Символы, обряды, мифы и легенды в компании

Символический блок культуры включает в себя обряды, сим­волы, мифы, легенды, героических личностей организации, ко­торые в достаточно образной и лаконичной форме отражают наи­более сильные, значимые стороны культуры компании и ее важ­нейшие ориентиры.

133

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru Организационные обрядыявляются основой внутренних ком­муникаций компании, призванных создавать яркое и притяга­тельное поле взаимодействия единомышленников, связанных осо­быми тайнами и знаниями. Основу этих знаний составляет внут-риорганизационное представление об идеальном мироустройстве. В это понятие компания вкладывает и визуальную организацию пространства, территории компании, и соответствующую сим­волическую атрибутику: особая форменная одежда, эмблемы, гер­бы, знаки и значки, символические цвета, музыкальные и зву­ковые атрибуты (гимны, «речевки», мелодии).

Виды организационных обрядов приведены в табл. 2.6.1.

Таблица 2.6.1

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

Назначение этих обрядов — не только закрепление желатель- ! ных моделей поведения, демонстрация сплоченности и вернос­ти, успехов и достижений, но и создание уникальной атмосфе- I ры неповторимости, делающей пребывание в организации при­влекательным и желанным для сотрудников.

Так, в компании ИКЕА на корпоративном уровне отмечаются Но-вый год и День солнечного солнцестояния, который широко праздну­ется в Швеции, на родине основателя компании.

Во многих российских сетях («Азбука вкуса», «Спортмастер» и др.) при- 1 нято отмечать дни рождения супермаркетов.

Корпоративная культура компании «Спортмастер» эволюциониро­вала вместе с самой фирмой — по мере укрупнения сети все больше

134

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru мим мания уделялось организационной структуре управления, властной

■ Груктуре, системе контроля. Тем не менее нашлось место и старым
Гри шциям — так в день рождения коммерческого директора каждый
Ютрудник получает фрукты, пирожное и бокал шампанского.

На этапе вхождения работника в коллектив важно донести до 001 рудников компании, что именно они являются носителями этой i ультуры. Для этого многие фирмы практикуют тактику «погруже-iiii i ■ сотрудников в корпоративную культуру компании.

II компании «Спортмастер» знакомство с компанией начинается с кор­поративного кодекса, со знакомства с руководством компании. Сотрудни-i И вновь открывающихся в городах России магазинов этой компании i имандируются на месяц в Москву для обучения в тренинг-центре.

И сети «Седьмой континент» разработана и опубликована «Книга Новичка», которая содержит необходимую информацию о компании,

■ | истории, философии, корпоративных принципах и правилах; в сети
' упсрмаркетов «Азбука вкуса» существует традиция: каждые три ме-
| |цв для новых сотрудников проводится чаепитие с генеральным ди­
ректором, где в неформальной обстановке новички могут поделиться
первыми впечатлениями от работы в компании и получить ответы на
интересующие их вопросы непосредственно от генерального директора.

Символы и логотипы

Символ — это объект, действие или событие, отражающие суть культуры данной компании и несущие в себе значение важней­ших ценностей.

Весьма популярный пример символа, выражающего заботу о благе и ин-ирссах клиентов и подчеркивающего гостеприимство и дружеское распо-Южение к ним, заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве, — ваза | яблоками, поставленная в приемной знаменитой американской реклам­ной компании Лео Барнета. Тем самым посетителям как бы говорится: «Мы рады тому, что вы пришли; пока вы ждете — съешьте яблоко или возьмите •го с собой, когда будете уходить, и скорее возвращайтесь обратно».

Трехконечная звезда фирмы «Mercedes* трактуется как ее господ-i жующее положение в воздухе, на воде и на земле.

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

Подтверждая свою приверженность политике открытых дверей, Б. Ар­нольд, президент компании Nashvilles Centennial Medical Center, снял с пе-iель дверь своего кабинета и подвесил ее в холле, чтобы все работники видели, что в компании действительно реализуется принцип открытости.

Systems Inc. разработала и внедрила символ красных пуговиц, которые должны были носить работники, не соблюдавшие график выполнения по­давленных задач по выпуску компьютеров, но работа которых имела су­щественное значение для существования компании. Красные пуговицы сим-

ственное значение для существования компании. Красные пуговицы сим­волизировали серьезность ситуации, и считалось, что все работники ком­пании станут оказывать помощь тем людям, которые носят эти пуговицы. Многоаслектность деятельности и ответственность компании перед потребителями подчеркивается в новом логотипе компании «Юнилевер».

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

«Люди не так много знают о Юнилевере, и, как правило, продукция компании у них не ассоциируются с ее названием. Для многих людей мы "невидимы". Большинство не знает, что мы из себя представляем, нас вос­принимают как одну из многих международных корпораций. Новый ло­готип — это преодоление прежних стереотипов, это выражение истинной философии. Цель компании — Придать Жизни Энергию. Может это и звучит амбициозно, но эта философия всегда была основой нашего бизнеса. Сейчас мы хотим сделать ее более понятной для всех. И мы верим, что движемся в правильном направлении»1.

