Криминалистическая специализация

Р

яд участников упомянутой дискуссии о путях подготовки юридических кадров подчеркивал необходимость вузовской специализации обучающихся с целью лучшей их подготовки к будущей практической деятельности. Нам также представляется, что специализация (в разумных, конечно, пределах) необходима уже в стенах вуза.

Проблема специализации особенно трудно решается в юридических вузах общего типа. Основными средствами специализации здесь являются, как известно, спецкурсы, спецсеминары и практика. По криминалистике спецкурсы и спецсеминары введены с 1958 г., и в этой области накоплен уже значительный опыт, позволяющий утвердительно ответить на вопрос об их полезности.

Мы не беремся судить об эффективности существующей специализации для подготовки будущих прокуроров, судей и адвокатов. Однако, учитывая высказывавшиеся мнения научных и практических работников и опыт подготовки следователей в учебных заведениях системы МВД, полагаем, что существующих форм специализации недостаточно для подготовки следователей в вузах общего типа. С этой точки зрения заслуживает всяческой поддержки введение в юридических вузах следст­венно-криминалистической специализации и поиск новых форм ее осуществления.

Представляется, что специализация будущих следователей должна осуществляться не на последних курсах, а на протяжении всего срока обучения, начиная с момента отбора кандидатов на учебу. Для этого следует решить две взаимосвязанные проблемы: профессионального отбора и модели специалиста. На основе последней строится учебный план подготовки следователей, подобный тому, который принят в Волгоградском юридическом институте МВД РФ. Такой порядок позволяет решать вопросы специализации не преимущественно количественным путем, сокращая учебное время для одних и увеличивая для других дисци­плин, а принципиально иначе, определяя необходимый набор дисциплин учебного плана и оставаясь при этом в рамках специальности “право­ведение”. По такому же пути пошли и другие учебные заведения МВД.

В учебном плане подготовки специалистов этого профиля вместо единого курса криминалистики предусматривается целый цикл криминалистических дисциплин, начиная от курса общих основ криминалистики экспертизы и кончая курсом организации расследования. Такой набор специальных дисциплин вкупе с фундаментальными учебными курсами по всем основным правовым наукам, определяющим содержание юридического образования, обеспечивает подготовку высококвалифицированных следователей, обладающих широким правовым кругозором.

Существующие ныне специализации при подготовке работников уголовного розыска, службы БЭП, исправительно-трудовых учреждений строятся по таким же принципам.

Вопросы методики преподавания криминалистики

С

пецифика преподавания курса криминалистики заключается, гла­вным образом, в тех формах обучения, которые преследуют цель привития обучающимся определенных умений и навыков и развития их субъективных качеств. Что же касается лекций по криминалистике, то, помимо общих требований, предъявляемых к лекции как осно­вной форме обучения в вузе (а мы по-прежнему придерживаемся этого мнения, несмотря на получившее с некоторых пор известное распространение скептическое отношение к лекции как “устаревшей” форме учебного процесса), лекция по криминалистике должна пробуждать желание практически проверить выдвигаемые в ней положения, лично испытать те средства, приемы и рекомендации практической деятельно­сти, о которых в ней идет речь. Лекция должна пробудить интерес к предстоящим практическим формам обучения.

Исторически первой формой практического обучения криминалистике были лабораторные или практические занятия — сначала по темам криминалистической техники, а затем и криминалистической тактики. Позже стали проводиться семинары или практические занятия по криминалистической методике. В 1945 г. появился первый практикум по криминалистической технике Е. У. Зицера и Д. Я. Мирского. Авторы следующим образом обосновывали цель издания практикума: “Находясь все время под руководством преподавателя, учащийся не привыкает самостоятельно решать задачи, выдвигаемые оперативной практикой органов юс­тиции. Это иногда приводит к тому, что лицо, превосходно выполнявшее все задания в лабораторной обстановке, оказывается беспомощным, по крайней мере на первых порах, когда дело доходит до выполнения таких же заданий в процессе подлинного следствия”. По мнению авторов, эти недостатки групповых аудиторных занятий можно изжить путем сочетания групповых занятий с индивидуальными. “Для организации таких, то есть комбинированных, занятий необходимы не только устные указания преподавателя, но и, главным образом, письменное руководство, которое дало бы студентам возможность работать и в составе группы, и самостоятельно”[813].

Практикум оказался удачной методической находкой. В 1948 г. Е. У. Зицер и Д. Я. Мирский дополнили второе его издание казусами по криминалистической тактике. Вслед за этим появились различные варианты подобных сборников заданий: лабораторные практикумы, сборники задач, сборники упражнений и т. п. Но особенно полезной оказалась эта форма подачи учебного материала для заочников. Поскольку в условиях заочного обучения обучающийся лишен возможности систематически консультироваться у преподавателя, практикумы для заочников стали снабжать специальными методическими указаниями[814]. По всему курсу такие методические указания стали получать и обучающиеся на очных отделениях[815].

В 1954-59 гг. вышли руководства к практическим занятиям по криминалистической технике и тактике, а в 1962 г. — по криминалистической методике, которые объединяли в себе задания, методические указания к ним для студентов и методические указания для преподавателя[816]. Эта форма методической литературы оказалась весьма полезной. Свое развитие она получила в форме практикумов по всем разделам курса[817].

