Общая характеристика сферы реализации Программы

Нижегородская область расположена в центре европейской части России, на слиянии рек Оки и Волги, в месте пересечения двух важных транспортных коридоров: второго панъевропейского и межрегионального, проходящего с северо-запада на юг европейской части России. Территория - 76,6 тыс. кв. км. Плотность населения - 42,8 чел./кв. км. Численность населения на 1 января 2014 года составила 3,28 млн чел.

Нижегородская область является крупнейшим промышленным и сельскохозяйственным регионом Поволжья. По оценке 2013 года валовой региональный продукт (далее - ВРП) составил 918,5 млрд руб. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года предполагается ежегодный прирост ВРП и рост инвестиций в основной капитал на уровне 1%.

Нижегородская область - это крупный индустриальный регион с высокой долей обрабатывающей промышленности. Кроме того, в ней созданы уникальные отрасли экономики: нефтехимическая, металлургическая, пищевая. Традиционно сильно развито автомобилестроение. Значительный вклад в экономику вносит малый бизнес. Область входит в десятку лучших регионов России по развитию малого предпринимательства, в котором действует свыше 38,6 тысячи предприятий с долей занятых 20,6% от общей численности занятых в экономике (без учета индивидуальных предпринимателей). Доля малых предприятий в ВРП области составляет около 16,5%.

В Нижегородской области заложены глубокие традиции научно-технического образования, академической и отраслевой науки.

Система высшего образования включает в себя 50 образовательных организаций высшего образования, из них 11 государственных, 2 негосударственные, 25 филиалов государственных образовательных организаций, 12 филиалов негосударственных. Всего обучается свыше 111 тысяч студентов.

Система среднего профессионального образования включает в себя 78 профессиональных образовательных организаций, в том числе негосударственных образовательных организаций. Всего обучается свыше 50 тыс. чел.

На 1 января 2014 года на территории Нижегородской области (далее - область, регион) функционирует 1362 дошкольные образовательные организации, 13 начальных школ - детских садов, 34 общеобразовательные организации, в которых есть дошкольные группы.

На 1 января 2014 года охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольным образованием составляет 78,1%.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в рамках государственной программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3 - 7 лет на период до 2023 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 сентября 2012 года N 646, было создано в 2013 - 2014 годах 11718 дополнительных мест в образовательных организациях дошкольного образования.

В 2015 году в рамках подпрограммы 8 "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3 - 7 лет в 2015 году и на период до 2023 года" государственной программы "Развитие образования Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 301, планируется ввести 2632 дополнительных места в образовательных организациях дошкольного образования.

В Нижегородской области на начало 2014 - 2015 учебного года осуществляют деятельность 963 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и их филиалов.

В рамках государственной программы "Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 302, реализуется подпрограмма "Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2015 - 2023 годы" (далее - Подпрограмма).

В рамках Подпрограммы 3907 молодым специалистам социальной сферы предоставляются меры социальной поддержки в форме социальных выплат на погашение кредитов и процентов по ним на приобретение или строительство жилья и приобретение транспортного средства.

Для участников Подпрограммы построено 2033 индивидуальных жилых дома, приобретена 1821 квартира на вторичном рынке недвижимости и предоставлено 3818 автомобилей марки ЛАДА - 21074, 21054, Гранта.

На реализацию Подпрограммы из средств областного бюджета профинансировано 5,63 млрд руб. В дальнейшем до 2023 года на реализацию Подпрограммы из средств областного бюджета предусмотрено 3,66 млрд руб. Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 9,29 млрд руб.

В 2013 году среднедушевые денежные доходы населения увеличились в 1,5 раза к уровню 2010 года и составили 24,4 тыс. руб. Их соотношение с величиной прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличилось с 3,0 до 3,7 раз.

Среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась в 1,5 раза и составила 23,8 тыс. руб. Ее соотношение с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения выросло с 2,8 до 3,4 раз.