Рассмотоим логотип компании подообнее.

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

Ложка — символ питания, дегустации и приготовления пищи. Котел с ароматной едой символизирует готовое блюдо, горячие на­питки или супы.

Приправы и ароматизаторы, изображенные в виде перца чили, до­бавляют остроту и разнообразие вкусовым ощущениям. Рыба символизирует пищу, море или чистую воду. Искра символизирует чистоту, здоровье и заряд энергии. Птица—символ свободы, освобождения от дневных забот и получения удовольствия от жизни.

Знак цикличности символизирует последовательность и постоянство при ведении бизнеса.

Губы символизируют красоту, хороший внешний вид и вкус. Мороженое — это символ угощения, удовольствия и наслаждения. Чай символизирует растение или экстракт растения. Кроме того, это символ ведения хозяйства и выращивания растений. Частицы — знак, символизирующий экспериментальную науку, пу­зырьки и шипение.

Замороженные частицы: растение — символ свежести, снежинка представляет процесс замораживания; замороженные частицы —это знак трансформации.

Волна символизирует продукты личной гигиены и моющие средства, которые дарят людям чистоту, свежесть и энергию. Капли воды символизируют чистую воду и чистоту. Контейнер символизирует упаковку — баночку с кремом, представ­ляющую продукт личной гигиены.

Рубашка символизирует свежевыстиранное белье и опрятный вне­шний вид. Сердце — символ любви, заботы и здоровья.

ТТдоня п «Юнилрмчт»

Мы, друзья, единая команда, И не раз готовы повторить, Хватит нам уменья и таланта, Чтобы людям праздник подарит] Чтобы в каждом доме полной ча] Счастье и добро и детский смех. Это стало частью жизни нашей. Пусть всегда сопутствует успех. Припев:

Запад или Юг, Восток или Север, Знаменит повсюду «Юнилевер», Потому, что «Юнилевер» — это Времени особая примета!

Говорим: «Сомнения оставьте! И на жизнь глядите веселей, Вы в нее энергии добавьте, Сразу станет мир вокруг светлей!» й, Дорожим не зря торговой маркой, Ведь успех зависит от труда. Человек рожден для жизни яркой, В этом мы уверены всегда! Припев:

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

137

Компания General Electric разработала восемь принципов — Кодекв поведения, определяющий стремление к обновлению и защите кор поративной репутации1:

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

В России, наверное, нет такого человека, который не знал бы фирменв ного знака кондитерского концерна «Бабаевский» — дом. Ранее этот дом принадлежал основателю фабрики А.И. Абрикосову, на сегодняшний день,! когда ОАО является концерном, знак приобрел новый смысл: дом I значит общность, целостность, семья.

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

Девиз компании: «Два века качества!».

В 1993 г. корпорация Samsung Electronics с целью восприятия ее ми! ровой общественностью разработала новый корпоративный логотип! голубой цвет, олицетворяющий надежность и прочность, излучает доби

1 www.ge.com. 138

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru и доверие; название компании написано по-английски — так его

прочесть и запомнить; эллипс выражает основную идею посто-

110 развития и поступательного движения корпорации, а также

им ионизирует нашу планету, продвигающуюся в пространстве, пере-

i и новые этапы развития.

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

Первая буква S и последняя С, частично выходя за рамки эллипса,

чают связь внутренней сущности корпорации с окружающей сре-

liitl и демонстрируют ее стремление слиться в единое целое с окружа-

.... м миром и служить мировому сообществу.

( ной корпоративный стиль компания Life's Good (LG) раскрывает че­редующий логотип: литеры L и (У, вписанные в круг, символизируют иную, будущее, юность, гуманизм и технологию, подчеркивая гума-ИИ1 шческую направленность философии компании, а также семейность ' ношений с клиентами во всем мире. Ноютип состоит из двух частей: серого литера LG и лицеобразного ■ импола LG в корпоративном красном цвете. Красный цвет подчер-I ипает, с одной стороны, дружелюбие, а с другой — стремление ком-Нммии LG к прекрасному.

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

Геральдика в компании

1'оссийская компания «МИЭЛЬ-Недвижимость» разработала свой Прб, обосновав его необходимость тем, что компания, приходящая на рынок всерьез и надолго, обязана иметь определенные корпоративные I им полы помимо обязательной торговой марки, отражающие Цель, Миссию и Принципы ее деятельности.

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru

Щит пересечен справа. Пересечение образовано двумя точильны­ми камнями, наложенными друг на друга в виде шестиступенчатой ле-

139

стницы (2 и 6 — астрологические числа). Каменная лестница— атри­бут любого строения (недвижимости) — сама по себе символизирует постепенность (стабильность) подъема. Точильный камень — «Стачи­вая, он стирается сам» — означает, что каждая победа чего-то стоит ком­пании.

