Модель комм-ции Эвен-Зохара

Преемственность в развитии принципов моделирования коммуникации демонстрирует, например, проведенное Г. Почепцовым сопоставление модели Р. Якобсона и ее измененного варианта, предложенного современным семиотиком И. Эвен- Зохаром. (Even - Zohar 1990). В последней отражен процесс коммуникации, осуществляемой в сфере потребления литературной продукции. Обе приведенные ниже модели для наглядности наложены одна на другую; компоненты схемы Якобсона указаны в скобках.
Романа Якобсона ругали за замену понятия "язык" понятием "код". Код не имеет истории, поэтому и позволяет представить адресата и адресанта такими, что имеют идентичные коды, следовательно не имеют индивидуальной памяти. Сам Юрий Лотман считал, что язык - это "код плюс его история". И диалог интересен тем, что дает возможность высказать то, чего нет в совпадающих кодах.
Израильский семиотик Итамар Эвен-Зохар в рамках своей литературной теории преобразовал схему Р. Якобсона:

институт [контекст]
репертуар [код]
производитель [адресант]---------------------------- [адресат] потребитель
рынок [контакт/канал]
продукт [сообщение]
Принципиальная разница состоит в том, что если схема Р. Якобсона строится на производстве одного высказывания, то схема И. Эвен-Зохара описывает производство целого набора текстов. Соответственно, потребитель у него становится не просто потребителем текстов, т.е. конечного продукта, а потребителем всей социально-культурной функции данной активности. "Институты" включают в себя издательства. критиков, образовательные структуры, объединения писателей, все виды масс-медиа и под. Под "рынком" подразумевается сумма всех факторов, связанных продажей и покупкой литературного продукта, процессами "промоушена". "Код" Якобсона заменяется на термин "репертуар", куда попадают правила производства и использования литературного продукта. Код относится только к правилам, поэтому в репертуар попадает и "материал": не только "грамматика", но и "лексикон" данного вида языка. Значимым для ПР-проблематики становится и понимание им "продукта", куда подпадает не только текст, но и варианты знакового поведения вообще.
Как видно из сопоставления двух схем, новая модель содержит уточненный понятийный и, соответственно, терминологический аппарат.
Адресатом в новой схеме является потребитель всей социально-культурной функции данного вида деятельности. Институты включают в себя те или иные коммуникационные структуры. Под рынком подразумеваются все процессы продвижения продукта. В репертуар попадают характерные особенности лексики и грамматики используемого языка. Под продуктом понимается текст и варианты знакового поведения в целом.

51 Лидеры мнений. Определение понятия.
Лидеры мнений - Лица, которые прямо или косвенно оказывают влияние на формирование мнений других людей, целевого рынка. Лидеры мнений - это люди, которые общаются с окружающими по поводу товара чаще, чем среднестатистический покупатель и способны оказывать влияние на мнение собеседников, на их выбор. Вот основные признаки, вот самые главные критерии. Не крупный пост, не громкий титул(важные, но не решающие характеристики), а интенсивность общения и степень влияния.
Лидеры мнений не определяются через демографические характеристики, так как они есть во всех демографических группах, а отличаются своими психологическими чертами, интересами и имеют пять общих признаков:
Активная жизненнаяü позиция.
Широкая сеть контактов.ü
Заинтересованность вü распространении полезных советов.
Уверенность при формировании тренда. Такü как лидеры мнений любят учиться, они обычно раньше других знакомятся с новыми технологиями
Желание решать чужие проблемы. ЛМ по своей сути являются теми,ü кто решает чужие проблемы.
Исследования показывают, что в сегменте ЛМ довольно большая текучесть: одни попадают в эту категорию и остаются в ней на всю жизнь, другие задерживаются всего лишь на незначительное время. Достоверно известно, что часть сегодняшних ЛМ не будут ими уже через пару лет. С точки зрения общества в целом — это хорошая тенденция, так как текучесть способствует развитию сети контактов, постоянно пополняя ее новыми людьми, которые приносят свою энергию, информацию, мнения — одним словом, способствуют устному общению.
Портрет лидеров мнений. Лидеры мнений отличаются от всех остальных потребителей умением выделять главное; верой в личный рост и необходимость перемен; гармонией с собой и окружающим миром; системой ценностей, где семья находится на первом месте. ЛМ постоянно «фильтруют» в своем сознании большой поток информации и самостоятельно определяют, что для них важно, а что — нет. Выбор, как правило, соответствует их убеждениям, что является главной особенностью ЛМ.
Как лидеры мнений влияют на других. Лидеры мнений распространяют свое влияние с помощью эффекта снежного кома: они говорят одним, те в свою очередь — другим, и в этот процесс вовлекается довольно большое количество людей.
Лидеры мнений в процессе влияния на других:
Используют различные источники информации, чтобы быть в курсе всех событий и формировать свое собственное мнение о мире, используя то, что видят и слышат, о чем читают.
Ценят устные коммуникации.
Испытывают страсть к распространению идей.
Ищут непрерывные улучшения.
Полагаются на печатное слово.
Используют другие СМИ.
Доверяют своим инстинктам.
Роль лидеров. Лидеры мнений инициировали движения «полагайся на себя». Они верят, что могут изменить общество, поэтому посещают общественные собрания, являются членами различных комитетов, участвуют в деятельности добровольных организаций. В работе всех этих групп они очень активны и других призывают быть такими же.

Мега-лидеры (знаменитости)

Персоны, достигшие определенных высот и известны широкому кругу людей. Как и обычные лидеры, они интенсивно общаются с окружающими, но, кроме того, у них есть возможность влиять в той или иной степени на выбор тысяч ничего не подозревающих граждан (это те, кто получает их послания посредством средств массовой информации). К этой группе относятся телеведущие, журналисты, ди-джеи, популярные исполнители. Одним словом, звезды.

Наши рекомендации