Силовой расчет силовой судовой установки

РЕФЕРАТ

В курсовом проекте выполнено проектирование одноцилиндрового нереверсивного двухтактного двигателя судовой силовой установки.

Проведено:

· определения закона установившегося движения;

· силовой расчет механизма судовой силовой установки;

· проектирование прямозубой цилиндрической зубчатой передачи;

· проектирование планетарного реверс-редуктора для хода назад;

· проектирование кулачкового механизма плунжерного топливного насоса.

Расчетно-пояснительная записка содержит 68 листа формата А4; 6 таблиц; курсовой проект выполнен на 4 листах формата А1

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 4

Назначение, функциональная схема, принцип работы 4

Схема установки 5

Исходные данные 5

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА ДВИЖЕНИЯ СИЛОВОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ 7

1.1 Определение размеров звеньев силовой судовой установки 7

1.2 Построение индикаторной диаграммы и диаграммы сил, действующих на поршни 8

1.2.1 Построение индикаторной диаграммы. 8

1.2.2 Построение диаграммы сил. 8

1.3 Определение значений передаточных функций и передаточных отношений основного механизма 9

1.4 Расчет одномассовой динамической модели 9

1.4.1 Определение суммарного приведенного момента внешних сил, приложенных к звеньям механизма 9

1.4.2 Определение приведенных моментов инерции звеньев механизма 11

1.5 Определение суммарной работы приведенного момента движущих сил и сил сопротивления 12

1.5.1 Построение графика работы движущих сил 12

1.5.2 Построение графика суммарной работы 13

1.6 Определение кинетической энергии первой и второй групп звеньев механизма 13

1.6.1 Построение приближенных графиков кинетической энергии второй группы звеньев 13

1.6.2 Построение графика кинетической энергии первой группы звеньев 13

1.7 Определение момента инерции первой группы звеньев 14

1.8 Определение момента инерции, габаритных размеров и массы маховика. 14

1.9 Определение закона движения механизма 15

2. СИЛОВОЙ РАСЧЕТ СИЛОВОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ 16

2.1 Исходные данные для силового расчета 16

2.2 Построение планов скоростей и ускорений 17

2.2.1 Построение планов скоростей 17

2.2.2 Построение планов ускорений 19

2.3 Расчет нагрузок, приложенных к механизму 21

2.4 Определение реакций в кинематических парах 21

2.4.1 Расчет группы звеньев 2-3 21

2.4.2 Расчет группы звеньев 4-6 22

2.4.3 Расчет звена 1 23

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ И ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА РЕВЕРC-РЕДУКТОРА СИЛОВОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ 25

3.1 Исходные данные 25

3.2 Проектирование зубчатой передачи 25

3.2.1 Расчет параметров исходного производящего контура 25

3.2.2 Расчет параметров зубчатых колес 26

3.2.3 Построение профиля зуба колеса, изготавливаемого реечным инструментом 27

3.2.4 Построение проектируемой зубчатой передачи. 29

3.3 Проектирование планетарного механизма реверс-редуктора 30

4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛАЧКОВОГО МЕХАНИЗМА ПЛУНЖЕРНОГО ТОПЛИВНОГО НАСОСА 33

4.1 Исходные данные 33

4.2 Построение кинематических диаграмм 33

4.3 Определение основных параметров кулачкового механизма графическим способом 34

4.4 Построение профиля кулачка 34

4.5 Построение диаграммы изменения угла давления 34

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37

П1.1 Листинг 1 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57

П2.1 Листинг 1 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65

П3.1 Листинг 1 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72

П4.1 Листинг 1 72

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Назначение, функциональная схема, принцип работы

Задание ОПМ-48Б. Проектирование и исследование механизмов судовой силовой установки.

Судовая силовая установка состоит из одноцилиндрового нереверсивного двухтактного двигателя внутреннего сгорания с двумя расходящимися поршнями (1, 2, 3, 4-4”, 5-5”, 6) с воспламенением от сжатия, маховика 7, планетарного реверс-редуктора 8, однорядного редуктора 9, гребного вала с винтом 10.

Вал двигателя 1 имеет три колена. Среднее колено ОА через шатун АВ 2 сообщает движение нижнему поршню 3, а крайние два колена ОС и ОС”, расположенные под углом 180 градусов к среднему, сообщает через шатуны 5-5” движение верхнему поршню 6 в сторону, противоположенную движения поршня 3. В процессе работы двигателя поршни 3 и 6 то расходятся, то сближаются. Наименьшее расстояние между поршнями определяется по заданной геометрической степени сжатия силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru как отношение наибольшего к наименьшему расстоянию между поршнями

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

От коленчатого вала 1 движение передается гребному валу через планетарный редуктор 8 (водило, Z1, Z2, Z3, Z4) с фрикционными муфтами L и M и через одноступенчатый редуктор 9 с цилиндрическими прямозубыми колёсами.

