Отправлению во внутриреспубликанском сообщении

При отправлении груза во внутриреспубликанском сообщении грузоотправитель предъявляет в товарную контору заполненный в соответствии с Правилами перевозок грузов комплект перевозочных документов на отправляемый груз для предварительной проверки правильности его заполнения и визирования. Комплект перевозочных документов (КПД) может заполняться товарным кассиром станции, как платная услуга для клиента, с использованием АРМ ТВК.

Товарный кассир проверяет наличие согласованного объема на перевозку грузов, код грузоотправителя и грузополучателя, открыта ли станция назначения для выполнения грузовых операций, допускается ли данный груз к перевозке, не относится ли этот груз к категории опасных и все ли необходимые штемпеля о категории опасности и мерах предосторожности проставлены в накладной, правильность указания станции и дороги назначения, техническую норму загрузки, тарифное расстояние перевозки, группу, позицию, схему, уточняет нет ли конвенционных запрещений и т.п. и определяет причитающиеся железной дороге платежи. При предъявлении к перевозке негабаритного груза проверяется наличие отметки о степени негабаритности в графе «Место для особых отметок».

После выполнения этих операций товарный кассир производит предварительную таксировку, заполняет графу «Тарифные отметки». Оплата за перевозку может осуществляться непосредственно в товарной конторе перевозок наличными деньгами (в выходные и праздничные дни до 25 минимальных зарплат по одному виду платежа) или через банк. В последнем случае грузоотправителю товарный кассир выдает счет-фактуру установленной формы на предварительную оплату провозных платежей и дополнительных сборов. Оплата перевозки подтверждается платежным поручением банка. За предварительную проверку комплекта перевозных документов товарный кассир расписывается в левом нижнем углу накладной.

Если на вагон, контейнер будут накладываться пломбы (ЗПУ) станции, грузоотправитель заключает договор со станцией на передачу пломбировочных устройств в аренду. В этом случае в накладной делается отметка «Пломбы железной дороги считать отправительскими».

После предварительной оплаты провозных платежей и дополнительных сборов согласно счету-фактуре отправитель предъявляет комплект перевозочных документов товарному кассиру по учету погрузки, который проверяет наличие разрешения на отправление груза, убеждается в наличии предоплаты за перевозку, после чего визирует накладную, т.е. проставляет дату погрузки груза (подачи вагона под погрузку) и расписывается в накладной. На станциях с неболь­шим объемом работы работа по предварительной проверке и таксировке может быть совмещена и выполнена одним лицом - либо старшим товарным кассиром, либо товарным кассиром.

После визирования комплект перевозочных документов возвращается отправителю для сдачи груза к перевозке через склад станции или погрузки груза непосредственно в вагон.

Для подачи вагона под погрузку грузоотправитель должен сделать письменную заявку на подачу вагона к месту погрузки на нужное ему число по форме ДУ-11.

При отправлении груза с мест общего пользования грузоотправитель ввозит его на склад станции и предъявляет вместе с комплектом перевозочного документа приемосдатчику груза. Приемосдатчик принимает груз и вносит в накладную необходимые сведения, удостоверяет правильность этих сведений своей подписью, после чего пересылает комплект перевозочных документов в товарную контору. Если груз погружен в вагон в местах общего пользования средствами отправителя, то в товарную контору приемосдатчик пересылает с вагонным листом и памятку приемосдатчика формы ГУ-45, в которой должно быть указано время подачи вагона под погрузку и время окончания погрузки.

При приеме мелких отправок или контейнеров на местах общего пользования вагонный лист не составляется.

При отправлении груза с мест необщего пользования грузоотправитель предъявляет уведомление с указанием времени окончания грузовой операции приемосдатчику груза, который в памятке приемосдатчика и в вагонном листе указывает время окончания грузовой операции, вносит в накладную необходимые сведения, удостоверяет правильность этих сведений своей подписью, после чего пересылает комплект перевозочных документов вместе с вагонным листом и памяткой приемосдатчика в товарную контору.

После получения комплекта перевозочных документов на принятый груз и вагонного листа (если он составлен) с грузового района товарный кассир повторно проверяет правильность составления накладной, ее таксировку, наличие необходимых отметок и штемпелей. Убеждается, что груз приемосдатчиком принят к перевозке (либо по вагонному листу, либо по наличию его подписи в накладной) и что в накладной и вагонном листе имеются подписи ответственных лиц за правильность погрузки, после чего производит окончательное оформление перевозки:

- проверяет наличие оплаты за перевозку груза по копии платежного поручения, предъявленного отправителем, или через ОРЦ при авансировании отправителем платежей;

- в случаях, предусмотренных Правилами перевозок, производит прием наличных денег за перевозку с выпиской и выдачей квитанций разных сборов и отметкой ее номера во всех листах комплекта перевозочных документов и расписывается за это;

- в соответствии с книгой нумерации присваивает номер отправки в накладной, дорожной ведомости, корешке дорожной ведомости, квитанции о приеме груза к перевозке и вагонном листе;

- под расписку в корешке дорожной ведомости (лист 3) выдает отправителю квитанцию в приеме груза к перевозке (лист 4);

- формирует перевозочный документ на погруженный вагон - объединяет накладную (лист 1), дорожную ведомость (лист 2) и вагонный лист воедино. Если отправителем приложены к накладной сопроводительные документы (ветеринарное свидетельство, карантинный сертификат, удостоверение о взрывоопасности и т.д.), то они должны быть прочно объединены с накладной и товарный кассир обязан убедиться в этом.

