Научный стиль и его особенности

Стиль – функциональная разновидность языка. В зависимости от того, для какой цели используется язык (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нем выделяются разновидности, которые называются стилями. Разговорный стиль. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль. Литературно-художественный стиль.

Научный стиль – это стиль научных работ, учебников и учебных пособий, статей на научные темы и т.д.

Особенности научного стиля

Лексические признаки 1) термины 2) однозначность 3) частая повторяемость ключевых слов 4) отсутствие образных средств  
Словообразовательные признаки суффиксы отвлеченных сущ. 2) интернациональные корни, приставки, суффиксы
Морфологические признаки преобладание сущ. частое использование отвлеченных отглагольных сущ. 3) неупотребительность местоимения я, ты и глагола 1-го, 2-го лица ед.ч. 4) неупотребительность восклицательных частиц и междометий
Синтаксические признаки прямо порядок слов широкое использование словосочетаний «сущ.+сущ. в Р.п.» употребление неопределенно-личных и безличных предложений редкое использование неполных предложений обилие сложных предложений частое употребление причастных и деепричастных оборотов
Основные типы речи рассуждение 2) описание

Разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

собственно научный,

научно-технический (производственно-технический),

научно-информативный,

научно-справочный,

учебно-научный,

научно-популярный.

Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:

  учебник справочник научная статья монография диссертация лекция доклад аннотация реферат конспект тезисы резюме рецензия отзыв  

Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

сообщение,

ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

рассуждение,

языковой пример,

объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

.

Текст 1

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество – это отдельный мир, который управляет мыслями общества, пытается подстроить под себя его сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории. Так, говоря о понятии СМИ и его роли в общественной жизни можно использовать термин «манипуляция сознанием». Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной. Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике – телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет – все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека, начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак и заканчивая выбором главы государства. СМИ – это любая информация, к которой можно свободно получить доступ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видео программа, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, можно сказать, что средства массовой информации – это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. На сегодняшний момент, существует несколько видов СМИ: печатная продукция, электронная, теле- и радио- продукция. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение, становятся первоначальным источником информации об окружающем мире особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества.

Сегодня мир живет в эпоху глобализации. Нам не перестают об этом напоминать. Благодаря развитию науки и техники мы можем сиюминутно получать известия о событиях только что произошедших. И все же следует помнить, что не всегда увиденное соответствует действительности.

Нынешняя политика всех ведущих государств и СМИ практически неразделима. Ведь граждане узнают обо всех политических и государственных решениях исключительно из СМИ, и вынуждены верить, потому что другого источника просто нет.

Поэтому необходимо внимательно следить за происходящим событиями в мире и в своем регионе, стараться анализировать предоставляемую СМИ информацию и умело сопоставлять ее с другими альтернативными источниками. Поступая таким образом, мы сможем увидеть полную картину происходящих событий в своем обществе и в мире. И у нас появится возможность принимать правильные решения.

Задания к тексту:

1. Прочитайте текст. Определите стиль подстиль) и жанр текста.

2.Определите лексические особенности данного текста (выпишите термины, обороты, свойственные данному стилю речи)

3.Определите морфологические особенности данного текста (наличие отвлеченных существительных в тексте, прилагательных, глаголов, причастий деепричастий); выделите суффиксы существительных и прилагательных.

4. Выявите синтаксические особенности текста (наличие сложных предложений; осложненных обособленными членами; вводными словами и конструкциями).

5.Перестройте текст таким образом, чтобы данная информация была изложена в художественном стиле. Используйте максимальное количество изобразительно-выразительных средств (сравнений, эпитетов), а так же, дополните текст междометиями. Проанализируйте полученный материал.

6.Разбейте текст на микротемы, озаглавьте каждую.

Текст 2

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия немыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти.

Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений.

Задания к тексту:

1.Определите стиль и жанр текста. Озаглавьте текст.

2.Выпишите из текста узкоспециальные и общеупотребительные термины.

3.Выпишите из текста словас каждым из указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я).

4.Укажите, какова стилистическая окрашенность прилагательных, образованных:

а) с помощью приставок между-, сверх-, анти-, внутри-;

б) с помощью приставки раз-;

в) с помощью суффиксов -оньк-(-еньк-); -ущ-; -ешеньк-(-ошеньк-), -охоньк-(-ехоньк-). Приведите примеры прилагательных с такими морфемами, составьте с ними предложения или подберите соответствующие примеры из литературы.

5.Выпишите из текста не менее 15—20 слов и выражений, являющихся научными терминами. Укажите значение каждого термина и область науки, где он применяется. Определите происхождение этих терминов.

6.В данном тексте выявите типичные для научно-популярногоподстиля особенности в использовании слов разных частей речи и их грамматических форм.

7.Напишите рецензию на данную статью.

8. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.

Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.

Придумайте ситуацию на наиболее понравившийся вам пример.

9. Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся.

а) Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определенное воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась.

б) Сережа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьет с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

10.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Обществен…е отношения, составляющие предмет семейн… права, могут быть личн… (неимуществен…ыми) или имуществен…ыми. Имуществен…ые и личные отношения могут составлять предмет регулирования и других отраслей права, в первую очередь гражданск… Но приоритетность названных отношений в гражданск… праве и в семейн… праве не одинакова. Гражданск… право регулирует имуществен…ые отношения. Личные отношения оно регулирует лишь тогда, когда они вытекают из имущественн… либо имеется специальное указание закона о регулировании тех или иных личн… отношений.

11. Просклоняйте слова мать, дочь, путь, время.

Наши рекомендации