Гражданское законодательство

До принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее – Закон "О правовой охране программ") программное обеспечение компьютеров вообще не было законодательно защищено от незаконных действий.

Программы свободно копировали и использовали, не опасаясь наказаний. В силу незащищенности законом авторских прав разработчиков отечественного программного обеспечения, у них отсутствовал стимул к деятельности, что приводило (и привело) к отставанию от темпов научно-технического прогресса в этой области.

Основной идеей этого закона, а также принятого одновременно с ним Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3526-I "О правовой охране топологий интегральных микросхем" являлось урегулирование отношений в сфере защиты прав авторов и разработчиков программно-технического обеспечения.

В Законе впервые в отечественной законодательной практике были зафиксированы важнейшие понятия и правовые конструкции, отражающие представления законодателя об элементах охраняемой сферы. Давались определения целому ряду терминов: "программа для ЭВМ", "база данных", "модификация программы" и другие, положивших основу развитию правовой терминологии в данной области.

Так, программа для ЭВМ рассматривается как объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под "программой для ЭВМ" подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Важнейшим законодательным новшеством было отнесение программ и баз данных для ЭВМ к объектам авторского права.

Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 г., регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

В Законе указано, что он является элементом законодательства в России об авторском праве и смежных правах наряду с другими актами, в том числе Законом "О правовой охране программ".

Здесь повторяется и уточняется ряд формулировок Закона "О правовой охране программ", разграничивающих авторские права на программы и базы данных и смежные права.

Закон Российской Федерации "О государственной тайне", принятый в 1993 г., урегулировал отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В Законе имеется ряд важных терминов, раскрывающих природу этих специальных информационных отношений. В частности, под государственной тайнойЗаконом понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Важным понятием является определение носителей сведений, составляющих государственную тайну. Это материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Из данного определения видно, что Закон рассматривает физические поля как достаточно материализованную субстанцию и как носитель информации или совокупность сигналов, передающих ее

Средства защиты информации рассматриваются как технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Важным определением является доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Принятый в 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации впервые (ст. 128) отнес к объектам гражданских прав информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).

В статье 139 законодатель конкретизировал свои представления об информационных отношениях, включив в эту сферу вопросы, связанные со служебной и коммерческой тайной.

Определяя информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, Кодекс указал, что таковой она является лишь в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие такого рода информацию, обязаны возместить причиненные убытки.

Аналогичная обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-трудовому договору.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (далее – Закон "Об информации") принятый в 1995 г., регулирует отношения, возникшие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Закон не затрагивает отношений, регулируемых законодательством об авторском праве и смежных правах.

Законом определен ряд важнейших понятий, таких, как, например: информация, документированная информация, информационные процессы, информационная система, информационные ресурсы, конфиденциальная информация и др.

Наши рекомендации