.

Различаются первичные и вторичные жанры письменной речи. К первичным жанрам относятся: статья, монография, роман, репортаж, протокол и др. Как вторичные жанры характеризуются: аннотация, реферат, рецензия, резюме, тезисы и др.

Текст 2

Однажды богатый грек Ксанф пригласил гостей и приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес… язык.

«Почему ты принес язык? Неужели считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф.

«Конечно», – ответил Эзоп.

«Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь в мире», – сказал Ксанф.

В следующий раз Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу купить самое худшее, что есть на свете. Раб ушел и принес … язык.

Задания к тексту:

1. Расскажите, что вы знаете о Ксанфе и Эзопе.

2.Выделите фрагменты текста, которые представляют авторское повествование (речь от автора) и передают речь двух лиц (реплики героев). Какая в тексте связь между фрагментами? Чем она выражена.

3.Перескажите текст, заменив реплики героев авторским повествованием. Объясните остановку знаков препинания в тексте.

4. Прочтите текст по ролям (автор, Ксанф, Эзоп).

5. Определите форму и жанр речи, выделите характерные признаки речи.

Контрольные вопросы:

1. Дайте общую характеристику формам и видам речи.

2. Назовите ведущие признаки устной речи.

3. Назовите ведущие признаки письменной речи.

4. Назовите основные жанры письменной речи.

Глоссарий:

Устная речь представляет собой такую форму коммуникации, при которой словесные знаки реализуются в форме акустических сигналов, издаваемых речевым аппаратов референта и воспринимаемых органами слуха реципиента.

Письменная речь характеризуется тем, что словесные знаки реализуются в форме графических символов, воспринимаемых органами зрения адресата.

Неделя 2

Тема:ССЦ как компонент текста.Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная связь. Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения. Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи. Закон. Права человека и их защита.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Текст– это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т.д.

Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и монолога.

Диалог– это одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы.Монолог– это развёрнутое высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Монолог обращён к слушателям, читателям, самому себе...

Текст имеет или может иметь заглавие.

Минимальной единицей текста является предложение, которые объединяются в абзацы, параграфы, главы. Текст всегда оформляется стилистически, а именно? Как разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль.

Важнейший признак текста – стилевое единство. Помимо данного признака текст должен обладать смысловым, тематическим, композиционным, стилистическим единством, структурной целостностью, логической завершенностью.

Смысловая связность текста обусловлена единством его содержательного плана – единством темы. Поэтому любой связный текст можно озаглавить, выделить его смысловое ядро (т.е. то, о чём говорится в тексте). Информативные части текста имеют свою тему (микротему), подчинённую общей теме текста. Т.о., в тексте выделяются тема (название, наименование, по средствам которого обозначается данный объект и аспект его рассмотрения, а также само содержание текста, раскрывающее название темы) и подтема.

Подтема– это такая тема, которая входит в более широкую тему, составляя её часть, и отличается более узким рассмотрением того же объекта. Подтемы в свою очередь могут члениться на подтемы более низкого уровня.

Смысловая целостность текста достигается подчинённостью всех входящих в него единиц одной темы.

Текст 1

О языках

Лингвисты подсчитали, что (сей) час на земном шаре существу…т 2 976 языков. (При) чем 1 200 (из) них пр…ходят(?)ся на 17,5 ми (л, лл)ионов американских индейц…в. А две трети нас…ления земного шара пользуют (?) ся всего лишь 13 языками. Это так называ…мые «великие языки». На кажд…м (из) них говорит не менее 50 ми (л, лл)ионов человек. Распр…стране (н, нн)ы эти 13 языков в 65 странах. (Календарь)

Наши рекомендации