Средний размер пенсии на 1 января 2014 года составил 9,8 тыс. руб. и обеспечил покупку 1,8 набора прожиточного минимума пенсионера (в 2010 году - 1,7).

Численность населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась к уровню 2010 года на 108,8 тыс. чел. и составила 9,1% от общей численности населения области (в 2010 году - 12,3%).

Прогнозируется, что в 2016 году средний размер заработной платы в Нижегородской области может составить 30890 руб., что обеспечит трудоспособному населению покупку 3,6 набора прожиточного минимума. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума будет последовательно сокращаться и к 2016 году составит 8,4% от общей численности населения области.

Для улучшения ситуации в жилищной сфере Правительство Нижегородской области создает необходимые условия для наращивания объемов жилищного строительства и повышения его доступности для населения.

За период с 2011 по 2013 годы на территории Нижегородской области введено 4504,2 тыс. кв. м общей площади жилья. Годовой объем ввода жилья в 2013 году составил 1530,4 тыс. кв. м, или 102% по отношению к уровню 2012 года. При этом доля ввода жилья эконом-класса составила 54% от общей площади, введенной в эксплуатацию. Доля ввода малоэтажного жилья составила 62,1% от общего объема ввода. Этому способствовала реализация программы "Стимулирование малоэтажного жилищного строительства в Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", задачей которой было обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства эконом-класса.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 302 утверждена государственная программа "Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем", в рамках которой действуют семь подпрограмм, в том числе подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" на 2015 - 2020 годы, основной задачей которой является решение вопроса по увеличению количества реализуемых в Нижегородской области инвестиционных проектов, предусматривающих строительство жилья экономического класса.

Отмечается увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. В 2013 году региональными банками гражданам Нижегородской области выдано 17 тысяч ипотечных (жилищных) кредитов на сумму 17,1 млрд руб., что на 40,4% выше, чем за в 2012 году.

В 2013 году стоимость 1 кв. м общей площади квартир на первичном рынке жилья области составила 53,6 тыс. руб., на вторичном рынке - 59,4 тыс. руб.

Нижегородская область исторически является одним из ведущих аграрных регионов России.

На 1 января 2014 года на территории Нижегородской области в сельской местности проживало 682,7 тыс. чел.

В целом область имеет молочно-мясное направление. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2805,0 тыс. га, в т.ч. пашни - 1954,4 тыс. га, это 1,5 и 1,7% от соответствующих показателей в России. В области осуществляют свою деятельность 562 сельскохозяйственных организаций, 2555 крестьянских (фермерских) хозяйств, 543,7 тысяч личных подсобных хозяйств.

Всего в 2013 году на развитие агропромышленного комплекса области из федерального бюджета выделено 2,1 млрд руб., из областного - 3,5 млрд руб.

Объем производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств области в 2013 году составил 52,9 млрд руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 100,1% к 2012 году.

Заработная плата в сельскохозяйственном производстве за 2013 год составила в среднем 14065 руб. (112,3% к 2012 году).

На фоне этого отмечаются медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости населения сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, отток из аграрного производства квалифицированных специалистов и молодежи, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда.

В соответствии с государственной программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года N 280 (далее - Программа АПК), Правительство Нижегородской области ставит главной целью развития сельского хозяйства области обеспечение конкурентоспособного сельского хозяйства и существенное повышение уровня жизни сельского населения.

Проводимая в области аграрная политика направлена на создание условий для обеспечения перелома критической ситуации в сельском хозяйстве.

Программа АПК предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одновременно выделяются следующие приоритеты:

- в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

- зерновой подкомплекс, включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, в целом обеспечивающий устойчивость агропромышленного комплекса (далее - АПК);

- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

- в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других видов сельскохозяйственных угодий;

- в экономической сфере - повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;

- в институциональной сфере - развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;

- научное и кадровое обеспечение - в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Дальнейшее развитие АПК Нижегородской области невозможно без высококвалифицированных кадров.