Лебедь под лавром — символ осторожности в сочетании со свое­временными средствами. Лебедь предусмотрительно укрывается под лавром — деревом, которое редко поражается молнией и которое од­новременно является символом признания и процветания.

Голова лошади, взнузданная уздечкой с двумя эмблемами агентстпа «Миэль», — Москва под упряжью этого агентства.

Шлемы символизируют единство руководства и коллектива агент­ства «Миэль»: слева — турнирный шлем руководителя, справа — тур­нирный шлем коллектива со стилизованными решетинами под эмб­лему агентства «Миэль».

Клейнод: два крыла дракона (герб Москвы), обложенные шестью золотыми византинами, обремененными эмблемами агентства «Миэль» (по три на каждом), что символизирует три филиала агентства «Ми­эль» в Москве.

Девиз: Robur теит — subsidium vestmm, что в переводе с латинского означает «Моя сила — ваша опора».

Кодекс одежды в компании

Символика компании нередко подразумевает введение дресс-кода для сотрудников, т.е. в основном выбор между строгой одеждой и одеждой свободного стиля. При этом в понятие стро­гой одежды входит: у женщин — белая блузка, темная юбка, отсутствие декольте, колготки (независимо от времени года); у мужчин — светлая сорочка, костюм, галстук, ботинки. Не приветствуется обилие украшений и косметики у женщин. Та­кой деловой стиль, как правило, характерен для иерархических культур государственных учреждений, банков, офисных подраз­делений компаний различной направленности. Свободный стиль предполагает большее разнообразие в одежде при соблюдении тех же требований чистоты и презентабельности внешнего вида сотрудника. Многие компании придерживаются так называе­мого смешанного стиля: с понедельника по четверг — ноше­ние деловой одежды, а пятница — «джинсовый день».

Для ряда сфер деятельности кодекс одежды подразумевает на­личие собственной профессиональной спецодежды: фирменная одежда для линейных сотрудников розничных торговых сетей, гостиниц, ресторанов и т.д. Однако введение дресс-кода для со­трудников центрального офиса остается на усмотрении руково­дителей.

140

символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru символы, обряды, мифы и легенды в компании - student2.ru Например, в российском офисе ИКЕА наиболее популярен по-

■ манный стиль одежды, но если кто-то привык ходить на работу

in поме и галстуке, его никто не будет заставлять менять свои при-

м В компании «Комус», напротив, приветствуется деловой стиль

Цы.

< i ремясь к введению униформы, руководство компании пре-■ и цует две цели: 1) внешняя — декларирование корпоративных | мидартов как символа порядка и надежности для выработки по-ф( пительской лояльности; 2) внутренняя, дисциплинарная — по-i inчение выражения индивидуальности работником в соответ-I мши с неким допустимым уровнем, регламентированным его • mi усом. Униформа должна отвечать требованиям современной ИОДЫ, соответствовать неким общепринятым эстетическим нор­мам, должна быть практичной и недорогой.

Наиболее жесткие требования к униформе продавца предъяв-i потея в компаниях, в которых внешний вид работников дол-м и соответствовать специфике представленных товаров— на­пример, в бутиках, парфюмерных и ювелирных магазинах, где предлагаются товары высокой ценовой категории. На пошив форменной одежды в компаниях, работающих в высоком цено­вом сегменте и связанных с торговлей элитными товарами, вы-и'ниются большие средства.

Западные компании, развивающие свой бизнес в России, как правило, используют единые для всей сети модели униформы. [ля российских отделений применяются лекала моделей одеж-ЦЫ, разработанные и протестированные в европейских подраз­биениях компании, а заказы на пошив размещаются на россий­ских предприятиях. Нередко требуется доработка предложенных моделей или разработка принципиально новых, что увеличива­ет стоимость костюма в 2—3 раза по сравнению с базовыми мо-лслями, разработанными самими производителями.

Так, в компании Ives Rocher комплект одежды продавца стоит око-к) 120 долл. Нетрудно подсчитать расходы компании, если учесть, что и Москве открыт 21 магазин Ives Rocher, в Петербурге — 7 и по одно­му магазину в Хабаровске и Мурманске, а в среднем в магазине рабо-1иют 7—10 продавцов-консультантов. Одежда на всю российскую сеть магазинов этой компании изготавливается централизованно в Моск-ве. Срок изнашиваемости формы — 1,5 года. У каждого продавца имеется два комплекта одежды, причем содержать их в чистоте обязан сам со­трудник. Фирменная символика не наносится. Модели разрабатыва­ются во Франции. Со времени выхода Ives Rocher на российский ры­нок сменилось пять модификаций моделей униформы.

141

Наши рекомендации