Организация наземного движения воздушных судов

Движение воздушных судов после посадки на ВПП-23L. производится по одной из РД: G, F, E по указанию диспетчера СДП.

ВПП 23L/05R считается свободной, когда ВС по докладу экипажа займет ВПП23R/05L. Экипаж ВС докладывает диспетчеру «Хабаровск-Старт» об освобождении ВПП23L только после того, как ВС займет ИВПП23R/05L, что указывает на освобождение критиче­ской зоны ILS.

Маршрут руления ВС к МС по РД А, В, С, D определяется диспетчером СДП. В обязательном порядке используется машина сопровождения. Место встречи автомобилем сопровождения воздушного судна после посадки определяется по согласованию между диспетчером СДП и экипажем ВС.

О прибытии ВС на место стоянки (МС) экипаж ВС докладывает диспетчеру СДП, ис­пользуя следующую фразеологию: «Позывной ВС + на МС ...».

При вылете маршрут руления воздушного судна к линии предварительного старта по ВПП23R/05L - перед РД: H, G, F, определяется диспетчером СДП. В обязательном порядке используется машина сопровождения.

Экипажу ВС следует повторять все указания дис­петчера СДП по ожиданию на ИВПП23R/05L, перед РД: H, G, F, E.

В период действия «Процедуры при ограниченной видимости» запрещаются:

- взлеты не от начала ВПП;

- взлеты без остановки на исполнительном старте после выруливания на ВПП.

4.2.5. Порядок входа( выхода) на воздушные трассы

Вход с воздушных трасс в район аэродрома производится по стандартным маршрутам прибытия (СМП), опубликованным в разделе 4.2.2.1. и в Приложениях 9.2.1÷9.2.8. настоящей ИПП.

Выход на воздушные трассы производится по стандартным маршрутам вылета (СМВ)

опубликованным в разделе 4.2.2.2. и в Приложении 9.2.9 ÷9.2.12 настоящей ИПП.

4.2.6. Порядок входа (выхода) на маршруты зональной навигации.

Маршруты зональной навигации в районе аэродрома не установлены.

4.2.7. Порядок входа (выхода) на местные воздушные линии (МВЛ) по ПВП.

Вход (выход) с (на) местных воздушных линий производится через КТА аэродрома Хабаровск (МВЛ), который интегрирован в маршрутную сеть МВЛ зоны ответственности филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорации по ОрВД».

Минимальные метеорологические условия полета в зоне взлета и захода на посадку для ВС по ПВП указаны в Таблице 2.12. настоящей ИПП.

Маршрут выхода на МВЛ по ПВП.

Диспетчерское разрешение на вылет передается экипажу ВС после предварительного согласования условий вылета с диспетчером КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ).

Вылет с ВПП05Л/П.

ВС после взлета набирают (100) м ивыполняютлевый разворот с дальнейшим набором (200) м на ОПРС 690 «ХФ» аэродрома Хабаровск (МВЛ) и по указанию диспетчера СДП переходит на связь с диспетчером КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ).

При взлете вертолетов с вертолетных площадок №№ 1, 2 и 3 производится набор высоты (100) м с МК060º и выполняетсялевый разворот с дальнейшим набором (200) м на ОПРС 690 «ХФ» аэродрома Хабаровск (МВЛ) и по указанию диспетчера СДП переходит на связь с диспетчером КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ).

Вылет с ВПП23Л/П.

ВС после взлета набирают (100) м и выполняют правый разворот с дальнейшим набором (200) м на ОПРС 690 «ХФ» аэродрома Хабаровск (МВЛ), сохраняя безопасный горизонтальный интервал с высотными препятствиями - мачтами РЦ, и по указанию диспетчера СДП переходит на связь с диспетчером КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ).

При взлете вертолетов с вертолетных площадок №№ 1, 2 и 3 производится набор высоты (100) м с МК220º с дальнейшим набором (200) м на ОПРС 690 «ХФ» аэродрома Хабаровск (МВЛ) и по указанию диспетчера СДП переходит на связь с диспетчером КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ).

Маршрут входа с МВЛ по ПВП.