Для движения судна вперед включается фрикционная муфта L, связывающая колёса Z1 и Z4, вследствие чего водило и колеса Z1, Z2, Z3, Z4 вращаются как одно целое относительно геометрических осей колеса Z1 и водила. Для движения судна назад включается муфта М и отключается муфта L. При этом колесо Z4 останавливается, а колесо Z1 получает вращение в обратную сторону. Для остановки судна обе муфты отключаются.

Закон изменения давления газа в цилиндре двигателя при перемещении поршней представлен индикаторной диаграммой, а данные для её построения приведены в таблице 2.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

В двухтактном двигателя такого типа при расхождении поршней в цилиндре происходит сгорание впрыснутого топлива и расширение продуктов сгорания, а при сближении их - сжатие воздуха, нужного для сгорания. Схема кулачкового механизма топливного плунжерного насоса изображена на рисунке. Кулачок 11 этого механизма посажен непосредственно на коленчатый вал двигателя. Закон движения плунжера 12 насоса задан графиком ускорений

Схема установки

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru рис. 1а рис. 1б силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru рис. 1г
силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru рис. 1д

Исходные данные

Таблица 1.

№пп Параметр Обозначение Размерность Значение
Средняя скорость поршня (VB)ср м/с
Число оборотов коленчатого вала n1 1/c 25/6
Число оборотов гребного вала n10 1/c 125/60
Отношение длин шатунов к длинам кривошипов lВА/lOA; lCD/lOC -
Отношение хода поршня 6 к ходу поршня 3 HD/HB - 0.4
Отношение, определяющие положения центров тяжести шатунов lAS2/lAB; lсs4/lCD - 1/3
Масса коленчатого вала с маховиком m1+ mмах кг
Масса шатуна АВ m2 кг
Масса шатуна CD m4 кг
Масса нижнего поршня 3 m3 кг
Масса верхнего поршня 6 m6 кг
Масса тяги DE(D’E’) m5, m5 кг
Момент инерции коленчатого вала без маховика J’O1 кг*м2
Момент инерции шатуна AB JS2 кг*м2
Момент инерции шатуна CD(C’D’) JS4 кг*м2
Момент инерции движущихся частей реверс-редуктора, приведенный к валу кривошипа Jпрр.р. кг*м2
Маховый момент гребного вала с винтом Jвинта кг*м2
Диаметр цилиндра d м 0,4
Максимальное давление в цилиндре pmax Па 5.5*106
Геометрическая степень сжатия, где х - расстояние между поршнями θ=хmaxmin -
Коэффициент неравномерности вращения коленчатого вала δ - 1/45
Угловая координата кривошипа для силового расчета φ1 град
Число зубьев колеса Z5 Z5 -
Модуль колес Z5, Z6 m56 мм
Наименьший радиус кулачка, определяемый прочностью вала R0 м 0,08
Число сателлитов планетарной передачи k -
Полное перемещение плунжера топливного насоса h м 0,025
Модуль зубчатых колес планетарного реверса mп.р. мм
Угол рабочего профиля кулачка φраб град
Максимально допустимый угол давления кулачка [θ] град

Таблица 2.

Значения давления в цилиндре двигателя (в долях pmax) в зависимости от положения поршней.

Координаты поршней в долях от Н SB/HB 0.02 0.05 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1.0
При расхождение поршней p/pmax 0.863 1.000 0.863 0.602 0.34 0.238 0.170 0.129 0.100 0.082 0.068 0.034
При сближение поршней p/pmax 0.863 0.5 0.318 0.204 0.114 0.073 0.045 0.025 0.014 0.005 0.001

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНА ДВИЖЕНИЯ СИЛОВОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ

1.1 Определение размеров звеньев силовой судовой установки

Проектирование кривошипно-ползунного механизма ведется по средней скорости поршня (ползуна). При этом известными являются следующие параметры:

средняя скорость поршня: υср=5 м/с,

частота вращения вала кривошипа: n1=25/6 c-1.

 

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где lOA – длина кривошипа ОА, м.

 

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где lAB– длина шатуна АВ, м.

HD=2*lOC

HB=2*lOA

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

lOC=0.4*lOA=0.12м

где lОС – длина кривошипа ОС, м,

HBи HD– ходы поршней 3 и 6 соответственно, м.

 

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где lCD– длина шатуна CD, м.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где lAS2– расстояние от точки А до положения центра тяжести звена 2 – точки S2, м.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где lCS42– расстояние от точки Cдо положения центра тяжести звена 3 – точки S4, м.

