Формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. Наиболее распространены формы текстовой работы:

Формы предоставления исследовательских работ
Проект
Доклад
Реферат
Стендовый доклад
Литературный обзор
Научная статья

I. Доклад

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

II. Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1х2 м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.). В верхней части стенда крепится полоска 840х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу:

1. Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2. Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4. Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

· Цели и задачи работы.

· Описание сделанного материла, в процессе исследования.

· Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

· Основные результаты и выводы.

· Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

ΙΙΙ. Литературный обзор

Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

IV. Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

· описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

· краткие данные о методике исследования;

· анализ собственных научных результатов и их обобщение;

· выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

· ссылки на цитируемую литературу.

Учащиеся первого курса могут оформить исследование в виде реферата.

V. Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) представляет собой:

· краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.

· доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Реферат один из видов самостоятельной работы студентов, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения на проблему, а также собственные взгляды.

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» определяется как краткое изложение в письменной или устной форме основных положений книги, учения или научной проблемы. Реферат строится на основании источников – книг; статей и других материалов, это всегда небольшое, но самостоятельное исследование.

Трудно писать реферат, когда знаешь, что тема изучена и имеется солидная литература, выполненная именитыми учеными. Кажется, нельзя уже открыть ничего нового. Поэтому многие ставят себе задачу пересказать прочитанное, перенести из источника в свою работу. Но тогда это будет компилятивный труд (компиляция – лат compilation, букв кража, грабеж), когда какое-то сочинение составляется путем заимствования всех данных из чужих исследований без самостоятельной работы над первоисточником. В реферативной работе обязательно должна присутствовать интерпретация и толкования автора, которые вправе иметь свою собственную точку зрения, личную позицию.

Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и учащийся.

Выделяют три основные характеристики реферата:

· Реферат относительно краток;

· Это сообщение на какую-то четко определенную тему;

· В реферате необходимо излагать не только мысли, прочитанные в источниках, но и мысли автора реферата.

Самое важное и трудное выбрать тему реферата. Чтобы глубже разобраться в изучаемой проблеме, надо максимально сузить предмет своего исследования. Не следует браться за написание реферата, тема которого достойна докторской диссертации.

Работа над рефератом начинается с выбором темы. Преподаватель обычно помогает учащемуся подобрать литературу, но очень важно научиться самостоятельно вести библиографический поиск, требующий умения быстро ориентироваться в современной системе классификации источников, составлении конспекта, усвоении выделенного содержания.

Без самостоятельного поиска информации серьезная работа над рефератом невозможна, причем учащийся должен научиться быстро читать и приобретать навыки просмотрового и ознакомительного чтения.

Можно выделить основные этапы работы над рефератом:

1. Формулирование темы, определение цели реферата в соответствии с темой.

2. Разработка плана реферата

3. Подбор, изучение и систематизация основных источников по теме (не менее 8-10 различных источников).

4. Составление библиографии.

5. Обработка и систематизация информации, выделение основных идей и положений, доказательств, аргументов и выводов, чтобы затем сосредоточить на них внимание.

6. Анализ собранного материала, подготовка тезисов согласно составленному плану.

7. Оформление выводов.

8. Написание реферата, его оформление.

9. Публичная защита результатов исследования (на семинарах, научно-практических конференциях, зачетах по пройденным темам).

Примерная структура реферата:

1. Титульный лист (Приложение 1) должен содержать наименование образовательного учреждения:

· Министерство образования и науки Республики Бурятия; Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования; ГОУ спо «бурятский республиканский инФОрмационно-экономический техникум»(размер шрифта 14);

· название кафедры (секции), (размер шрифта – 14);

· название работы (шрифт – 22);

· данные об учащемся и научном руководителе (шрифт – 14);

· город, (г.Улан-Удэ, шрифт – 14);

· год (без буквы "г", 2011) (шрифт – 14);

· параметры страниц: верхнее – 2 см, нижнее -2 см, левое – 3 см, правое – 1 см.

2. План или оглавление (в нем последовательно излагаются название глав, разделов или параграфов, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). (Приложение 2)

3. Введение (обосновывается тема, определяются ее актуальность и значимость, указываются цели и задачи, состояние научной разработки проблемы, дается характеристика базовых понятий и используемой литературы). Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.

4. Основная часть (каждый ее раздел доказательно раскрывает отдельный вопрос и является логическим продолжением предыдущего). Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

5. Заключение(подводятся итоги, описывается практическая значимость исследуемого вопроса, проблемы, сообщается об уровне реализации цели и задач исследования, дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

6. Список литературы помещается в конце работы (см.список литературы, используемый в данной книге), он характеризует глубину и широту изучения темы, демонстрирует эрудицию и культуру автора.

