Статистика использования СДО Moodle

Зарегистрированные сайты
Стран
Курсов 6 750 483
Пользователей 63 065 450
Преподавателей 1 291 763
Записей на курсы 45 153 628
Сообщений в форумах 111 510 827
Ресурсов 60 640 085
Вопросов для тестов 128 866 338

Moodle Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru – это Веб система дистанционного коллективного, группового и/или индивидуального обучения (СДО). Она построена в соответствии со стандартами информационных обучающих систем, настраиваемая, адаптируемая к нуждам потребителя, с простым и прозрачным интерфейсом, работает на разных ОС, может обмениваться обучающими ресурсами (импорт/экспорт) с другими платформами, позволяет использовать все или только отдельные компоненты системы. Она является продуктом с открытым исходным кодом (Free Open Source Software) с лицензией GNU, предоставляет возможность вносить изменения в отдельные ее блоки; дает возможность работать с системой локально и дистанционно, отовсюду где есть доступ к Интернету, интерфейсы переведены на 78 языков мира (http://moodle.org). Среди стран, чьи сайты в наибольшем количестве зарегистрированы как использующие эту систему, лидирует США с более чем 12 тысячами сайтов. Они в два раза превосходят идущую второй Испанию с 6 148 сайтами. На третьем месте Бразилия с чуть более чем 5 тысячами сайтов. Почти три четверти из всех пользователей системы работают на последней версии 2.3.х. В России с 2006 года компания ООО «Открытые технологии» является единственным официальным партнером Moodle.

В рамках Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании» с 28 мая по 1 июня 2012 г. в г. Железноводске прошел Пятый всероссийский семинар «Moodle в сетевом обучении». Организатором конференции выступил Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса.

Своим опытом поделились более 40 ведущих специалистов по СДО Moodle из городов: Москва, Омск, Томск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Челябинск, Астрахань, Самара, Кострома и др. В семинаре принял участие депутат Государственной Думы Российской Федерации, первый заместитель председателя комитета по образованию Бурматов В.В., заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова. Следующий всероссийский семинар пройдет в апреле 2013 года.

Доклады, посвященные Moodle и Электронному деканату и поданные до 10 мая, участвовали в конкурсе на гранты, возмещающие организационный взнос участника. Эти гранты были предоставлены генеральным спонсором конференции - ООО «Открытые технологии». Эта компания является разработчиком модуля «Электронный Деканат» для Moodle (Free Dean's Office) - единственного полнофункционального программного продукта для управления учебным процессом, типичным для российских учебных заведений, в Moodle. Она также является одним из немногих российских разработчиков, реализующих модель свободного ПО (Open Source), которая предполагает оплату клиентом только той части работ и услуг, которая выполняется по заказу данного клиента; при этом базовая часть разработки передается клиенту бесплатно.

Помимо этого, внесены изменения и исправлены ошибки в интерфейсе и программной составляющей среды дистанционного обучения Moodle. Здесь приведены наиболее важные из них, относящиеся к версии Moodle 2.2.3:

  • Добавлена опция удаления внешних записей в блоге.
  • Исправлена ошибка сброса меню выбора темы оформления.
  • Студенты в группах видят в журнале оценок только задания, соответствующие их распределению по группам.
  • Исправлена проблема исчезновения хлебных крошек при завершении редактирования.
  • Преподаватели могут получать доступ к локальному репозитарию файлов в своем курсе.
  • При просмотре сообщения добавлена ссылка на недавние диалоги.
  • Исправлено резервное копирование в курсе при наличии элемента курса "лекция" с попытками.
  • Теперь к событиям календаря можно применять резервное копирование и восстановление.

Самая последняя версия программы Moodle 2.3.2+ .

По количеству сайтов, использующих Moodle, среди стран БРИК лидируют Бразилия - 5094 сайтов, среди которых 900 являются частными, Россия – 1218 сайтов,среди которых 267 являются частными,Китай – 921 сайт, Индия - 826 сайтов. Среди стран СНГ лидирует Россия, на втором месте Украина – 316 сайтов, из которых 62 частных, Молдова - 27 сайтов, из которых 10 частных.