Учитывая актуальность кадровой проблемы на селе и в целях привлечения и закрепления молодых специалистов, реализуется Закон Нижегородской области от 1 ноября 2008 года N 149-З "О мерах государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Нижегородской области". В соответствии с указанным Законом устанавливаются меры государственной поддержки молодым специалистам и работникам сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств: ежемесячная доплата к заработной плате и выплата единовременного пособия молодым специалистам, ежемесячная доплата к заработной плате работникам сельскохозяйственных организаций (операторам машинного доения, механизаторам, электрогазосварщикам, токарям). В результате оказанных мер государственной поддержки возрастет количество молодых специалистов, работающих в сельскохозяйственном производстве.

Важным направлением кадрового обеспечения АПК является создание системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников АПК области:

- осуществление мероприятий по обучению руководителей, специалистов и рабочих кадров организаций и предприятий АПК области;

- проведение краткосрочных семинаров, научно-практических конференций по вопросам внедрения инновационных технологий в сферу АПК.

Учитывая, что повышение квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций проводится не реже 1 раза в 3 года, за период действия Программы АПК ежегодно будут обучаться 15% работников АПК.

Главными задачами Программы АПК в сфере социального развития села являются следующие.

1. Развитие жилищного строительства в сельской местности.

Для улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, предусматривается:

- формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства и приобретения жилья, включая ипотечное кредитование;

- создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, позволит ввести в эксплуатацию 137,2 тыс. кв. м жилья для молодых семей, молодых специалистов, а также сельских жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Повышение уровня снабжения природным газом сельского населения.

Для повышения уровня снабжения природным газом сельского населения и создания более комфортных условий труда и быта в сельской местности предусматривается ввести 1020,1 км газораспределительных сетей, уровень газификации достигнет 71,0%.

3. Повышение уровня снабжения сельского населения качественной питьевой водой.

Для улучшения снабжения сельского населения качественной питьевой водой и улучшения состояния здоровья населения планируется ввести 234 км водопроводов, уровень обеспеченности водой достигнет 70,5%.

Также одним из приоритетов социального развития села и сельскохозяйственного производства является строительство дорог для сельских населенных пунктов, которое должно развиваться нарастающими темпами.

Решение данных задач позволит улучшить качество жизни в сельской местности, сократит разрыв между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличит количество рабочих мест в сельской местности и создаст условия для развития сельской экономики.

Нижегородская область является крупнейшим промышленным центром.

Общий объем отгруженной продукции обрабатывающих производств (по чистым видам деятельности) всех промышленных предприятий Нижегородской области (включая малые) составил за 2013 год 1036,6 млрд руб.

Индекс промышленного производства в 2013 году составил 104,5%.

Объем отгрузки товаров собственного производства по полному кругу предприятий обрабатывающих производств составил 943,8 млрд руб., что в действующих ценах на 5,1% больше 2012 года.

По объему отгруженной продукции обработки Нижегородская область среди регионов России по итогам 2013 года заняла 7-е место, среди регионов Приволжского федерального округа - 2-е место. При этом доля Нижегородской области в общероссийском объеме отгрузки обработки составила - 3,7%, в объеме ПФО - 16,6%.

Индекс производства обрабатывающих производств в 2013 году составил 105,8%.

Положительный сальдированный финансовый результат, полученный крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств, в 2013 году составил 53621,6 млн руб. (66,6% от сальдированной прибыли по экономике области).

Среднесписочная численность работников всех предприятий обрабатывающих производств (без внешних совместителей) составила в отчетном периоде 266568 чел. или более 20% от общей численности занятых на предприятиях экономики региона. По сравнению с 2012 годом численность работников по полному кругу предприятий увеличилась на 2,6%.

С целью стимулирования развития экономики области и реализации государственной политики по привлечению инвестиций постановлением Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года N 731 утвержден План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области (далее - План).

В Плане отражены ключевые инвестиционные и инфраструктурные объекты области. Основными критериями отбора являются:

- объем инвестиций по проекту, для производственных проектов он составляет 1 млрд руб., для социальных - 50 млн руб.,

- количество вновь создаваемых рабочих мест - более 100 единиц.