При входе в круг полетов аэродрома Хабаровск (МВЛ) по МВЛ по ПВП на этапе снижения экипаж ВС докладывает диспетчеру КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ) о готовности следовать на аэродром Хабаровск (Новый) и устанавливает предварительную связь с диспетчером СДП аэродрома Хабаровск (Новый) сообщив курс, приём информации АТИС, время пролета ОПРС 690 «ХФ» и запросив условия на посадку. Диспетчер СДП аэродрома Хабаровск (Новый), оценив воздушную обстановку, должен или дать разрешение на подход по ПВП или сообщить предполагаемое время начала маневра захода на посадку по ПВП. В зависимости от этой информации экипаж ВС или переходит на связь с СДП аэродрома Хабаровск (Новый) для выполнения захода на посадку, или ожидает в ЗО над ОПРС 690 «ХФ» на (200) м или другой высоте, заданной органом ОВД.

Заход на ВПП05П/Л.

После пролета ОПРС 690 «ХФ» на (200) м по указанию диспетчера СДП аэродрома Хабаровск (Новый) экипаж берет курс на БПРМ 258 «Б»/ 950 «У», устанавливает визуальный контакт с ВПП и производит визуальный маневр захода на посадку на рабочую ВПП или вертолетные площадки №№1, 2, 3 (для вертолетов), сохраняя безопасный горизонтальный интервал с высотными препятствиями – мачтами РЦ.

При уходе на 2-й круг – продолжить полет в направлении БПРМ23П/Л с набором (200) м, доложить диспетчеру СДП и по его команде выполнить левый отворот на схему аэродрома Хабаровск (МВЛ) с переходом на связь с диспетчером КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ), далее по его указанию.

Заход на ВПП23П/Л.

После пролета ОПРС 690 «ХФ» на (200) м по указанию диспетчера СДП аэродрома Хабаровск (Новый) экипаж берет курс на БПРМ 950«Х»/ 258 «Г», устанавливает визуальный контакт с ВПП и производит визуальный маневр захода на посадку.

При уходе на 2-й круг – продолжить полет в направлении БПРМ05П/Л с набором (200) м, доложить диспетчеру СДП и по его команде выполнить правый отворот на схему аэродрома Хабаровск (МВЛ), сохраняя безопасный горизонтальный интервал с высотными препятствиями - мачтами РЦ, с переходом на связь с диспетчером КДП МВЛ Хабаровск (МВЛ), далее по его указанию.

4.2.8. Порядок входа (выхода) в зоны ограничения полетов,

постоянные опасные зоны

Полеты в зонах ограничений полетов, постоянных опасных зонах в районе аэродрома не предусмотрены.

4.2.9. Выполнение полетов по постоянным маршрутам.

Постоянные маршруты в районе аэродрома отсутствуют.

4.2.10. Порядок сбора и роспуска групп воздушных судов.

Полеты групп воздушных судов в районе аэродрома не предусматриваются.

4.2.11. Выполнение маневра для внеочередного захода на посадку или ухода на второй круг.

4.2.11.1. Маневр внеочередного захода на посадку.

Выполняется по траекториям, задаваемым диспетчером в соответствии с текущей воздушной обстановкой или по схеме внеочередного захода на посадку, опубликованной в Приложениях 9.2.3. и 9.2.7. настоящей ИПП.

4.2.11.2. Уход на второй круг.

4.2.11.2.1. При заходе на ВПП05П/Л.

Набор по прямой (600) м левый разворот на МПУ234º, далее по схеме захода на посадку.

4.2.11.2.2. При заходе на ВПП23П/Л.

Набор по прямой (600) м, после пролета геоточки (с 48º26'24'' в 135º 04'18'' R233º D15,5 от ВОР/ДМЕ 112.3 «НАВ») правый разворот на МПУ054º, далее по схеме захода на посадку.

По согласованию с ОВД разрешается производить правый разворот до пролета ДПРМ ВПП05П/Л(R234º, Д8,3 км от ВОР/ДМЕ 112,3 «НАВ» на высоте не менее (600) м.

При отсутствии полетов на аэродроме Хабаровск (Центральный) разрешается уход на второй круг на высоте не менее (120) м левым разворотом до пролета ДПРМ ВПП05П/Л (R234º, Д8,3 км от ВОР/ДМЕ 112,3 «НАВ».

4.2.12. Полеты в зоне ожидания.