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят:

1. Глоссарий, который позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

2. Задание,это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора). Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов. Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно – по результатам их проверки; это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебных задач. Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.

3. Учебные ресурсы. В качестве таковых могут выступать любые материалы для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: тексты, иллюстрации, презентации, web-страницы, аудио и/или видео файлы и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

4. Тесты.Тестовые задания/вопросы сохраняются в базе данных в именованных коллекциях и могут повторно использоваться в одном или нескольких разных курсов. Возможны обучающие/тренировочные тесты с вариативным содержанием и многократным прохождением и/или суммирующих контрольных тестов с выставлением отметок. Можно установить период сдачи любых тестов, лимит времени, способ формирования и шкалы выставления отметок. При необходимости, преподаватель может управлять feedback-ом на уровне тестового задания, варианта ответа или теста в целом, показать правильные ответы на вопросы теста, а также просмотр и корректировка ответов и/или уточнения отметки. Варьируя сочетанием различных тестовых заданий и их случайным включением в генерируемый тест, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Moodle позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием:

Закрытых/объективных тестовых заданийразличных форм:

  • С бинарным ответом Да/Нет
  • С выбором единственно правильного ответа из множества альтернатив
  • С выбором нескольких правильных ответа из множества альтернатив
  • На установку соответствия между двумя множествами терминов, определениями, свойств и т.п.

Полу-объективных тестовых заданий в виде:

  • Ввода короткого ответа
  • Ввода отсутствующего слова
  • Вычисления
  • Вложенные ответы

Субъективных проверяемых преподавателем заданий типа:

  • Эссе
  • Решение задач

1. Форумудобен для объявлений, учебного обсуждения заданий, проведения консультаций и взаимных комментариев работ студентов. Вокруг загружаемых студентами файлов можно построить учебные/семинарские обсуждения, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. Таким образом, форумы могут быть нескольких типов: тематический/обычный для обсуждения одной темы, общий форум курса, форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Форумы Moodle поддерживают структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения тем, так и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненными другими студентами. Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить), могут быть с отметками или без. Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио.

2. Урокпозволяет организовать пошаговое изучение учебного материала, управлять переходом к следующей единице обучения после успешного освоения предыдущей. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести обучаемого на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, занося ее в ведомость.

3. Wiki– функция коллективного редактирования/усовершенствования существующих определений, понятий и добавления новых, с мониторизацией со стороны тьютора или без, с оценкой или без, с указанием автора, версии и т.д. – равно как это позволяет общепризнанная философия wiki.

Вопросами внедрения дистанционного образования на основе современных e-Learning платформ в Молдавском Государственном Университете (МолдГУ) начали заниматься в 2007 году. Эти работы выполнялись в рамках Молдавско-Российского проекта 06.40CRF «Методологические основы создания Интернет ориентированных ресурсов, распределенных баз данных и их использование в образовательных целях», главным результатом которого стала «Концепция Дистанционного образования в РМ» (ответственный исполнитель Т. Брагару).

В рамках проекта 08.815.08.04A (2008-2009) «Development and application of innovative methods in distance learning» как части Национальной программы «Развитие научно-технической поддержки для растущих информационных потребностей общества Республики Молдова» (исполнительный директор Т. Брагару) определены организационно-методические основы университетского ДО. В этот период были разработаны и утверждены внутренние регламенты МолдГУ для организации дистанционного обучения. Также был создан Совет МолдГУ по внедрению ДО, освоена авторская платформа ДО AeL Siveco (AeL –Advanced e-Learning), подготовлена группа из 12 преподавателей для работы в среде AeL, разработаны методические материалы для развития цифровых учебных материалов. Однако AeL не прижился в МолдГУ (из-за отсутствия цифровых учебных материалов, отсутствия регулирования авторских прав и мотивации преподавателей, высокой стоимости авторского сопровождения системы разработчиками и др.).