В настоящее время План включает 185 реализующихся и планируемых к реализации (с 2015 г. - 19 проектов, с 2016 г. - 4 проекта, с 2017 г. - 3 проекта) инвестиционных и инфраструктурных проектов с общим объемом инвестиций 617,8 млрд руб. В результате реализации данных проектов будет создано 28 тысяч рабочих мест, объем налоговых поступлений составит 95,1 млрд руб.

Все проекты Плана разделены на три группы объектов:

1. Инвестиционные (производственные): направлены на создание новых и модернизацию действующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Данная группа состоит из 56 проектов (30% от общего количества проектов в Плане) с суммарным объемом инвестиций 344,4 млрд руб. (56% от общего объема инвестиций), из них:

- 38 проектов в сфере промышленности с суммарным объемом инвестиций 321,1 млрд руб.;

- 18 проектов в сфере сельского хозяйства с объемом инвестиций 23,3 млрд руб.

Проекты первой группы на 99% реализуются за счет собственных и заемных средств предприятий и инвесторов.

Наиболее крупные проекты в данной группе:

- комплекс гидрокрекинга остатков ООО "ЛУКОЙЛ - Нижегороднефтеоргсинтез" (объем инвестиций - 94,2 млрд руб.);

- строительство комплекса по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. т в год ООО "Русвинил" (объем инвестиций - 73,3 млрд руб.).

2. Инфраструктурные: направлены на создание и развитие социально-инженерной инфраструктуры.

Данная группа состоит из 104 проектов (56% от общего количества проектов в Плане) с суммарным объемом инвестиций 213,9 млрд руб. (35% от общего объема инвестиций). Почти половина проектов направлена на развитие инженерной инфраструктуры региона и включает строительство и реконструкцию 50 объектов газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, мостовых переходов и дорог, а также объектов инженерной защиты территорий.

Более половины проектов (60,5%) второй группы реализуются в рамках государственных программ Нижегородской области. Большинство из них (89%) финансируются исключительно за счет бюджетных средств.

Наиболее крупные проекты данной группы:

- строительство Нижегородской (парогазовой) ТЭЦ 900 МВт ОАО "Верхне-Волжская Генерирующая Компания" (объем инвестиций - 46,8 млрд руб.);

- реконструкция Автозаводской ТЭЦ с сооружением ПГУ 440 МВт ООО "Автозаводская ТЭЦ" (объем инвестиций - 21,6 млрд руб.);

- возведение жилого комплекса "Цветы" ООО "Старт-Строй" (объем инвестиций - 15,4 млрд руб.);

- строительство мостового перехода через р. Волга на автомобильной дороге Н.Новгород - Шахунья - Киров в Нижегородской области" (объем инвестиций - 14,2 млрд руб.).

3. Проекты к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Проекты представлены в рамках Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2013 года N 859.

Данная группа состоит из 25 проектов (14% от общего количества проектов в Плане) с суммарным объемом инвестиций 59,6 млрд руб. (9% от общего объема инвестиций). Проекты к Чемпионату на 67% финансируются за счет бюджетных средств. Наиболее крупные проекты данной группы:

- строительство стадиона на 45000 зрителей для проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года (объем инвестиций более 17 млрд руб.);

- продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от ст. "Московская" до ст. "Волга" 1 этап - Продление линии метрополитена от станции "Московская" до станции "Стрелка", г. Нижний Новгород (объем инвестиций - 13,2 млрд руб.).

Частные инвестиции в основном вкладываются в строительство и реконструкцию гостиниц.

