Аудиторская проверка расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами

· Задачи, объекты и источники информации.

· Аудит расчётов и уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов).

· Аудит расчётов с внебюджетными фондами и НДФЛ.

· Аудит расчётов по налогу на прибыль.

· Задачи, объекты и источники информации.

Целью аудита расчётов экономического субъекта с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам является подтверждение правильности расчётов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды сумм причитающихся налогов, сборов и иных платежей.

Этот объект проверки имеет особое значение, так как определяет полноту выполнения экономическим субъектом обязательств перед государством.

Основным нормативным документом, регламентирующим объект проверки, является Налоговый Кодекс Российской Федерации (части I и II).

Приступая к проверке, аудитор должен учесть все изменения, произошедшие в законодательстве по налогам и сборам и пользоваться только актуальными нормативными документами.

При этом на стадии планирования аудиторских процедур необходимо выяснить плательщиком каких налогов является экономический субъект и какими нормативными документами он пользуется при их расчёте.

Задачами и объектами аудита, а так же основными аудиторскими процедурами являются:

· оценка состояния внутреннего контроля этих расчётов ( путём тестирования);

· проверка правильности определения налогооблагаемой базы по каждому налогу и сбору (путём прослеживания, сканирования, сверки документов и регистров учёта);

· проверка правильности применения ставок налогов и сборов (путём прослеживания, пересчёта);

· проверка правильности применения льгот по налогам и сборам ( путём прослеживания, сверки с нормативными документами);

· проверка правильности налоговых вычетов по налогам (путём прослеживания, сверки с нормативными документами, изучения первичных документов, арифметического пересчёта данных);

· проверка полноты и своевременности перечисления сумм налогов и сборов

(путём проверки платёжных документов и налоговых расчётов);

проверка правильности составления налоговых регистров и налоговой отчётности (путём проверки налоговых расчётов, изучения нормативных документов)

· проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по расчёту и уплате налогов и сборов (путём сканирования, прослеживания, сопоставления документов).

Учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами организуется на счёте 68 "Расчёты с бюджетом по налогам и сборам". Расчёты по платежам в государственные внебюджетные фонды - на счёте 69 "Расчёты по социальному страхованию и обеспечению". Аналитический учёт организуется по каждому налогу и сбору на отдельных субсчетах к этим счетам.

Источниками информации для аудитора являются:

· расчётные ведомости по начислению заработной платы;

· учётные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68,69,70,76,84,90,91,99,51 и др.;

· Главная книга;

· Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2)

· налоговые декларации по отдельным налогам и платежам.

· Аудит расчётов и уплаты косвенных налогов (НДС и акцизов).

Порядок взимания данных налогов регламентируется главой 21 " Налог на добавленную стоимость" " и главой 22 "Акцизы" НК РФ.

Так как налогооблагаемая база для косвенных налогов ( акцизов и НДС) связана с объёмом реализации продукции (работ, услуг), в ходе проверки аудитор использует данные, полученные по результатам аудита учёта реализации готовой продукции

( работ, услуг).

Следует отметить, что с 01.01.2006 г. для исчисления НДС налогоплательщики могут признавать выручку только методом "по отгрузке".

При этом сумма НДС, уплаченного поставщикам по полученным от них товарно-материальным ценностям, подлежит налоговому вычету независимо от погашения суммы задолженности перед поставщиками.

Для этого должны быть выполнены следующие условия:

· полученные ценности используются для производства продукции (работ, услуг), облагаемых НДС;

· полученные ТМЦ оприходованы;

· имеется счёт-фактура от поставщика, в которой сумма НДС выделена отдельной строкой.

Особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления НДС с сумм полученных от покупателей авансов.

По итогам проверки аудитор должен сделать вывод, соответствуют ли данные аналитического учёта по счёту 68 "Расчёты с бюджетом по налогам и сборам" данным синтетического учёта в Главной книге и в отчётности.

Выявленные в ходе проверки нарушения фиксируются в рабочих документах аудитора.

· Аудит расчётов с внебюджетными фондами и НДФЛ.

Налогообложение данными видами налогов регулируют глава 23 "Налог на доходы физических лиц" и глава 24 "Единый социальный налог" НК РФ.

Налогооблагаемой базой для расчёта платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ является фонд начисленной заработной платы. Поэтому при проверке расчёта этих налогов необходимо проверить правильность учёта заработной платы и особенно той её части, на которую производятся соответствующие начисления.

Аудитор при этом должен руководствоваться правилом, что начисления ЕСН на заработную плату производятся по всем основаниям, которые учитываются при исчислении среднего заработка, используемого для расчёта пенсий, выплат отпускных пособий и пособия по временной нетрудоспособности.

Проверяя правильность удержания НДФЛ необходимо особое внимание уделять обоснованности предоставления работникам стандартных налоговых вычетов, а так же ставок НДФЛ в зависимости от видов доходов.

· Аудит расчётов по налогу на прибыль.

С введением в действие главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" учёт расходов, связанных с производством и реализацией готовой продукции (работ, услуг) должен обеспечиваться на предприятии системой налогового учёта.

При проверке аудитор должен учитывать наличие различий между правилами бухгалтерского и налогового учёта, поэтому основными источниками информации на данном этапе проверки являются регистры аналитического учёта.

Так как прибыль предприятия - это разница между доходами и расходами организации, аудиторская проверка сводится к проверке правильности отражения доходов и расходов для целей исчисления прибыли. Порядок признания доходов и расходов зависит от метода их признания: "кассового метода" или "метода начисления".

Начиная проверку, аудитор должен выяснить, имеет ли организация право использовать "кассовый метод".

Для этого выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС за предыдущие четыре квартала должна быть в среднем меньше 1.000.000 рублей за каждый квартал.

Проверяя номенклатуру расходов, аудитор должен знать, какие расходы учитываются для целей налогообложения прибыли, а какие - нет.

Определённая группа расходов учитывается при налогообложении прибыли в пределах установленных законодательством норм и условий (командировочные, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров, некоторые виды расходов на рекламу, компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов в служебных целях).

Особого внимания заслуживают расходы предприятия, которые в соответствии со ст.270 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли - это:

· материальная помощь и премии, выплачиваемые за счёт средств специального

назначения;

· оплата дополнительных, (сверх предусмотренных законодательством) отпусков;

· расходы, осуществляемы за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (расходы по уплате налога на прибыль, дивиденды учредителям, расходы по уплате налоговых санкций в бюджет);

· инвестиционные расходы ( вклады в уставные капиталы других организаций, затраты по приобретению и созданию амортизируемого имущества);

· расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (стоимость безвозмездно переданного имущества);

· платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

· расходы, связанные с организацией развлечения и отдыха сотрудников;

· другие затраты.

По итогам проверки аудитор должен сформулировать выводы о качестве организации налогового учёта расходов, соблюдении норм налогового законодательства в части определения расходов, принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Типичными ошибками в ходе проверки расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам являются:

· неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

· неправомерное возмещение "входного" НДС;

· ненадлежащее ведение учёта по налогам и сборам ( искажение выручки от реализации, расходов организации, неправильное отражение в учёте сумм начисленных налогов и сборов, а так же пеней и штрафов);

· нарушение сроков платежей по налогам.

Наши рекомендации