Причитающиеся платежи взыскиваются по платежному поручению или по квитанции разных сборов формы ГУ-57 (для частных лиц), которая прикрепляется к лицевой стороне корешка дорожной ведомости. В дорожной ведомости и ее корешке делается отметка «Платежи взысканы на станции отправления по платежному поручению №..., квитанции разных сборов № ...». В комплекте перевозочного документа проставляется календарный штемпель станции отправления.

Перевозочные документы (накладная, дорожная ведомость, вагонный лист и другие товаросопроводительные документы) записываются в Книгу сдачи документов в СТЦ (форма ГУ – 48) и доставляются в станционный технологический центр для дальнейшей обработки.

Оставшиеся в товарной конторе корешки дорожных ведомостей (лист 3) формируются по возрастанию номеров отправок за отчетные сутки и записываются ежесуточно в Ведомость номерного учета погруженных вагонов (форма ГУ – 3), которая ведется в трех экземплярах (один – в делах станции, - один для ОРЦ, один – для ГП «Белжелдоррасчет»).

Ежесуточно корешки дорожных ведомостей за отчетные сутки с двумя экземплярами ведомости ГУ – 3 и тремя экземплярами Сопроводительной описи документов (форма ФДУ – 93) отправляются в ОРЦ (или непосредственно в ГП «Белжелдоррасчет»), где после обработки документов один экземпляр сопроводительной ведомости ФДУ – 93 возвращается на станцию отправления с отметкой ОРЦ, ГП "Белжелдоррасчет" в подтверждение поступления корешков дорожных ведомостей. Указанная сопроводительная ведомость хранится при копии Ведомости ГУ – 3 в архиве товарной конторы установленный срок.

На основании корешков дорожных ведомостей товарный кассир ведет учет выполнения согласованного объема перевозок грузов по месячной и дополнительным заявкам в учетной карточке формы ГУ-1. Учетные карточки ведутся в одном экземпляре отдельно по каждому грузоотправителю и по каждому коду груза номенклатуры, а по просьбе грузоотправителей - в двух экземплярах. Учетная карточка подписывается грузоотправителем и начальником станции по окончании каждых отчетных суток. При отказе отправителя от подписи учетной карточки составляется акт общей формы.

Данные о погрузке грузов за отчетные сутки по форме макета 241 передаются в ГВЦ Белорусской железной дороги.

График обработки в товарной конторе документов на отправляемые грузы и схема документооборота по отправлению приведены соответственно на рисунках 1 и 2.

Наименование операций Продолжительность выполнения, мин Исполнители
Проверка наличия согласованного объема или дополнительной заявки на перевозку грузов и правильности заполнения комплекта перевозочных документов Товарный кассир по отправлению
Предварительная таксировка (расчет провозных платежей, дополнительных сборов). Товарный кассир по отправлению
Выдача с помощью АРМ ТВК счета-фактуры для оплаты всех причитающихся платежей. Заключение договора на сдачу пломбировочных устройств в аренду (в случае необходимости).   Товарный кассир по отправлению
Проверка наличия предоплаты сумм, указанных в счете-фактуре, по копиям платежных поручений, заявки на предоставление вагона и визирование накладной   Товарный кассир по учету погрузки
Прием комплекта перевозочных документов с грузового пункта и проверка правильности его оформления приемосдатчиком груза, наличия отметок о приеме груза и правильности погрузки.   Товарный кассир по отправлению
Повторная таксировка перевозочных до­ку­ментов, проверка правильности состав­ления перевозочных документов, прос­тавление штемпелей об опасности груза, негабаритности груза, внесение дру­гих необходимых данных в накладную, присваивание номера отправки, на­ложение календарных штемпелей (окончательное оформление и расчет с грузоотправителем)   Товарный кассир по отправлению
Выдача грузоотправителю квитанции в прием груза к перевозке Товарный кассир по отправлению
Формирование блока перевозочного документа (подборка накладной, дорожной ведомости и вагонного листа). Запись в Книгу сдачи документов в СТЦ   Товарный кассир по отправлению
Составление отчета формы ГУ-3 о принятых к перевозке грузов, макета 241, сопроводительной ведомости ФДУ-93 с помощью АРМ ТВК и подборка корешков дорожных ведомостей.   Товарный кассир по отправлению
Общее время    

Рисунок 1 - График оформления перевозочных документов при приеме груза во

Наши рекомендации