Кроме этого продолжается работа по ранее утвержденным инвестиционным проектам:

- разработка Гомзовского месторождения гипса и ангидрита в Павловском районе ООО "Сен-Гобен Строительная Продукция Рус" (объем инвестиций - 3094 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 128);

- строительство машиностроительного предприятия по производству металлургического оборудования ООО "Даниели Волга" ("Даниели и К. Оффичине Мекканике С.п.А.", Италия, объем инвестиций - 1600 млн руб., количество вновь создаваемых рабочих мест - 150, предприятие введено в эксплуатацию в I квартале 2014 г.);

- строительство завода по производству автокомпонентов Автокомпонент - "Маймма Груп" (объем инвестиций - 1300 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 3000);

- строительство гостиницы 3* на 156 номеров в г. Н.Новгороде ("Волго-Вятская строительная компания", объем инвестиций - 478 млн руб.);

- строительство гостиничного комплекса сети "Мэрриотт" ("Отель Волга Центр", Россия);

- строительство завода по производству крепежных элементов для автомобильной и другой промышленности ООО "А. Раймонд Рус" (объем инвестиций - 157,5 млн руб.; количество создаваемых рабочих мест - 40);

- реализация второй очереди проекта ООО "ЛАНКСЕСС";

- строительство логистического комплекса ООО "Центр Сервис" (объем инвестиций - 682 млн руб.; количество создаваемых рабочих мест - 100);

- строительство свиноводческого комплекса ООО "ННПП" (управляющая компания - "Раша Балтик Порк Инвест", объем инвестиций - 1800 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 165);

- строительство завода горячего цинкования ООО "Нижегородский цинк" (объем инвестиций - 170 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 92);

- организация производства пластиковых автокомпонентов (каркасы панелей приборов) ООО "Борышев Пластик Рус" (объем инвестиций - 1300 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 146 на первой стадии, увеличение рабочих мест на второй стадии - до 280);

- организация производства автокомпонентов (каркасы панелей приборов) ООО "МАТАДОР Аутомотив Рус" (объем инвестиций: около 112 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 32 на первом этапе с увеличением до 90 на втором этапе);

- реконструкция действующего предприятия и строительство новых корпусов для размещения производства автомобильных комплектующих ЗАО "Магна Технопласт" (общий объем инвестиций: 1700 млн руб., количество создаваемых рабочих мест - 580 на втором этапе);

- строительство комплексного диагностического центра с отделениями позитронно-эмиссионной томографии, совмещенного с компьютерной томографией, с наработкой радиофармпрепаратов на месте, с отделением лучевой диагностики и с консультативно-диагностическим отделением ООО "Лечебно-диагностический центр международного института биологических систем - ядерная медицина - Нижний Новгород" (объем инвестиций: 1200 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 50);

- строительство логистического распределительного инновационного центра сельхозпродукции и товаров народного потребления ООО "НИОПЦ" (объем инвестиций - 2100 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 750);

- строительство рынка строительных материалов ООО "АвтоОйл", объем инвестиций - 129 млн руб., количество рабочих мест - 40;

- строительство завода по производству пеллет ООО "Джерман Пеллетс Нижний Новгород" (объем инвестиций - 9000 млн руб., количество рабочих мест - 120;

- строительство завода по производству целлюлозосодержащих добавок для дорожного строительства ООО "Йозеф Реттенмайер Рус Продуктион" (объем инвестиций 400 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 43);

- строительство завода по производству автоклавного газобетона "ЭКОС" ООО "Поритет НН" (объем инвестиций - 700 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 250);

- строительство завода по производству полимеров ООО "Вариант-Ресурс" (объем инвестиций - 500 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 350);

- строительство воздухоразделительной установки на территории индустриального парка "Ока-Полимер" ОАО "Линде Газ Рус" (объем инвестиций - 3500 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 120);

- строительство газовой наполнительной станции ОАО "Линде Газ Рус" (объем инвестиций: 200 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 25 в 2016 году, в 2020 году - до 40);

- строительство семейного медицинского центра ГК "Мать и дитя" (объем инвестиций: 3448 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 596);

- строительство установок по производству водорода и азота ООО "Праксэар Рус" в г. Бор (объем инвестиций: 540 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 10);

- строительство завода по производству автомобильной спецтехники ООО "Шеду-Моторс"9 (количество создаваемых мест - 200);

- организация производства климатического оборудования для транспортных средств компании "Эбершпехер" (Германия);

- организация производства автокомпонентов ООО "Бранорос" (объем инвестиций - 354 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 150);

- строительство здания Головного расчетно-кассового центра Центрального банка Российской Федерации (ГРКЦ ЦБ РФ) (планируемый объем инвестиций - 1800 млн руб., количество создаваемых рабочих мест: 300);

- создание тримодального логистического комплекса в г. Кстово ХК "Логопром".