Для полетов по ППП на аэродроме установлена 4 зоны ожидания (ЗО) над ДПРМ рабочей ВПП со следующими параметрами:

· МПУ линии пути приближения (ЛПП) - 054° (дляВПП05П/Л); 234º (дляВПП23Л/П),

· МПУ линии пути удаления (ЛПУ) – 234° (для ВПП05П/Л), 054°(дляВПП23Л/П);

· круг полетов левый (для ВПП05П/Л), правый (дляВПП23Л/П);,

· время полета по ЛПУ -1 минута до FL140, 1,5 минуты свыше FL140;

· Скорость полета в ЗО:

- до FL140 включительно: не более 315 км/час для ВС кат А и В, и 425 км/час для ВС кат. С и Д. В условиях турбулентности допускается скорость 520км/час;

- FL140- FL200 - 445 км/час для ВС всех категорий. В условиях турбулентности допускается скорость 520км/час;

- Свыше FL200 до FL340 – 490 км/час.В условиях турбулентности допускается скорость 520км/час или 0,8М, что из них меньше;

· Крен не менее 25° или угловая скорость не менее 3°/секунду, по наименьшему значению;

· Эшелоны полета от FL060 (1850 )м до FL230

Изменение высоты (эшелона) полета в зоне ожидания производится только с разрешения орган ОВД, осуществляющего обслуживание полета данного ВС (за исключением полета при потере радиосвязи). Разрешение на занятие высоты (эшелона) полета при снижении ВС дается только после получения доклада от экипажа ВС, ранее занимавшего эту высоту, об её освобождении.

Внеочередной выход из зоны ожидания предназначен для ВС, которым требуется немедленная посадка по условиям безопасности полетов. Орган ОВД, сообразуясь с воздушной обстановкой, должен обеспечить этому ВС внеочередную посадку, указав экипажу порядок снижения и захода на посадку. Схемы полета в зоне ожидания и стандартный внеочередной выход опубликованы в Приложении 9.2.3 и 9.2.7. настоящей ИПП.

Для полетов по ПВП зона ожидания на аэродроме не установлена. Так как подход по ПВП производится через ОПРС 690 «ХФ» аэродрома Хабаровск (МВЛ), то при необходимости используется зона ожидания над ней на (200) м или на других высотах по указанию органа ОВД.

4.2.13. Полеты на сверхзвуковых скоростях.

Полеты на сверхзвуковых скоростях в районе аэродрома не производятся.

4.2.14. Облеты наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и системы светосигнального оборудования.

Облеты наземных средств радиотехнического обеспечения полетов на аэродроме (ИЛС, ДРЛ, ОРЛ, ДПРМ, БПРМ, МРМ, АРП-80), авиационной электросвязи (ОВЧ, ВЧ и ДКМВ), светосистем производятся в соответствии с ФАП "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов ГА».

4.2.15. Выполнение полетов с двух и более ВПП.

С учетом того, что расстояние между осями параллельных ВПП составляет всего 290 м, независимые взлетно-посадочные операции на аэродроме не применяются.

На аэродроме Хабаровск (Новый) при работе с двух ВПП применяются смешанные операции – обе ВПП используются как для взлетов, так и для посадок.

В зависимости от работы РТС, светосигнального оборудования, метеорологических условий и технического состояния ИВПП, решением РПА одна из ВПП назначается основной для взлетов и посадок ВС всех типов, о чем сообщается на пункты ОВД. Другая ВПП назначается вспомогательной и используется для взлетов и посадок ВС всех типов. Для обеспечения посадки ВС на вспомогательную ВПП должны быть включены имеющиеся на эту ИВПП РТС посадки.

Для повышения эффективности использования параллельных ВПП при выполнении захода на посадку на этапе визуального полета разрешается смена рабочей ВПП на параллельную при следующих условиях:

- высота НГО равна или более 500 м, видимость более 6 км;

- экипаж ВС подтвердил наличие визуального контакта с обеими ВПП и готовность к посадке на смежную параллельную ВПП до удаления 4 км от торца ВПП.

Минимальные временные интервалы при одновременном использовании двух ВПП для посадок, а также между взлетом и посадкой ВС, должны обеспечиваться как на одну ВПП.

Одновременное занятие исполнительного старта на каждой ВПП в отдельности или 2-х ВС на одной ВПП - запрещается, т.е. на исполнительном старте должно находиться только одно ВС.

При разрешении диспетчером СДП экипажу вылетающего ВС исполнительного старта, диспетчер ПДП обязан информировать экипаж заходящего на посадку ВС об удалении до ВПП в интервале от ТВГ до удаления 6 км – не менее, чем через 2 км, начиная с удаления 6 км до 4 км – через 1 км.

4.2.16. Особенности выполнения полетов на аэродромах совместного базирования, аэродромах совместного использования.