Наиболее существенные практические e-Learning результаты в МолдГУ получены в рамках гранта по инновации образования „eLaboratory for elearning",предоставленного на 2008-2010 гг. фирмой HewletPaccard, (исполнительный директор Т. Брагару). В рамках этого проекта была освоена Free Open Source Software платформа e-Learning Moodle, усовершенствованы некоторые инструменты для удобной подготовки тестовых заданий (ТЗ) и загрузки словарей, приобретен и описан большой опыт тестирования в СДО Moodle. Также была подготовлена группа преподавателей и разработаны цифровые учебно-методические ресурсы по 12 дисциплинам магистерской программы дистанционного обучения «Беспроводные технологии» (http://moodle.usm.md). По ходу использования Moodle была добавлена новая функция для фильтрации тестовых заданий при генерации тестов со случайным выбором равных/параллельных заданий (по форме, цели, уровню сложности и т.п.), что открывает широкие возможности для формирующего тестирования.

В текущем 2012 году был разработан курс и осуществлена подготовку группы из 25 преподавателей по использованию СДО Moodle в процессе традиционного обучения (автор и преподаватель курса Т. Брагару). На начало ноября 2012 на сайте http://moodle.usm.md зарегистрировано около 50 курсов 30 авторов-преподавателей. Осуществляется дальнейшее развитие цифровых образовательных ресурсов и использование Moodle в учебном процессе.

Однако внедрение e-Learning в практике высшего и непрерывного обучения в МолдГУ и в РМ в целом идет довольно вяло. Отчасти из-за законодательного вакуума и из-за отсутствия четкой политики государства и университетов по стимулированию инновации образования. Отчасти из-за разрозненности усилий по разработке и внедрению цифровых учебных ресурсов и др. В РМ пока нет официального партнера Moodle, как нет единого центра по опыту и перспективам применения e-learning для высшего и непрерывного образования, в том числе по Moodle.

Надо ли или нельзя отображать правильные ответы на тестовые задания? В процессе использования СДО Moodle для самоподготовки и самоконтроля знаний, а также рубежного и финального контроля выяснилось, что при недостаточном количестве ТЗ, студенты довольно быстро собирают базу данных правильных ответов, теряя при этом мотивацию к дальнейшему совершенствования знаний по данной теме/предмету. Также был замечен несанкционированный доступ к тестам и наборов ТЗ вследствие вскрытия паролей.

На наш взгляд, желательно ограничить обратную связь тестирования, указанием неправильно решенных ТЗ и ссылками на материал для повторения. Указание правильных/неправильных ответов никогда не оправдано, за исключением открытого, неформального ДО и при очень большом количестве параллельных ТЗ. Это позволит преподавателю и респонденту объективно понять, владеет ли последний данным материалом или нет, и исключает возможность получения искаженных результатов вследствие использования шпаргалок с заранее подготовленными ответами, так как новый сеанс тестирования будет состоять из нового набора ТЗ.

Однако разработка большого количества ТЗ не всегда возможно и целесообразно. В таких случаях, для обеспечения безопасности открытия ТЗ, хорошими, проверенными практическими мерами являются:

  • Ограничение прав доступа некоторых ролей, таких как администратор, создатель курса, преподаватель только с определенных IP и/или MAC-адресов им подконтрольных, например, с личных ноутбуков. Если даже кто-то узнает пароль, получить доступ к коллекциям ТЗ не сможет.
  • Систематическое обновление паролей пользователей с расширенными правами. При этом пароли должен быть достаточно сильными. Также желательно не давать возможности автоматического восстановления паролей для пользователей с расширенными правами, т.к. их логины и почты, по сути, являются публичными.
  • Ограничение доступа для студентов по времени, паролю и только с определенных IP-адресов тестовых классов во время рубежных и финальных тестов происходящих под наблюдением, отображение теста в защищенном от копирования окне, только по одному ТЗ, запрет feedback-a кроме количества набранных пунктов и предполагаемой оценки и др.
  • Для избегания использования багов, нужно систематически устанавливать последние обновления версии Moodle.