существует 3 варианта заглавия списка:

· литература;

· список использованной литературы;

· список использованных источников и литературы.

Как правило, для реферата используется второй вариант. Существует 5 вариантов расположения литературы (систематическое, алфавитное, хронологическое, в порядке первого упоминания, методологическое), одним из самых распространенных является алфавитное расположение литературы, оно позволяет собрать труды одного автора, облегчает разыскивание конкретного произведения, ускоряет проверку правильности библиографического описания по справочному аппарату библиотеки. Библиографические записи дают по алфавиту фамилий авторов или первого слова заглавий книг и статей, если автор не указан.

7. Приложение(по необходимости). Если имеются иллюстрации, таблицы, схемы, они оформляются в виде приложения (см. приложение в конце книги).

Требования к оформлению реферата:

1. Объем реферата регламентируется, общепринятый объем – 10-15 печатных страниц. Примерное соотношение отдельных частей работы:

· введение – не более трех страниц;

· заключение – одна страница;

· основная часть в 10-11 страниц и описание результатов исследования должно преобладать над теоретическим обзором первоисточников.

2. Все приложения к работе не входят в ее объем.

3. Текст работы оформляется на стандартных листах (формата – А4, с полями: верхнее 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое - 10 мм).

4. Текст должен быть разделен на логические части-абзацы

5. В излагаемом тексте обязательно должны иметься ссылки на литературные источники.

6. Каждый параграф (пункт) основной части должен заканчиваться выводом.

7. Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Если в работе приводятся сложные термины, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тесте. Это правило касается всех исследовательских работ.

8. Реферат должен быть выполнен с максимальной долей самостоятельности. На это обращает внимание Юрий Эхо: «…если вы спишите свой реферат с какой-нибудь очень умной научной книги, вам никто не поверит, что этот текст написали именно вы» (см.: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем/Сост. Ю.Эхо. М.,1996. С.35).

9. Страницы должны быть пронумерованы. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в центре верхней части листа. Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать. Перед заголовком слова «глава», «разделов», знак § не указывается.

10. Заголовки разделов, параграфов, пунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной). Сокращения в тексте, переносы слов в заголовках не допускаются. Точку и двоеточие в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из 2-х предложений, их разделяют точкой. Каждую главу начинают с новой страницы, поэтому заголовок главы печатается в верхней части листа, и отделяется от следующего заголовка подраздела отступом в два интервала.

Критерии оценки реферата:

1. Обоснование темы исследования.

2. Соответствие содержания теме.

3. Умение анализировать и сравнивать различные авторские подходы к решению поставленной проблемы.

4. Глубина проработки материалов.

5. Степень самостоятельности автора реферативного исследования.

6. Соответствие оформления реферата требованиям.

7. Качество доклада и ответов на вопросы при защите работы.

Общие критерии оценки реферата:

Соответствие содержания работы теме

Глубина и полнота раскрытия темы

Адекватность (объективность) передачи содержания реферируемых литературных источников.

Умение анализировать и сравнивать различные исследования, т.е. не является ли реферат сплошным переписыванием первоисточников, либо конспектированием.

Частные критерии оценки реферата:

Техническое оформление;

Оценочность суждений автора реферата;

Самостоятельность выполнения реферата.

Защита реферата

Выступление на защите реферата следует начать с названием темы /проблемы/ работы, далее необходимо четко изложить цель и задачи (не менее чем в 5-10 предложениях).

Основное внимание на защите необходимо уделить итогам, полученным результатам. Аргументация должна быть убедительной, логичной.

В выступлении не допускаются категоричные заявления, реплики и суждения, следует избегать многословия, критики, оценки собственных успехов. Не рекомендуется скороговорка, попытка «сказать все». При обсуждении будут заданы вопросы, отвечая на которые можно, в сущности, дополнить свое выступление. Рекомендуется представлять реферат к защите в форме доклада. Поскольку для сообщения отводят, как правило, не более 7-10 минут, необходимо подготовить доклад заранее, отрепетировать его дома, чтобы убедиться, правильно ли распределено время для доклада.

Свой доклад составьте из 3-х частей:

1. Введение, сообщить об актуальности темы реферата, цели работы, ее задачах.

2. Содержание реферата излагайте кратко представьте результаты работы. Постарайтесь излагать свои мысли простым языком, в кратких предложениях, они воспринимаются в устном изложении легче, доступнее.

3.Заключение завершите итогом работы, отметив перспективы продолжения работы по проблеме реферата.

VI. Проект

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед) – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов:

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

2. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания учебных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.

Наши рекомендации