1.2. Построение индикаторной диаграммы и диаграммы сил, действующих на поршни

1.2.1 Построение индикаторной диаграммы.

Справа от точки B построена индикаторная диаграмма на ходе поршня 3. От нулевого положения механизма вниз отложена ось SB/HB, которая поделена на 10 равных частей. Вправо отложена ось давлений. По данным из таблицы №2 построена индикаторная диаграмма.

Масштабы индикаторной диаграммы, μp:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Все расчеты проведены при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

1.2.2 Построение диаграммы сил.

Если давление Р, Па при любом положение поршня помножить на его площадь, S, то получится сила давления газов на поршень, то есть сила силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Оси координат диаграммы сил расположены аналогично осям индикаторной диаграммы. Положительное направление оси SВ – вниз, положительное направление оси силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - вправо. На диаграммы сил перенесены ординаты с индикаторной диаграммы с учётом знака силы.

Масштабы диаграммы сил:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Масштаб оси Fд : силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

1.3. Определение значений передаточных функций и передаточных отношений основного механизма

Определение значение передаточных функций основного механизма, произведено с помощью программы Mathcad.

Результаты вычислений представлены в таблице 3.

Таблица 3

 
VqB, м -0,176 -0,286 -0,3 -0,233 -0,124 0,124 0,233 0,3 0,286 0,176
VqS2 0,2 0,235 0,287 0,3 0,27 0,224 0,2 0,224 0,27 0,3 0,287 0,235 0,2
VqF, м 0,05 0,093 0,12 0,114 0,07 -0,07 -0,114 -0,12 -0,093 -0,05
VqS4 0,08 0,089 0,108 0,12 0,115 0,094 0,08 0,094 0,115 0,12 0,108 0,089 0,08

Все расчеты проведены при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

1.4 Расчет одномассовой динамической модели

Для механизма с одной степенью свободы достаточно определить закон движения одного звена, а законы движения остальных звеньев всегда можно определить с помощью кинематических методов. Заменим механизм одномассовой динамической моделью механизма.

1.4.1 Определение суммарного приведенного момента внешних сил, приложенных

к звеньям механизма

Приведенный момент сил силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - расчетный момент пары сил, определяемый из равенства его элементарной работы сумме элементарных работ сил и пар сил, приложенных к звеньям механизма.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - элементарные работы силы на элементарном перемещении точки ее приложения и момента пары сил на элементарном угле поворота звена соответственно;

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - сила

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - скорость точки ее приложения

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - момент пары сил

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - угловая скорость звена

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - элементарный промежуток времени

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Vqi – передаточная функция для i-ой точки,

ui1 – передаточное отношение i-го звена, по отношению к звену 1.

Значения передаточных функций определены аналитическим способом в п.2.3.

Значения приведенных моментов сил тяжести, MпрGi, найдены как произведение сил тяжести на проекции передаточных функций (выражены в аналитической форме) на ось абсцисс:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Значение приведенного момента движущей силы силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru найдены:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Определим движущий момент из условия равенства работ сил сопротивления и движущих сил за цикл (установившийся режим движения механизма):

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru , так как мы считаем движущий момент постоянным.

Масштабы графика приведенных моментов:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1. По этим данным построен график изменения приведенного момента сил силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

1.4.2 Определение приведенных моментов инерции звеньев механизма

Приведенный момент инерции силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - расчетный момент инерции динамической модели, кинетическая энергия которой равна сумме кинетических энергий всех звеньев механизма. То есть приведенный момент инерции можно определить из равенства кинетических энергий:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где JпрΣ– суммарный приведенный момент инерции,

ωм – угловая скорость модели,

mi – масса i-го звена,

VqSi – передаточная функция i-ой точки,

ISi – момент инерции i-го звена,

ui1 – передаточное отношение i-го звена, по отношению к звену 1.

Звенья механизма разделены на две группы. В первую входят те звенья, для которых приведенный момент является постоянной величиной. Это звенья, которые совершают только вращательное движение, их приведенный суммарный момент инерции обозначаются: силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

Ко второй группе относятся звенья, для которых приведенный момент инерции не является постоянной величиной. Эти звенья совершают плоское, возвратно-вращательное и возвратно-поступательное движения. Их приведенный суммарный момент инерции обозначаются силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где Jпрi – приведенный момент инерции i-го звена.

