Виды профилактической деятельности

Технологии социальной профилактики

Выполнила Кошелева Ю.Ю.

Курс ОРМ

План

1. Социальная профилактика и ее специфика…………………………………2

2. Подходы к организации и проведению социальной профилактики………3

3. Виды профилактической деятельности……………………………………...4

4. Методы социальной профилактики………………………………………….5

5. Формы социально-профилактической работы……………………………..6

6. Список использованной литературы……………………………………….11

Социальная профилактика и ее специфика

Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других.

Социальная профилактика позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

ü выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;

ü уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

ü предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

ü сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

ü содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

В качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:

1. Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).

2. Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).

3. Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели.

4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от госу­дарства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, дет­ских домов и заключённые).

6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры).

Подходы к организации и проведению социальной профилактики

-Информационный подход. Он основывается на том, что различные отклонения в поведении от социальных норм происходят потому, что люди их просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование о правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения.

-Социально - профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным работником для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

-Медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

-Социально педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Виды профилактической деятельности

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на пре­дотвращение негативного воздействия биологических и социально - психологических факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально­психологических, юридических и прочих мер, направленных на выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с людьми «группы риска». Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения человеком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально - психологической поддержки человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Третичная профилактика - комплекс мер медицинского, социально-психологического и юридического характера, имеющих целью как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, а также предотвращение рецидивов.

Наши рекомендации