Приложение 1. Образец титульного листа

Предисловие

При подготовке квалифицированных специалистов используется многообразная и целостная система организационных форм и методов обучения - лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия, учебная практика, курсовое проектирование и др.

Курсовая работа является одной из наиболее эффективных форм обучения, так как позволяет студенту:

· систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки по изучаемой дисциплине;

· развить способности самостоятельной работы;

· применить полученные знания для решения профессиональных задач.

Цель использования данного курсовой работы в учебном плане предмета «Информатика» состоит в закреплении у студентов теоретических знаний и формировании практических навыков использования современных информационных технологий.

Данная цель может быть достигнута при успешном решении студентами следующих задач:

1. изучение теоретических основ информатики по выбранной теме;

2. проведение обзора возможностей современных информационных технологий для решения заданного круга задач;

3. приобретение навыков самостоятельного использования информационных технологий:

3.1. подбор и получение информации по теме с помощью электронных каталогов, поисковых систем Интернета, электронных библиотек и других информационных ресурсов;

3.2. разработка структуры и грамотное оформление электронной версии работы в соответствии с предъявляемыми требованиями и возможностями автоматизации;

3.3. проведение консультаций с преподавателем посредство компьютерных средств связи;

Структура и оформление курсового проекта

Тема курсового проекта

Тема курсовой работы выбирается из списка, приведенного в разделе 2 (с. 11) методических указаний, согласно номеру зачетной книжки, состоящего из двух последних цифр. В случае отсутствия совпадения, необходимо выбрать тему по сумме двух последних цифр номера зачетной книжки.

Например, если две последние цифры зачетной книжки -27, значит необходимо выбрать соответствующую тему № 27«Электронные документы». Если две последние цифры – 99, то выбираем номер темы 9+9=18, значит ваша тема № 18«Компьютерное программирование».

Общая структура курсового проекта

Курсовая работа по информатике должна иметь следующую структуру:

Титульный лист(1 страница, см. Приложение 1)

Содержание(1 с.)

Введение(1,5-2 с.)

1. Теоретические основы информатики(до 10 с.)

2. Обзор возможностей информационных технологий(до 10 с.)

Выводы и предложения(1-2 с.)

Список использованной литературы(1-2 с.)

Приложения

Работу над курсовой работой необходимо начинать с подбора и изучения литературы по исследуемой проблеме. В первую очередь следует изучить учебные издания[1] (учебники и пособия), затем – научные публикации, законодательные акты, а для получения наиболее актуальной и современной информации целесообразно ознакомиться с периодическими изданиями (журналами) и статьями, опубликованными в глобальной сети Интернет.

В результате систематизированного изучения литературы происходит отсев несущественного материала, усваиваются основные понятия, категории, термины, формируются общие позиции ученых, которые будут исходными в работе. Одновременно выявляются недостатки и нерешенные проблемы, требующие дополнительного осмысления; выясняется то, что еще недостаточно изучено. На основе этого определяются направления исследования, цель и задачи работы, а также составляется список литературы, которую планируется использовать при написании курсового проекта.

Во введениинеобходимо: обосновать актуальность выбранной темы; сформулировать цель работы (соответствует теме курсовой работы) и поставить задачи, которые необходимо решить для ее достижения (соответствуют содержанию работы); описать совокупность научных методов, технических и программных средств, используемых при выполнении курсовой работы; указать объект исследования. Введение целесообразно писать после завершения работы над основной частью.

В первом разделенеобходимо раскрыть выбранную теоретическую тему. Для этого нужно определить вопросы, которые будут описаны. Рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемого вопроса; изложить свои умозаключения и мнения различных авторов. Обязательно сделать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании.

В этом разделе студент должен показать свой общий научно-методический уровень подготовки, умение изучать литературу и систематизировать современные знания, делать обобщения и выявлять направления решения проблемы.

Излагать материал необходимо лаконично, т.е. краткость должна сочетаться с точностью, ясностью, полнотой изложения, без «разжевывания» очевидных истин и излишних деталей, уводящих в сторону от основного вопроса.

Второй раздел курсовой работы представляет собой описание назначения, классификации и возможностей компьютерных программ по выбранной теме.

Выводы и предложения завершают изложение курсового проекта. В них резюмируются итоги выполненной работы в виде обобщения самых существенных положений. Выводы должны отражать только содержание работы, быть краткими, ясно и четко сформулированными.

В данном разделе необходимо показать как решены задачи, поставленные во введении, привести основные результаты работы, сделать свои умозаключения о целесообразности использования на практике информационных технологий.

После выводов и предложений ставится дата завершения работы и ее авторство заверяется собственноручной подписью студента.

Список использованной литературы должен включать в себя не менее 10 источников, оформленных в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008[2] и отсортированных в алфавитном порядке по возрастанию (см. Приложение 2).

В приложениях следует разместить громоздкие или вспомогательные таблицы, схемы и рисунки из основной части курсовой работы.

