Характерные черты сильной и слабой корпоративной культуры

Сильная корпоративная культура Слабая корпоративная культура
Объединяющая миссия и цель Миссия и цель, если и есть, не производят впечатления, содержание — серое, читая — забываешь прочитанное
Четкое видение перспектив развития компании Туманные перспективы и в целом непонимание их значимости
Руководство принимает новые ценностные ориентиры, поддерживает перемены У руководства консервативный настрой, очень сложно воспринимает новое
Высокий профессионализм и компетентность сотрудников, работающие друг на друга и на репутацию компании Даже если и есть профессионалы, каждый из них работает индивидуально и исключительно на себя
Специалисты — важнейший актив компании Сотрудники рассматриваются как «рабочие лошадки»
Сформировалась сильная команда единомышленников Господствует индивидуализм и слабое доверие друг к другу
Взаимодоверие между руководством и коллективом и крепкие, надежные отношения Отсутствует взаимодоверие между руководством и коллективом, каждый член коллектива надеется на себя и только на себя, отсутствует минимальная поддержка со стороны коллег и руководства
Открытые коммуникационные каналы и относительная доступность руководства Закрытые коммуникационные каналы и труднодоступное руководство
Клиенты — главная ценность компании Клиенты — источник прибыли
Высококачественные услуги на профессиональном уровне Пренебрежительное отношение к предоставлению услуг
В компании комфортная аура, сотрудники выглядят свежими и бодрыми Хроническая перегрузка сотрудников и измученный вид
Поддерживаются традиции, обычаи, ритуалы Отсутствует на постоянной основе соблюдение традиций, обычаев, ритуалов
Эмоциональный подъем и уверенность в будущем Чувство обреченности и безысходности, нет уверенности в завтрашнем дне
Чувство гордости за компанию и ее успехи Неизвестно, что такое чувство гордости за компанию

Центральное место в корпоративной культуре отводится ее системе внутренних ценностей, которая включает принятые в компании философские положения и идеи.

Система ценностей как составная часть корпоративной культуры — это принятая в компании модель поведения всех сотрудников без какого-либо исключения, включая руководство. Двойные стандарты исключаются, поскольку отрицают взаимоуважение и взаимопомощь, уничтожают командный дух, отрицают коллективизм, работники рассматривают работу в компании как временную, ищут подходящую вакансию и могут в конечном счете привести фирму к гибели.

Система ценностей, также как и корпоративная культура, формируется под воздействием организационной структуры компании, стиля управления, культуры собственника и руководства компании, понимания ими значимости системы ценностей для организации эффективной деятельности компании, столкновения систем ценностей и культур старших, средних и молодых поколений, а также разных социальных групп и разных этносов, прихода в компанию новых сотрудников. Сформировавшаяся система ценностей в определенной мере сглаживает/нивелирует эти различия.

Реальное наполнение системы ценностей зависит от сферы деятельности и принятой в компании философии и понимания и принятия руководством глобальных изменений и тенденций в обществе и экономике, науке и технике.

Наднациональные общие универсальные черты системы ценностей основаны на общечеловеческих началах и включают такие положения, как качественное выполнение обязанностей на высочайшем профессиональном уровне компетентности, гибкость и инициатива, способность работать в команде, уметь рисковать и принимать на себя ответственность, принимать решения и отвечать за них, видеть будущее, уважать окружающих, доверять другим и быть надежным для других.

Организационная и корпоративная культура в конечном счете реализуются в понятии профессиональной культуры организации, которая выступает как интегрированная составляющая профессионализма, морально-этических качеств людей (персонала) организации в сложившейся системе управленческих коммуникаций компании.

Профессиональная культура — это переплетение личностных качеств и природных способностей, сформировавшихся морально-нравственных ценностей[62] и мировоззрения, профессиональных знаний и умения их применять, постоянного стремления к увеличению профессиональных знаний и компетенций[63], стремления к профессиональному росту, проявляющиеся как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

В нашем случае профессиональная культура опирается на личностно-профессиональные качества работающих в организации юристов, такие как: закон, долг и совесть — превыше всего, в профессии юриста — выше воли клиента; способность беречь репутацию в деловом мире и в юридическом сообществе; соблюдать законность, честность, порядочность, гласность, независимость от властных структур; соблюдать общественную нравственность и принцип состязательности; обеспечивать законность в деятельности, исключение «серых схем»; абсолютная юридическая чистота и прозрачность в выполнении каждого клиентского поручения; соблюдение независимости в отношениях с клиентом, в том числе финансовой независимости от клиента; размер и условия оплаты юридической услуги не должны зависеть от исхода дела в пользу клиента и ставить под сомнение независимость юриста; открытость, ответственность, порядочность, качество, надежность, честность, старательность, высокий профессионализм и компетентность в работе с клиентом, но в то же время соблюдение осторожности и наличие здравого смысла; сочетание личностных и профессиональных качеств; соответствие разумным ожиданиям клиента; не обещать положительного решения вопроса; не использовать личные связи с представителями государственных и правоохранительных органов; избегать фамильярных отношений с клиентом; социальное положение клиента не должно влиять на поведение юриста.

Профессиональная культура юриста отражает многовековую профессиональную юридическую деятельность, впитывает ее позитивные результаты и происходящие изменения в социально-общественном развитии общества.

Обобщенная модель профессиональной культуры российских юридических компанийсоставлена по результатам анализа принятых моделей корпоративной культуры 22 юридических компаний. Эта обобщенная модель профессиональной культуры отражает: 1) государственный подход; 2) направленность на защиту отечественного предпринимателя; 3) соблюдение корпоративной солидарности; 4) отношение к сотрудникам как ценнейшему капиталу компании; 5) повышение профессионализма и качества юридических услуг; 6) развитие личностно-профессиональных качеств.

Наши рекомендации