Конечно, лучшего способа обеспечения безопасности ТЗ и тестов – это отказаться от нее. В идеале надо делать ТЗ и тестирование полностью открытыми, публичными, или как говорит И.А Морев, надо делать его мягким. Технология мягкого тестирования хотя и известна довольно давно, накладывает сильные ограничения на форму и количество ТЗ (фасетные, моделируемые, практически любого требуемого объема коллекции ТЗ), требует много времени для решения ТЗ, подготовки и импорта в Moodle и др. Хотя определенные наработки в этой области у нас уже имеются и работы в этом направлении ведутся.

Вопросы для самоконтроля:

  • Автор инициативы «открытых архивов»?
  • Как Вы понимаете движение Open Access?
  • Сколько направлений движения Open Access сформировалось?
  • Самый известный и наиболее объемный архив публикаций сторонников движения Open Access?
  • Когда был создан самый известный и наиболее объемный архив публикаций сторонников движения Open Access?
  • Что содержит самый известный и наиболее объемный архив публикаций сторонников движения Open Access?
  • Где был создан самый известный и наиболее объемный архив публикаций сторонников движения Open Access?
  • Сколько в настоящее время существует авторитетных рецензируемых научных журналов, работающих на принципах открытого доступа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсе лекций, посвященном столь быстро развивающемуся новому научно-практическому направлению, мы не стремились к исчерпывающему, законченному изложению, да это было бы просто и невозможно. Также трудно было избежать определенной разнородности и неэквивалентности отдельных глав (тем). Как уже отмечалось во введении, книга представляет собой одну из первых, а возможно даже и просто первую попытку собрать вместе и систематизировать то наиболее важное, что достигнуто различными исследователями и практиками в этой области. Вместе с тем авторы стремились проанализировать основные достижения, дать их сравнительный анализ для подходов, применяемых к решению одних и тех же или аналогичных задач. Особенное внимание было уделено выделению наиболее существенных концепций и способам их реализации.

Уже в процессе подготовки курса к сдаче ее авторами в работу в Москве была проведена 7 Всероссийская научно-практическая конференция (Москва, ВВЦ, 28.09-01.10.2010) «Образовательная среда сегодня и завтра». В материалах Конференции значительное внимание уделено внедрению ИКТ в образовательный процесс и формированию, таким образом, новой образовательной среды. Не пытаясь здесь подробно и обстоятельно рассматривать в полном объеме материалы Конференции, отметим вкратце наиболее важные моменты, в которых сконцентрированы последние достижения в этой области.

К таковым в первую очередь нужно отнести следующие темы. Инновационные образовательные технологии в системе высшей школы. Дистанционная образовательная технология. О процессном подходе в управлении качеством и результатами образовательной и научно- исследовательской деятельности в распределенном вузе. О глобализации высшего профессионального образования. ИТ как инвариант педагогики высоких достижений. Сравнительный анализ систем дистанционного обучения. Сетевой адаптивный курс «Технологии электронного государства». Электронные ресурсы для государственного и муниципального управления и обучения сотрудников власти. Об организации модели распределенного дистанционного обучения. Синергетика электронных дидактических технологий. Информационно-аналитическая система поддержки экспорта российского образования «Российское образование для иностранных граждан»

Повышение требований к качеству современного образования в обобщенном виде сформулированное в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» определяет необходимость мониторинга процессов в системе менеджмента качества. Поскольку при документировании процессов в своей организации невозможно прибегнуть к простому копированию или компиляции готовых документов другой организации, то они могут служить только ориентирами. Поэтому необходимо формировать эффективную систему измерения и отслеживания знаний учащихся, компетенции преподавателей, которая может быть основана на ИКТ и дистанционных технологиях, особенно в применении к распределенным университетам. В результате обеспечивается выполнение требований образовательных стандартов третьего поколения и для распределенных университетов эффект внедрения процессных подходов и системы менеджмента качества в управлении вузом проявляется с мультипликативным эффектом.