1.3. Требования к оформлению курсовой работы
и подготовке к защите

Особое внимание студентам необходимо обратить на порядок оформления работы. Аккуратное и строгое оформление – обязательное требование, предъявляемое к курсовым проектам и работам. Курсовой проект по информационным технологиям обязательно должен быть подготовлен с использованием всех возможностей современных информационных технологий, что подчеркнет уровень их овладения студентом.

Работу следует оформить в текстовом процессоре (MS Word или аналогичной программе) для печати на бумагу формата А4 (210*297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации или бумаге формата А3). Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое – 1,5 см.

Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль «основной текст», установив шрифт - Times New Roman, размер –14; параметры абзаца: первая строка – 1,25 см, выравнивание – по ширине, интервал перед и после – 0, межстрочный интервал – одинарный (остальные параметры установлены по умолчанию, поэтому опущены). Обязательно в документе должен быть включен автоматический перенос слов. Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт, курсив и подчеркивание.

Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть обязательно оформлены с использованием стилей. В конце их названий точку ставить не следует, за исключением условных сокращений и обозначений.

Каждый раздел начинается с новой страницы. Подразделы можно начинать по тексту в любом месте страницы, не отрывая заголовок от следующего за ним абзаца.

Стиль заголовков разделов(Заголовок 1) должен иметь следующие параметры:

ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал после 12 пт., выравнивание По центру, положение на странице с новой страницы, запретить автоматический перенос слов;

ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, Полужирный, размер 16, все прописные, интервал - Разреженный;

ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3) (для заголовков «Введение», «Выводы и предложения», «Список использованной литературы» и «Приложения» после применения к ним стиля заголовка 1 необходимо выключить формат нумерации).

Параметры стиля заголовков подразделов(Заголовок 2):

ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал перед и после 6 пт., По центру, не отрывать от следующего, запретить автоматический перенос слов;

ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, Полужирный, размер 16, интервал Разреженный.

ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3).

Таблицы должны быть наглядными, легко читаемые и обрамлены со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14. Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переносится на следующую с добавлением под шапкой и в начале каждой следующей страницы разрывающейся таблицы и строки с порядковой нумерацией столбцов (шапка в таблице делается один раз, но на каждой следующей странице перед продолжением таблицы необходимо писать заголовок следующим образом: Таблица 5 (продолжение).

В ячейках шапки выравнивание обычно делают по вертикали и по горизонтали - по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание - по центру (для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее и содержимое таблицы).

Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Постоянная часть названия вставляется с помощью средств текстового процессора, знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления необходимо создать стиль «название таблицы» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ перед - 6 пт, запретить автоматический перенос слов, не отрывать от следующего; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 12 и использовать его для всех заголовков таблиц.

Пример табличного заголовка: Таблица 1. Справочник цен

Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название Рис., знак номера (№) не используется. Для единообразия оформления создайте стиль «название рисунка» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ после - 6 пт, запретить автоматический перенос слов; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 12 и использовать его для всех заголовков рисунков.

Пример названия рисунка: Рис 1. Информационно-логическая схема

Таблицы и рисунки должны быть размещены в тексте по ходу изложения. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту с обязательной ссылкой. Ссылки оформляются с помощь вставки перекрестных ссылок на постоянную часть и номер названия[3].

Первой страницей является титульный лист, который заполняют по установленной в высшем учебном заведении форме (Приложение 1). На второй странице под заголовком «Содержание» размещают оглавление проекта с указанием страниц. При этом содержание должно соответствовать указанным по тексту заголовкам составных частей проекта и номерам станиц, на которых они начинаются. Оглавление должно быть сформировано автоматически с использованием возможностей текстового процессора (чтобы заголовок «Содержание» не попал в список оглавления, к нему нельзя применять стиль заголовка).

Все страницы должны иметь сквозную нумерацию внизу и справа страницы. Первой страницей является титульный лист, но номер на нем не должен отображаться. Размер шрифта номера страницы – 12.

Чтобы продемонстрировать знания текстового процессора, в курсовых проектах по информационным системам студентам разрешается разместить в верхних колонтитулах страниц фамилию И.О. студента и название текущего раздела. Титульный лист можно украсить «строгой» рамкой границ страницы.

В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов.

При использовании материала из литературных источников необходимо указать в квадратных скобках порядковый номер источника (например: [12]), соответствующий списку использованной литературы (используйте средство текстового процессора Перекрестная ссылка на абзац). При цитировании следует упомянуть фамилию и инициалы автора, вместе с номером источника указать номер страницы, с которой взята цитата. Нельзя отрывать основную мысль автора от его целостной концепции. Примечания и комментарии можно привести в виде сносок в конце страницы.

Список литературы должен быть оформлен с применением формата нумерованного списка. В процессе работы источники можно располагать в порядке использования, но после завершения, их необходимо упорядочить в алфавитном порядке (отсортировать по возрастанию средствами текстового процессора и обновить поля перекрестных ссылок во всем документе).

Электронный вариант завершенной курсовой работы нужно показать руководителю и, после устранения всех сделанных им замечаний, распечатать на белой бумаге (плотностью 70-80 гр. на м2) на черно-белом (можно цветном) принтере с минимальным качеством 300 точек на дюйм (нельзя сдавать работы с нечетким или размазанным текстом). Файл с электронной версией курсовой работы необходимо записать на диск, который приложить в конверте, подшитом после титульного листа.