Аэродром Хабаровск не является аэродромом совместного базирования и совместного использования.

V. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов и

обслуживание воздушного движения.

1.1. Основные рекомендации по обеспечению безопасности полетов ВС и обслуживания воздушного движения в районе аэродрома.

5.1.1. Близость государственной границы.

Граница юго-западного сектора района аэродрома Хабаровск (Новый) примыкает к 25-километровой приграничной полосе с особым режимом полетов, полеты над которой ВС ГА запрещены.

Запрещается отклонение ВС от схемы захода на посадку на ВПП 05Л/П в секторе 255º.-234º на удаление более 28 км по ОРЛ-А.

При полетах по маршруту ОПРС Волочаевка- RANOL-BIRBO уклонение ВС южнее маршрута, по маршруту KORUM-ARDEL уклонение западнее маршрута - категорически запрещено. Полеты в секторе, ограниченном пеленгами (АРП/ОРЛ-А) 209º-277º на удалении от 40 до 150 км. на всех высотах запрещены, за исключением маршрута от ARGUK.

5.1.2. Наличие горной местности.

Южнее и юго-западнее аэродрома Хабаровск (Новый) проходит горный хребет Хехцир, с наибольшим абсолютным превышением 966 м (А221º, Д45,7 км от КТА). Горный перевал не маркирован, поэтому во всех случаях ВС следующие по маршрутам на KORUM (МАКОТ) на безопас­ном эшелоне (FL070 - при наличии РЛК, FL080 – при отсутствии РЛК ) с последующим их снижением по уста­новленным схемам захода на посадку.

Если по температур­ному режиму наружного воздуха или другим причинам у ВС (особенно при взлете с ВПП234Л/П) по докладу экипажа ВС не обеспечивается набор безопасного эшелона до пролета горного хребта Хехцир при полете через KORUM диспетчер обязан дать команду экипажу ВС на выполнение маневра по набору безопасного эшелона в зоне ожидания над аэродромом.

5.1.3. В целях обеспечения безопасности полетов ВС и создания безопас­ных интервалов между ВС диспетчерам ОВД разрешается давать команду экипажам BС на выполнение маневров при наличии РЛК:

- выполнение виража, отворота на расчетный угол с целью соз­дания бокового интервала. С МКпос.-234° выполнение 3-го разворота в пределах района аэродрома по команде диспетчера;

- отворот на 90°с последующим выходом левым (правым) разворотом на заданный маршрут полета;

- маневрирование курсами в районе аэродрома до момента начала 4- го разворота;

- увеличение или уменьшение поступательных и вертикальных ско­ростей в допустимых РЛЭ для данного ВС пределах. С начала выполнения 4-го разворота выдача команд на маневрирование с целью установ­ления безопасных интервалов запрещается. Все маневры должны выпол­няться в сторону от опасных метеоявлений, запретных зон и государственной границы.

5.1.4. Взлёт ВС с курсом обратным посадочному на а/д Хабаровск (Новый).

Разрешается при соблюдении следующих условий:

1. Согласование с РП а/д Хабаровск (Центральный) и диспетчером КДП МВЛ Хабаровск МВЛ о предполагаемом выпуске.

2. К моменту взлёта ВС с обратным курсом в секторе по 60º в обе стороны и на удалении менее 80 км отсутствуют ВС, выполняющие заход на посадку с основным курсом посадки.

3. Попутная и боковая составляющая скорости ветра, с учётом состояния ИВПП, соответствует требованиям РЛЭ взлетающего ВС.

4. Выпуск ВС с обратным курсом (при соблюдении вышеуказанных условий) разрешается с переключением только светосистемы (в случае необходимости её использования) без переключения радиотехнических средств посадки основного курса, что в случае возникновения аварийной ситуации при взлёте позволяет обеспечить заход на посадку с посадочным курсом и готовыми к работе посадочными системами (РМС, ОСП).

5.1.5. Порядок смены старта.

Смена старта (рабочего направления ВПП) производится по решению руководителя полетов в зависимости от метеороло­гической и воздушной обстановки, а также от технического состояния элементов аэродрома и средств радиосветотехнического обеспечения полетов и производится под его непосред­ственным руководством.

Смена старта в зависимости от выше названных условий, а также от направления потока ВС и ветрового режима может производится и с целью выбора экономически выгодно­го направления работы ВПП.