ИКТ представляют собой эффективный инструмент решения задач глобализации, в особенности решения проблем либерализации свободной торговли, которая в свою очередь приводит к образовательной глобализации. Транснациональное образование, отвечающее современным международным образовательным стандартам, предполагает появление международного документа на соответствие квалификаций. Ведущие университеты превращаются в учебные заведения с глобальной ориентацией на мировой образовательный рынок, что естественно невозможно без интенсивного внедрения и использования ИКТ.

Основные возможности инновационно-ориентированной образовательной среды реализуются посредством разработки и внедрения в учебный процесс комплекса прикладных программ образовательного назначения. В этом контексте, несмотря на разнообразие направлений инновационного развития, инвариантом современной образовательной системы являются ИКТ. Именно они позволяют проводить все виды занятий на основе использования последних достижений в области ИТ и требований стандартов программной инженерии в интрасети вуза или при дистанционном образовании с использованием Интернет.

Интернет-технологии успешно используются в реализации перспективного проекта информационно-аналитической системы поддержки экспорта российского образования. Его цель создание и сопровождение в международном информационном пространстве единого источника информации по всем вопросам обучения иностранных граждан в российских учебных заведениях. Соответствующий банк данных этой системы регулярно пополняется анкетами образовательных учреждений, включая и неподведомственные Минобрнауки РФ. Разработан уникальный сервис, позволяющий зарубежному пользователю с домашнего компьютера подобрать наиболее интересное с его точки зрения учебное заведение и заполнить анкету, содержащую сведения для оценки соответствия пожеланий абитуриента возможностям конкретного образовательного учреждения.

Интеллектуальные технологии буквально раскрывают новые пути повышения качества образования, а адаптивное представление учебных материалов обеспечивает индивидуальный подход к учащимся. Имеющиеся в настоящее время интеллектуальные обучающие системы представлены следующими классами.

1. Системы для построения последовательности курса обучения.

2. Системы для интеллектуального анализа ответов учащегося.

3. Системы интерактивной поддержки решения задач.

4. Системы оказания помощи в решении задач, основанные на примерах (реализация индуктивного метода обучения).

В целом применение технологий искусственного интеллекта постепенно начинает приближаться к возможности квалифицированного специалиста-педагога и с учетом возможностей дистанционных технологий иногда даже превосходит его возможности, выступая в качестве вполне конкурентоспособной образовательной среды по отношению к традиционному обучению с педагогами.

В этом отношении большой интерес представляют работы по формированию индивидуальной модели преподавателя в интеллектуальном агентно-ориентированном учебном комплексе (ИАОУК). Процесс обучения в результате использования ИАОУК приобретает явно выраженный интерактивный характер. Ведь временные возможности преподавателя в части уделения внимания отдельным студентам довольно ограничены. Работа с ИАУОК характеризуется четким выделением преподавателем основных целей обучения. При этом конкретизируется, что учащиеся должны изучить; описываются специфические задачи, показывающие, что учащиеся должны уметь делать; осуществляется проектирование деятельности студентов в процессе обучения, которая и позволяет достичь поставленные цели и решить нужные задачи в ходе ступенчатого многошагового процесса. Нет необходимости пояснять важность разработки и представления такового алгоритмического решения поставленных задач.

Сам комплекс позволяет студентам решать реальные интересные в практическом отношении задачи, работать с практически значимыми проблемами и с реальными данными. Соответственно преподаватели делятся на тьюторов (с определенной условностью скажем электронных преподавателей), экспертов, главного преподавателя-эксперта, главного администратора. На самом верху этой пирамиды находится главный администратор. Этот главный администратор создает главных преподавателей-экспертов, назначает им права управления модулем преподавателя, выполняет соответствующие записи в БД комплекса.