Числовые значения составляющих силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru , рассчитаны при помощи программы Mathcad, результаты расчетов приведены в Приложении 1. На чертеже представлены графики изменения приведенного момента инерции второй группы звеньев механизма, силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru , и его составляющих силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

Масштабы графика суммарного приведенного момента инерции:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

1.5. Определение суммарной работы приведенного момента движущих сил и сил сопротивления

1.5.1 Построение графика работы движущих сил

Имея график силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru можно получить график силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru работы суммарного приведенного момента движущих сил, приложенных к механизму путем графического интегрирования.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1. По этим данным построен график работы момента движущих сил силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

Масштабы графика работы:

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

1.5.2 Построение графика суммарной работы

При установившемся движении механизма, суммарная работа АΣ за цикл равна нулю.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Значит, работа сил сопротивления за цикл Асц численно равна работе сил движущих за цикл АДц.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

В предположении, что приведенный момент движущих сил постоянный Мпрд=const, построен график работы сил сопротивления. Методом графического интегрирования было определено значение Мпрд.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

График суммарной работы АΣ1) построен, как алгебраическая сумма графиков AД1) и Ас1).

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

1.6 Определение кинетической энергии первой и второй групп звеньев механизма

1.6.1 Построение приближенных графиков кинетической энергии второй группы звеньев

Кинетическая энергия второй группы звеньев силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru определена через приведен­ные моменты инерции этой же группы звеньев.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Закон изменения силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru еще неизвестен. Поэтому для опреде­ления силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru воспользуемся приближенным равенством силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru , поскольку коэффициент неравномерности силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru - величина малая.

Тогда

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где ω1ср – средняя угловая скорость звена 1.

Так как силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru , то силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru можно считать пропорцио­нальной силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru , а построенную кривую силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru принять за приближенную кривую силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

Масштаб графика силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru :

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

1.6.2 Построение графика кинетической энергии первой группы звеньев

Для по­строения кривой кинетической энергии первой группы звеньев TI1) необходимо из ординат кривой силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru в каждом положении механизма вычесть отрезки, изображающие величины TII, взятые из графика TII1). Вычитаемые отрезка должны быть представлены обяза­тельно в том же масштабе силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru , в каком построена кривая силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru . Полученная кривая TI1) - приближенная, так как построена вычитанием из точной кривой силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru прибли­женных значений силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru .

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где Т – полная кинетическая энергия системы,

ТI – кинетическая энергия первой группы звеньев,

ТII – кинетическая энергия второй группы звеньев.

Так как полная кинетическая энергия системы – это сумма начальной кинетической энергии и суммарной работы, то графиком T (φ1) будет являться график АΣ1) относительно оси φ*1. Поэтому, для построения графика TI1), были вычтены соответствующие значения TII1) из графика АΣ1).

1.7 Определение момента инерции первой группы звеньев

Момент инерции первой группы звеньев JпрI рассчитан по формуле

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где JпрI – приведенный момент инерции первой группы звеньев,

(ΔTI)max = TImax - TImin – максимальное изменение кинетической энергии первой группы звеньев, определяемое из графика TI1), как разность между максимальным, TImax и минимальным, TImin значениями кинетической энергии первой группы звеньев за цикл.

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

1.8 Определение момента инерции, габаритных размеров и массы маховика.

В первую группу звеньев входят вал двигателя, планетарный реверс-редуктор, гребной вал с винтом. Все эти звенья, связанные с на­чальным звеном постоянным передаточным отношением, обладают маховыми массами, которые влияют на закон движения начального звена.

Момент инерции маховика определен, как разность между приведенным моментом инерции первой группы звеньев и моментами инерции звеньев, связанных с начальным звеном.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где Jm – момент инерции маховика,

JO1 – момент инерции коленчатого вала двигателя без маховика,

Jвинта – момент инерции гребного вала с винтом,

Jпр.р.р. – приведенный момент инерции движущихся частей реверс-редуктора.

Расчеты габаритных размеров и массы маховика проведены для диска.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где D2 ,D1– наружный и внутренний диаметр маховика,соответственно,

b – ширина маховика,

mas – масса маховика.

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

1.9 Определение закона движения механизма

Графиком ω11) является кривая TI относительно оси φ**1. Для определения положения этой оси была рассчитана ордината среднего значения угловой скорости.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где μω – масштаб угловой скорости первого звена.

Через середину отрезка (ω1max1min) , была проведена прямая ω1ср =const.

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

где yω1ср – ордината среднего значения угловой скорости первого звена.

Из полученного графика ω11) была определена начальная угловая скорость первого звена ω1нач. Начальная кинетическая энергия Тнач была определена по формуле

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

силовой расчет силовой судовой установки - student2.ru

Все расчеты проводились при помощи программы Mathcad. Расчет и результаты расчетов представлены в Приложении 1.

СИЛОВОЙ РАСЧЕТ СИЛОВОЙ СУДОВОЙ УСТАНОВКИ

Наши рекомендации