Правила решений рекурсивных соотношений вида (2)

Рекуррентные соотношения.

Некоторые члены последовательности исходя из значений одного или нескольких членов. В задачах комбинаторики это означает уменьшение количества аргументов.

Вычислительное соотношения имеют порядок K, если оно позволяет выразить функцию дискретного аргумента.

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Если задано рекурсивное соотношение k-го порядка, то ему отвечает бесконечно много различных последовательностей.

Рекурсивные соотношения (РС) определяют последовательность только в том случае, если заданы k-первых членов этой последовательности.

Если при подстановке любого члена последовательности рекуррентное соотношение обращается в множество, то мы будем говорить, что эта последовательность является решением данного рекурсивного соотношения.

Пример:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Решением этого соотношения будет Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Решением рекуррентного соотношения будем называть общем, если оно зависит от k произвольных постоянных

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Путем подбора которых можно получить решение данного соотношения.

Общего правила для решения рекуррентных соотношений не имеется.

Рассмотрим рекуррентное соотношение k-го порядка вида:

(1) Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , где Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru некоторые числа.

Рекуррентное соотношение вида (1) называется линейным рекуррентным соотношением с постоянными коэффициентами.

(2) Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru – второй порядок

Пусть известны Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru (2), отсюда вытекает следующее утверждение:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Для Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Таким образом получили второе тождество; следовательно Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru обращает выражение (2) в тождество и является решение рекуррентного соотношения.

Запишем следующее квадратное уравнение соответственно по отношению ко (2)

(3) Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Это уравнение назовем характеристическим уравнением для (2)

Пусть Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru корень, тогда запишем утверждение (2):

Утверждение (2): Последовательность Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , где n = 1,2,3… также является решением соотношения (2), таким образом:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , тогда подставив эти значения в уравнение (3) получим Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru . Разделим это выражение на Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и получим: Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , это тождество очевидно, итак Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Доказательство

Пусть Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru то есть получили аналог Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2)

Для соотношения (2) составленное квадратное уравнение вида (3) называется характеристическим, если это уравнение будет иметь 2 различных корня Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru то общее решение (2) будет иметь вид

(4) Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Любое решение рекурсивного соотношения однозначно определено двумя значениями Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , подставим их в уравнение (4) получим:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru (5)

Получили линейное уравнение

Общее решение этой системы будет:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Решение имеет место для любых a и b и можно всегда найти значение Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru то есть решение всегда есть и имеет единственное значение в результате его можно представить в виде уравнения (4)

Пример: Пусть дано уравнение Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru – Рекурсивное соотношение 2-го порядка. Если положив в это уравнение Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , то в результате получим рекурсивное соотношение которое определяет последовательность чисел полученных Фибоначчи.

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 59, 144, 233.

Эта последовательность используется при кодировании информации.

Характеристическое уравнение для этой последовательности чисел будет:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , где Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , а Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Общее решение: Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Требуется найти значения Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru соответственно заданным начальным требованиям: Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Берем n = 1

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Итак, общее решение будет иметь вид (числа Фибоначчи):

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Пусть корни уравнения будут равные, то есть Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru (корень кратный)

(7) Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и далее по аналогии.

Если имеется рекурсивное соотношение k-го порядка вида (1) Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Если корни этого характеристического уравнения будут различны, то общее решение его будет:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Пример: Пусть Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru этому корню кратности s в выражении (9) будет соответствовать своя сумма в выражении для общего решения уравнения

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Числа Стирлинга

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , n=1,2,3… - Производящая функция.

Полагают, что Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Эту производящую функцию назвали производящей многочлен степени n. Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru .

Раскроем скобки в правой части Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru через Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Что бы формула была справедлива, полагают, что: ( Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru ); ( Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru ); ( Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru )

Коэффициент при Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru , то есть числа Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru и назвали числами Стирлинга первого рода.

Выразим различные степени переменной t через факториальные многочлены.

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Любую степень числа t можно записать

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

( Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru ); ( Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru ); ( Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru ) Полагают для удобства, симметрия чисел Стирлинга

Числа Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru по факториальным разложениям многочлена назвали числами Стирлинга второго рода.

Рассмотрим рекурсивное соотношение для чисел Стирлинга из (1) следует, что Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru (4)

Воспользуемся формулой (2) и получим:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Коэффициент приравняем при степени k, получим:

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

то есть получим рекуррентное соотношение для чисел Стирлинга первого рода.

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Коэффициент в правой части в выражении 6 получены из (5a)

Правила решений рекурсивных соотношений вида (2) - student2.ru

Наши рекомендации