Главные преподаватели-эксперты наделяются правами создания и управления режимами работы преподавателя-администратора и преподавателя-тьютора. Главный преподаватель-эксперт осуществляет планирование и изменение сценариев работы студентов внутри направлений, осуществляет автоматизированную генерацию учебных объектов комплекса различной структуры и назначения в зависимости от целей и задач обучения. Наконец, им осуществляется адаптивное интерактивное взаимодействие пользователей с системой, позволяющее добиться высокой эффективности обучения независимо от различий индивидуальных характеристик обучаемых. Преподаватель-эксперт изменяет сценарий работы со студентами внутри отдельной дисциплины, планирует сценарии проведения занятий, добавляет электронные учебники по новым предметам, удаляет существующие в системе электронные учебники. Наконец, тьютор изменяет (обновляет) учебный материал, добавляет тестовые задания к существующему электронному учебнику, изменяет структуру тестовых заданий и удаляет тестовые задания (его права ограничены).

В целом передовые преподаватели и без использования ИКТ стремятся к формированию индивидуальной модели преподавателя, но по вполне понятным причинам их возможности создания ее без применения ИКТ весьма ограничены. А данный комплекс способствует созданию индивидуального рабочего пространства преподавателя. При этом реализуется возможность динамического формирования учебного материала, тестовых баз в соответствии с динамикой изменяющейся предметной области, а также автоматического поиска, извлечения и накопления новых знаний в изучаемой предметной области. Более того, формируется виртуальная комплексная модель подготавливаемого студента, который в процессе обучения превращается в специалиста соответствующего уровня квалификации (бакалавр, специалист, магистр).

Если попытаться подвести некоторые промежуточные итоги развития электронных образовательных технологий и формирования качественно новых методов исследований, немыслимых без интеграции «родных» технологий данной предметной области и ИКТ, то очень сжато их можно сформулировать следующим образом. Прежде всего, в науке появились качественно новые научные области такие как интерферометрия на сверхдальней (сверхширокой) базе, моделирование космологических процессов на системах массового параллелизма, имитация социальных моделей и их развития на супер-ЭВМ, проверка эффективности ядерных боевых устройств и надежности средств их доставки расчетами по Монте-Карло с применением современных ИКТ-технологий и даже эксперименты по молекулярной биологии и генетике, невозможные без современных ИКТ.

Внедрение ИКТ в научные исследования приводит к качественному постепенному изменению их природы и появлению новых научных направлений. Применение ИКТ в сфере образования уже существенно изменило сам процесс обучения, позволило повысить его эффективность и сделать высококачественное обучение доступным для отдаленных и труднодоступных регионов. Одновременно с этим достигается повышение квалификации преподавателей и изменение сущности образования, которое становится все более ориентированным на компетенции и компетентностный подход. Доступ к удаленным источникам и ресурсам преобразует образовательную среду и формирует ее новый облик. Построение новой экономики в России настоятельно требует существенного повышения качества образования и ориентации его на умения и компетенции, а не на пассивное приобретение знаний. ИКТ должны оказать в выполнении этих задач большую помощь, можно даже сказать очень большую. Наряду с этим и само российское образование будет превращаться в сектор современного образования, удовлетворяющий мировым стандартам и способный привлекать внимание студентов разных стран.

Глобализация секторов научных исследований и образования намного ускорилась с появлением ИКТ и интенсивным внедрением их в эти сферы. Успешно используемая эта тенденция способна не только принести большую пользу развитию и преобразованию экономики России непосредственно, но и эффективно повысить авторитет России на международной арене и способствовать упрочению ее геополитической позиции и защите соответствующих интересов. Отечественное образование пока еще остается достаточно конкурентоспособным, но недостаточно известным. Повышение конкурентоспособности отечественного образования и полноценная интеграция его в общемировой рынок образовательных услуг невозможно без интенсивного использования ИКТ. Кроме того, именно интенсивное использование ИКТ способно компенсировать и отчасти преодолеть недостаточную известность (недостаточно высокий рейтинг) нашего образования и вывести его на конкурентоспособные, в том числе и в смысле рейтинга, позиции.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Сибирский Виктор Константинович, Степанов Владимир Григорьевич. Монография. ИКТ в образовании и науке. М. МИЭМП, 2010, 198 с.