При смене старта руководитель полетов аэродрома обязан:

- дать информацию всем пунктам ОВД и заинтересованным службам и получить подтверждение от них о готовности к работе с новым стартом;

- определить с диспетчерами ДПП, ДПК порядок и очередность движения ВС в районе аэродрома Хабаровск (Новый);

- в зонах ОВД применить радиолокационное векторение с целью оказания помощи экипажу ВС;

- осуществлять контроль за работой диспетчеров ДПП, ДПК, ПДП, СДП, с целью предупреждения нарушений правил ОВД при переходе на но­вый старт.

5.1.6. Взаимодействие с должностными лицами близкорасположенных аэродромов.

5.1.6.1.Взаимодействие между РП а/д Хабаровск (Центральный) и диспетчерскими пунктами ОВД АДЦ Хабаровской (базовой) службы движения осуществляется по ГГС, резервным вариантом взаимодействия является радиосвязь на частоте 124,0; 125,2 МГц.

5.1.6.2. Одновременные полёты на аэродроме Хабаровск (Новый) и аэродроме Хабаровск (Центральный) разрешается выполнять только с курсами взлёта и посадки одного направления. Определение курса взлёта и посадки должно осуществляться в первую очередь из условий безопасности полётов ВС. Ответственными за организацию изменения направления ВПП являются РПаэродрома Хабаровск (Новый) и РП аэродрома Хабаровск (Центральный).

При необходимости изменения рабочего направления ВПП, исходя из условий безопасности полетов ВС, вопрос решается путем согласования между РП аэродромов Хабаровск (Новый) и Хабаровск (Центральный). Изменение рабочего направления ВПП в одностороннем порядке без согласования – запрещается.

5.1.6.3. ВС, заходящие на посадку на аэродром Хабаровск (Новый), имеют приоритет по отношению к ВС, заходящим на аэродром Хабаровск (Центральный) за исключением случаев экстренных посадок при отказе материальной части, оказании срочной медицинской помощи, оказании помощи при ЧС, выполнении тренировочных полетов с имитацией отказа двигателей, а также при выполнении подконтрольных рейсов МО по предварительной информации персонала АДЦ о наличии таких рейсов.

5.1.6.4 Полёты ВС на высотах (600)м, (900)м. и эшелоне 060 (1500 м.) по схеме аэродрома Хабаровск (Новый) (с выходом на ДПРМ) на предпосадочной прямой обоих направлений от точки четвёртого разворота разрешается выполнять только после информирования РП Хабаровск (Центральный).

5.1.6.5. Бесконфликтное ОВД обеспечивается путём обоюдного информирования о воздушной обстановке, совместного обеспечения установленного вертикального, продольного и бокового эшелонирования, формирования очерёдности заходов ВС, исходя из приоритетности, определённой п. 5.1.6.3.

5.1.6.6.Одновременные заходы на посадку на оба аэродрома без обеспечения установленных безопасных интервалов на предпосадочной прямой – запрещаются.

5.1.6.7.При производстве тренировочных полётов на аэродромах Хабаровск (Центральный) и Хабаровск (Новый), РП а/д Хабаровск (Центральный) и диспетчер ДПК а/д Хабаровск (Новый) обязаны взаимно информировать друг друга о начале, окончании и характере полётов.

5.1.6.8. При необходимости отклонения ВС от установленной схемы захода на посадку на а/д Хабаровск (Центральный) РП этого аэродрома обязан до пролёта ВС точки третьего разворота стандартной схемы согласовать с диспетчером ДПК порядок выполнения полёта и, в дальнейшем взаимно информировать друг друга о высоте и месте выполнения ВС третьего и четвёртого разворотов. Диспетчер ДПК в этом случае обязан обеспечить безопасные интервалы для ВС, находящихся под его управлением.

5.1.6.9.При производстве тренировочных полетов ВС на аэродроме Хабаровск (Центральный) диспетчер ДПК, при подходе ВС к 4-му развороту, обязан информировать РП аэродрома Хабаровск (Центральный) о каждом ВС, заходящем на посадку на аэродром Хабаровск (Новый).

На основе этой информации РП аэродрома Хабаровск (Центральный) обязан обеспечить бесконфликтное ОВД находящимися у него на связи ВС с ВС заходящими на аэродром Хабаровск (Новый).

5.1.6.10. Порядок взаимодействия между органами ОВД аэродромов Хабаровск (Но­вый) и Хабаровск (Центральный) при приёме и выпуске ВС.

Наши рекомендации