Обучение, основанное на активном практическом подходе

Описание: Методы активного обучения ориентированы, прежде всего, на то, чтобы студенты занимались активной мыслительной деятельностью и решали задачи. Меньшее внимание уделяется пассивной передаче информации, большее – на привлечение студентов к генерированию, анализу, оценке и применению идей. Активное обучение в рамках лекционных курсов может принимать форму группового обсуждения задач, презентаций в аудитории, активных семинарских обсуждений, совместном решении концептуальных вопросов. Немаловажную роль играет мнение студентов относительного того, чему их обучают, а также их непосредственное участие в обсуждении. Активное обучение имеет практическую направленность только тогда, когда студенты моделируют случаи из реальной инженерной практики – проектируют и создают изделия, анализируют и решают практические задачи.

Рациональность: Студенты запоминают менее четверти того, что они слышат, и лишь половину из того, что они видят и слышат. Принимая участие в решении реальных практических проблем и предлагая собственные варианты их решения, студенты не только больше усваивают, но также лучше понимают, что и как они узнают. Этот мета-когнитивный процесс помогает повысить мотивацию студентов и достичь желаемых результатов обучения, а также прививает в них стремление к непрерывному образованию. При помощи методов активного практического обучения преподаватели помогают студентам лучше понять взаимосвязи между ключевыми понятиями и упростить процесс применения полученных теоретических знаний в реальных инженерных условиях.

Данные:

· документально засвидетельствованное успешное применение методов активного обучения (измеряется путём проведения опросов по окончанию занятий, составления докладов коллег, посещающих занятия);

· большая часть профессорско-преподавательского состава использует в преподавании активные методы обучения;

· высокие показатели студентов в достижении желаемых результатов обучения CDIO;

· высокий уровень удовлетворённости студентов методами активного обучения.

Стандарт 9 – Повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в навыках CDIO *

Мероприятия, направленные на повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в области личностных, межличностных компетенций, а также в умении создавать продукты и системы.

Описание: Программы CDIOоказывают поддержку членам профессорско-преподавательского состава в повышении их компетентности в области личностных, межличностных компетенций, а также в умении создавать продукты и системы (см. Стандарт 2). Лучше всего эти навыки развиваются в контексте профессиональной инженерной практики. Особенности и объем программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава варьируется в зависимости от задач образовательных программ и ресурсов учебных учреждений. К мероприятиям, направленным на повышение компетентности членов профессорско-преподавательского состава, можно отнести следующие: профессиональные стажировки на промышленных предприятиях, сотрудничество с коллегами, занятыми в промышленности, в работе над научно-исследовательскими и образовательными проектами, учёт инженерной практики при трудоустройстве и продвижению по службе, занятие научно-практической деятельностью в стенах университета.

Рациональность: Если члены профессорско-преподавательского состава планируют обучать студентов личностным и межличностным компетенциям, а также умению создавать продукты и системы, описанным в Стандартах 3,4,5 и 7, то они сами должны быть предельно компетентными в этой области. Многие преподаватели инженерных дисциплин являются экспертами в теоретической и практической базе преподаваемых ими дисциплин, но при этом сами располагают весьма ограниченным практическим опытом работы в реальных промышленных и бизнес условиях. К тому же стремительное развитие технологических инноваций предполагает постоянное развитие инженерных навыков. Преподаватели должны укреплять и развивать свои инженерные познания и практические навыки для того, чтобы приводить студентам реальные актуальные примеры из практики инженеров и служить для них примером современного практикующего инженера.

Данные:

· большая часть профессорско-преподавательского состава, компетентного в области личностных, межличностных компетенций, а также умении создавать продукты и системы (измеряется с помощью тестов, опросов, наблюдений);

· высокий процент преподавателей, занимающихся практической инженерной деятельностью;

· степень компетентности преподавателей в этой области должна учитываться при приёме преподавателей на работу, при регулярной оценке их деятельности, а также при их должностном повышении;

· выделение ресурсов на повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в этой области.

Стандарт 10 – Повышение преподавательских способностей членов профессорско-преподавательского состава

Мероприятия, направленные на повышение компетентности преподавателей в проведении интегрированных практических занятий, в применений методов активного обучения в ходе занятий и в оценке успеваемости студентов.

Описание: Программа CDIOоказывает поддержку членам профессорско-преподавательского состава в повышении их компетентности в проведении интегрированных учебных занятий (Стандарт 7), в применении методов активного обучения (Стандарт 8), а также в осуществлении оценки успеваемости студентов (Стандарт 11). Особенности и объем проводимых мероприятий варьируются в зависимости от программы и выделенных ресурсов. К мероприятиям, направленным на повышение компетентности членов профессорско-преподавательского состава в этой области, можно отнести следующие: организация внутренних и внешних программ повышения квалификации, проведение форумов для обмена идеями и опытом, осуществление оценки работы преподавателей.

Рациональность: Если члены профессорско-преподавательского состава планируют преподавать и оценивать студентов по-новому, так, как то прописано в Стандартах 7,8 и 11, им нужно дать возможность развивать и улучшать свои собственные профессиональные навыки. Во многих университетах существуют подразделения, ответственные за организацию и проведение программ повышения квалификации, и они были бы заинтересованы в сотрудничестве с программами CDIO. К тому же, учитывая то, что в программах CDIOподчёркивается важность выработки нового подхода к преподаванию, обучению и оценке знаний, необходимо выделять достаточные ресурсы на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Данные:

· большая часть профессорско-преподавательского состава компетентна в новых методах преподавания, обучения и оценки успеваемости студентов (измеряется путём проведения тестов, опросов, наблюдений);

· степень компетентности преподавателей в этой области должна учитываться при приёме преподавателей на работу, при регулярной оценке их деятельности, а также при повышении в должности;

· выделение ресурсов на повышение компетентности профессорско-преподавательского состава.

Стандарт 11 – Оценка усвоения навыков CDIO *

Наши рекомендации