2. Балацкий Е. В. Экономическая наука: новые вызовы современности. Мировая экономика и международные отношения. № 1, январь 2006, стр.61-67

3. Макарова Н.В. Информатика. – М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Интеллектуальная собственность и инновации. Андрей Морозов, НГ Наука 13.02.08.

5. Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы. Монография: – М.: Изд. ДеЛи, 2006. – 296 с.

Дополнительная:

1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.

2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

3. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.

4. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.

5. Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000. – 21 с.

6. Советский энциклопедический словарь, гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1983.

7. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

8. Формирование системного мышления в обучении/ Под ред. проф. З.А. Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

9. Кипрушкин С.А., Кошкин А.В., Курсков С.Ю. Дистанционное изучение системы КАМАК // Информационные технологии в образовании, технике и медицине: Сб. научных трудов. В 2-х ч. Ч. 1. / ВолгГТУ. Волгоград, 2002. С. 130-133.

10. Кашуба А.С., Кипрушкин С.А., Курсков С.Ю. Сервер канала общего пользования распределенной информационной системы поддержки научных исследований в области оптической спектроскопии. Технологии информационного общества - Интернет и современное общество 2002 (IST/IMS 2002): Материалы V Всерос. объединенной конф. СПб.: Из-во С.-Петербург. ун-та, 2002. C. 104-105.

11. Gavrilov S.E., Kiprushkin S.A., Kurskov S.Yu., Zhiganov E.D. Remote CAMAC programming teaching using CAMAC server // Telecommunications for Education and Training. Praga, 2001.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://sakaiproject.org. Электронный ресурс Sakai Project.
  • http://www.curator.ru/doplus.html Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет
  • http://www.ibm.com/news/ru/ru/2006/07/1103.html. Электронный ресурс: Новости компании IBM.
  • http://www.lamsfoundation.org Фонд LAMS - для бесплатных решений
  • http://www.mq.edu.au
  • http://www.melcoe.mq.edu.au
  • http://www.lamsinternational.com
  • http://www.ifap.ru/ofdocs/okinhar.htm Окинавская хартия глобального информационного общества
  • http://feb-web.ru/

ГЛОССАРИЙ

ACID Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru (Atomicity-Атомарность, Consistency -Согласованность, Isolation -Изолированность, Durability -Надежность) - описывает требования к транзакционной системе (например, к СУБД), обеспечивающие наиболее надёжную и предсказуемую её работу.

ALE (Application Link Enabling) Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - концепция распределенных приложений

BASE Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Basic Analysis and Security Engine

CEN (the European Committee for Standardisation) Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Европейский комитет по стандартизации

CSCL Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru (Computer-Supported Collaborative Learning) – компьютерная поддержка обучения

DOAJ Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - the Directory of Open Access Journals – каталог журналов открытого доступа

e-learning Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - электронное или дистанционное обучение

Eifl (Electronic Information for Libraries) Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - фонд по подписке на наиболее выгодных условиях для участников межгосударственных консорциумов, а также поддержке возникающих в государствах-участниках национальных консорциумов библиотек

ERP Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Enterprise Resource Planning

ISI Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Institute for Scientific Information

IS4OA Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Infrastructure Services for Open Access - инфраструктура услуг для открытого доступа

JCR Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Journal Citation Reports - указатель цитируемости журналов определяет информационную значимость научных журналов

LAMS (Learing Activity Manegement System) Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - система дистанционного обучения

Life long lеarning Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - непрерывное образование

МВА Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Master of Business Administration

MRP Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - Material Requirement Planning -планирование потребности в материалах

OAI-PMH Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru (Open Archives Initiative – Protocol for Metadata Harvesting) - протокол сбора метаданных из разных архивов

OLAP(online analytical processing) Статистика использования СДО Moodle - student2.ru Статистика использования СДО Moodle - student2.ru - технологии оперативного анализа данных

Наши рекомендации