Анализ проблем в сфере социально-экономического

развития Нижегородской области

С начала 90-х годов на территории Нижегородской области отмечается сокращение численности постоянного населения. За указанный период население области сократилось более чем на 440 тыс. чел., а за период 2002 - 2013 годов - более чем на 317 тыс. чел., или на 8,8%. Показатели, характеризующие воспроизводственные процессы, протекающие в области в указанный период, приведены в нижеследующей таблице.

Воспроизводственные процессы в Нижегородской области, годы Рождаемость Смертность Естественный прирост
чел. промилле чел. промилле чел. промилле
28 585 8,0 68 141 19,3 -39 556 -11,3
31 442 9,0 69 939 20,0 -38 497 -11,0
31 578 9,1 68 634 19,8 -37 056 -10,7
30 633 8,9 68 731 20,0 -38 098 -11,1
31 048 9,1 64 642 19,0 -33 594 -9,9
33 225 9,9 61 768 18,3 -28 543 -8,4
35 389 10,6 61 029 18,2 -25 640 -7,6
36 224 10,9 58 197 17,5 -21 973 -6,6
36 281 10,9 59 241 17,9 -22 960 -7,0
36 479 11,0 54 159 16,4 -17 680 -5,4
38 893 11,8 52 980 16,1 -14 087 -4,3
38 808 11,8 52 134 15,9 -13 326 -4,1

За период 2011 - 2013 годов население области уменьшилось на 0,8%, что отражено в таблице.

Численность населения Нижегородской области

Показатель 2012 год 2013 год 2014 год
Численность населения области на начало года, чел. 3 296 947 3 289 841 3 281 496

Средний возраст населения Нижегородской области по состоянию на начало 2013 года составил 40,89 лет, что превышает данный показатель по ПФО и в целом по России. Нижегородская область относится к самым "старым" регионам ПФО наряду с Пензенской, Ульяновской, Кировской областями и Мордовией. Средний возраст женщин Нижегородской области составляет 43,7 года и "уступает" только Пензенской области.

Изменение возрастной структуры населения влияет на показатель демографической нагрузки - соотношение численности населения трудоспособного и нетрудоспособного возрастов. Общая демографическая нагрузка на трудоспособное население в Нижегородской области на начало 2013 года составила 690 на 1000 чел. трудоспособного населения (в ПФО - 677).

Специфика миграционных процессов состоит в том, что, несмотря на положительный миграционный прирост, сальдо миграции не обеспечивает заметной компенсации естественной убыли населения.

Движение населения Нижегородской области

Годы Естественный прирост, чел. Миграционный прирост, чел. Абсолютный прирост, чел.
-39 556 2 764 -36 792
-38 497 1 484 -37 013
-37 056 2 480 -34 576
-38 098 3 787 -34 311
-33 594 3 892 -29 702
-28 543 7 031 -21 512
-25 640 6 508 -19 132
-21 973 4 889 -17 084
-22 960 3 723 -19 237
-17 680 6 979 -10 701
-14 087 6 981 -7 106
-13 326 4 981 -8 345

Миграционные потоки внутри области рассредоточены. Следует отметить продолжающийся процесс урбанизации районов области.

По состоянию на начало 2014 года городское население составляло 79,2%, сельское - 20,8%. В 2013 году, соответственно, 79,1% и 20,9%.

Все в большем числе сельских административных районов естественная убыль населения сопровождается миграционным оттоком. Это сильно ускоряет процессы депопуляции и старения населения. Село уже не в состоянии не только обеспечить демографическими ресурсами рост городов, но даже воспроизвести само себя.