Развитие в вузах программированного обучения, а впоследствии обучения с использованием ЭВМ получило отклик и при преподавании кри­миналистики. В ряде юридических учебных заведений создаются компьютерные классы, разрабатываются учебные компьютерные программы и специализированные учебные и учебно-тренировочные системы по отдельным темам и разделам курса криминалистики. Это стало развитием такой традиционной формы обучения, как практические занятия.

Начиная с 60-х годов стали развиваться новые формы практического обучения криминалистике: групповые упражнения, оперативные тренировки, криминалистические учения, специализированная стажировка.

При групповых упражнениях, когда каждый обучающийся выступает в роли определенного должностного лица правоохранительных органов, сочетаются в едином комплексе оценка исходной для решения информации, процесс принятия решения, выполнение письменных заданий во внеучебное время, разбор, обсуждение и оценка их на занятиях, выполнение практических действий по работе с доказательствами.

Проведением групповых упражнений обеспечивается эффективный педагогический контроль за самостоятельной работой слушателей, поскольку на занятиях происходит живое обсуждение вариантов решений с их теоретическим и правовым обоснованием; преподаватель получает более широкую возможность донести до аудитории сложный научный материал, что достигается при обосновании решений, подведении итогов и т. д., создаются благоприятные условия формирования у обучаю­щихся профессионально важных и сложных умений и навыков, развивается интерес к предмету.

В отличие от группового упражнения, оперативные тренировки представляют собой такую форму практических занятий, когда обучаемые вы­ступают в ролях разных должностных лиц. Эти занятия особенно эффективны для отработки вопросов взаимодействия следователя с оператив­ным сотрудником, процедур принятия и выполнения тактических решений, выработки навыков ведения расследования групповым методом и др.

Весьма перспективной представляется такая форма практического обучения, как криминалистические учения, проводившиеся кафедрой криминалистики бывшей Высшей школы МВД СССР с 1968 г.

После ряда методических экспериментов с различными формами практических занятий коллектив кафедры пришел к выводу, что эти занятия станут более эффективными, если проводить их в обстановке, сходной с обстановкой расследования реального уголовного дела. Первое такое учение состояло из семи занятий, проводившихся в рамках расследования уголовного дела о квартирной краже, оно было рассчита­но на 16 учебных часов. С учетом выявленных недочетов следующее учение проводилось уже в течение 36 часов (14 занятий). Оно занимало шесть полных учебных дней, что еще более приблизило учение к реальной обстановке расследования.

В ходе учения каждый слушатель выполнял комплекс следственных действий, связанных единой фабулой, применял широкий ассортимент технико-криминалистических средств; активно использовались учебное телевидение, двусторонняя связь, магнитофонные записи. Результаты учений подтвердили их высокую эффективность и позволили рекомендовать эту форму обучения другим вузам[818].

Наконец, специфической формой практического обучения является специализированная стажировка в органах внутренних дел по раскрытию преступлений прошлых лет, которая практиковалась также в быв­шей Высшей школе МВД СССР с 1968 г. Такая стажировка способна решать три задачи: проверить усвоение слушателями теоретических знаний по криминалистике и смежным дисциплинам, привить им навыки расследования сложных преступлений, в силу ряда причин оставшихся нераскрытыми, и оказать практическую помощь конкретным органам внутренних дел.

Из наиболее подготовленных слушателей комплектовались бригады, руководителями которых назначались сотрудники Следственного управления и Управления уголовного розыска МВД СССР; к каждой бригаде прикреплялся преподаватель кафедры. Стажировка осуществлялась по специальной программе. Продолжительность стажировки — 30-35 дней.

Специализированная стажировка, как показал опыт, оказывается ве­сьма полезной как в учебно-методическом, так и в практическом отношении. Обстановка реального процесса расследования, да еще, к тому же, достаточно сложного по ситуации, способствует быстрому приобретению новых и “оживлению” уже имеющихся навыков следственной работы. Что же касается практических результатов, то достаточно сказать, что только за два года стажерам совместно с местными практическими работниками удалось раскрыть 366 “старых” преступлений и 416 вновь совершенных[819].

В течение всего срока стажировки стажер вел дневник, в который вносил записи о работе, проделанной за истекшие сутки. В конце стажировки составлялся отчет, который оценивался кафедрой с учетом характеристики работы стажера и заключения преподавателя — руководителя стажировки.

В 1991 г. Академия МВД издала уникальный учебник В. Г. Коломацкого “Курс криминалистики. Дидактика и методика”, в котором автор проанализировал и обобщил обширный опыт преподавания криминалистики в высших учебных заведениях и разработал методические указания ко всем формам учебных занятий: по проведению лекций, семинарских и практических занятий, криминалистических игр, учений, учебной практики и стажировки, а также по организации и методике индивидуальных занятий со слушателями и самостоятельной работы слушателей при изучении курса криминалистики.

15.1.5. Учебная литература

О

дним из показателей уровня учебного процесса является его обеспеченность учебниками и другими учебными и методическими пособиями. Для того чтобы дать наглядное представление о процессе обеспечения литературой учебного курса криминалистики, назовем в хронологическом порядке изданные в нашей стране общевузовские и ведомственные учебники по криминалистике для высших и средних специальных учебных заведений и фактически соответствующие им комплексные учебные пособия, охватывающие все содержание курса.

Наши рекомендации