Для получения удовлетворительной оценки распечатанную работу, сшитую в скоросшивателе и подписанную автором, с электронным вариантом на диске, необходимо представить руководителю для проверки за 30 дней до начала сессии. К защите не допускаются и должны быть переработаны работы, в которых содержание и оформление (как в целом, так и разделов) не соответствуют выданному варианту или требованиям, описанным в данных методических указаниях и предъявляемым руководителем.

После проверки в напечатанную работу, ни в коем случае, нельзя вносить какие-либо изменения (изымать листы с замечаниями руководителя или замазывать их штрихом). Доработанные фрагменты (с указанием соответствующих им замечаний или номеров страниц, где были сделаны замечания) следует оформить и распечатать на отдельных листах и подшить к первоначальному варианту после титульного листа.

Защита студента, не ориентирующегося в написанной работе (независимо от её качества), признается неудовлетворительной. По доли вклада оцениваемого студента в защищаемую работу, экзаменационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с переработкой или же обязан написать ее на другую тему.

Тематика курсовых работ

Тема № 0. Технологии социальных сетей

1. Информатизация общества

2. Социальные сети Интернета

Тема № 1. Технологии обработки текстовой информации

1. Представление текстовой информации в ЭВМ

2. Программы создания и оформления текстовых документов

Тема № 2. Технологии цифрового звука

1. Представление звуковой информации в ЭВМ

2. Программы обработки и воспроизведения звуковой информации

Тема № 3. Технологии компьютерной графики

1. Представление графической информации в ЭВМ

2. Программы обработки и демонстрации графической информации

Тема № 4. Технологии цифрового видео

1. Представление видеоинформации в ЭВМ

2. Программы обработки и демонстрации видеоинформации

Тема № 5. Технологии электронных таблиц

1. Представление числовой информации в ЭВМ

2. Табличные процессоры

Тема № 6. Базы данных и СУБД

1. Основы баз данных

2. СУБД

Тема № 7. Технологии компьютерных игр

1. Виды компьютерных игр

2. Технологии создания компьютерных игр

Тема № 8. Технологии компьютерной анимации

1. Основы компьютерной анимации

2. Программы создания анимации

Тема № 9. Технологии компьютерной визуализации

1. Основы компьютерной визуализации

2. Программы визуализации

Тема № 10. Электронные органайзеры

1. История развития информационных технологий

2. Электронные органайзеры

Тема № 11. Операционные системы

1. Состав и виды ОС

2. Обзор основных ОС

Тема № 12. Защита от компьютерных вирусов

1. Вредоносные программы (вирусы)

2. Средства защиты от вирусов и вредоносных действий

Тема № 13. Компьютерные преступления и защита информации

1. Компьютерные преступления

2. Средства защиты информации

Тема № 14. Интернет-технологии

1. Основы работы сети Интернет

2. Интернет-браузеры и программы обмена сообщениями

Тема № 15. Технологии создания Интернет-сайтов

1. Основы создания сайтов

2. Системы создания и управления сайтами

Тема № 16. Информационные ресурсы сети Интернет

1. Классификация информационных ресурсов

2. Поисковые системы Интернета

Тема № 17. Публикация и хранение информации в сети Интернет

1. Способы и формы публикации информации в сети Интернет

2. Ресурсы Интернета для размещения информации

Тема № 18. Компьютерное программирование

1. Основы программирования

2. Интегрированные среды разработки программ

Тема № 19. Программирование в офисных приложениях

1. Основы офисного программирования

2. Visual Basic for Application

Тема № 20. Языки программирования

1. История развития языков программирования

2. Обзор современных языков программирования

Тема № 21. Компьютерные сети

1. Виды и организация компьютерных сетей

2. Обзор городских сетей

Тема № 22. Организация хранения данных

1. Внешние запоминающие устройства

2. Файловые системы

Тема № 23. Обслуживание ВЗУ

1. Организация дискового пространства.

2. Программы для обслуживания дисков (проверка дисков, запись, восстановление, уничтожение данных)

Тема № 24. Решение математических и статистических задач на ЭВМ

1. Методо-ориентированное программное обеспечение

2. Математические и статистические программы

Тема № 25. Устройство компьютера

1. Базовая аппаратная конфигурация современного компьютера

2. Программы контроля, диагностики и обслуживания компьютера

Тема № 26. Справочные системы

1. Основы использования электронных документов

2. Справочные системы

Тема № 27. Электронные документы

1. Основы использования электронных документов

2. Программы создания и просмотра электронных документов

Приложения

Приложение 1. Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

Кафедра информационного обеспечения
и моделирования агроэкономических систем

КУРСОВАЯ РАБОТА

По информатике

на тему: «…...».

Выполнил: студент ГПФ-1-1
Булгакова А.А.

Руководитель: к.э.н., доцент

Толстых А.А.

Воронеж

Наши рекомендации