Для предотвращения оттока населения области и увеличения миграционного прироста реализуются программы содействия занятости населения, однако эффект от их реализации явно недостаточен, поскольку не компенсирует естественную убыль населения.

Вместе с тем, Нижегородская область является объектом повышенного внимания иностранных граждан и занимает третью позицию в ПФО по привлекательности для иностранных мигрантов.

В 2013 году на миграционный учет был поставлен 192121 иностранный гражданин и лицо без гражданства, рост по сравнению с 2012 годом составил 19%.

За 2013 год иностранным гражданам оформлено 19507 разрешений на работу, что на 9,9% больше, чем в 2012 году. Иностранные граждане, в основном, привлекаются на временные работы сроком от 6 месяцев до 1 года на вакансии, которые не занимаются российскими гражданами.

Динамика изменения структурных составляющих трудовых ресурсов неоднозначна. Отмечается:

- сокращение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

- увеличение численности лиц за пределами трудоспособного возраста, занятых в экономике;

- возрастание численности иностранных трудовых мигрантов;

- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Прогнозируется, что среднегодовая численность граждан, занятых в экономике области, будет сокращаться на 0,2% к уровню предшествующего года.

Основными проблемами развития кадрового потенциала области являются: снижение численности трудовых ресурсов, старение населения и дисбаланс в профессионально-квалификационной системе спроса и предложения рабочей силы.

Из этого следует, что дальнейший рост экономики и инвестиций в Нижегородской области потребует дополнительных трудовых ресурсов, в том числе, квалифицированных специалистов - соотечественников.

В последние три года на рынке труда Нижегородской области наблюдается стабильная ситуация.

Общая численность безработных снизилась на 45,8%: с 139,8 тыс. чел. в среднем за 2010 год до 75,8 тыс. чел. в среднем за 2013 год. При этом уровень безработицы по методологии МОТ снизился с 7,8% до 4,3% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан снизилась на 60,6%: с 21,7 тыс. чел. (на конец 2010 года) до 8,6 тыс. чел. (на конец 2013 года), а уровень регистрируемой безработицы - с 1,19% до 0,48% от численности экономически активного населения соответственно. Уровень регистрируемой безработицы в области продолжает оставаться лучшим среди регионов Приволжского федерального округа (1 место) и одним из лучших в Российской Федерации (5 место).

В 2013 году в органы службы занятости обратились 111,1 тыс. чел., трудоустроено 79,8 тыс. чел. Уровень трудоустройства составил 72%.

Профессионально-квалификационная структура обучения безработных граждан определялась потребностями работодателей в рабочей силе. К профессиональному обучению в 2013 году приступили 3 149 безработных граждан. Обучение осуществлялось по 133 профессиям и специальностям различных сфер деятельности.

В 2013 году в органы службы занятости было заявлено 246,1 тысяч вакансий. Наибольшая потребность в работниках отмечается в обрабатывающем производстве, строительстве, образовании, оптовой и розничной торговле, операциях с недвижимым имуществом.

В результате деятельности службы занятости коэффициент напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан, претендующих на 1 вакансию) за 2013 год снизился с 0,40 чел./вак. до 0,34 чел./вак.

Динамика основных показателей рынка труда

Нижегородской области

N п/п Показатель
1. Уровень регистрируемой безработицы, на конец отчетного периода (%) 1,19 0,92 0,63 0,48
2. Уровень общей безработицы по МОТ, в среднем за год (%) 7,8 7,2 5,4 4,3
3. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда, на конец отчетного периода (чел./вак.) 0,82 0,75 0,4 0,34
4. Среднегодовая численность занятых (по обследованию), в течение отчетного периода (тыс. чел.) 1719,1

При сохранении стабильной ситуации на рынке труда уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, сохранится в 2014 году на уровне 4,3%, уровень регистрируемой безработицы в конце 2014 года не превысит 0,48% от численности экономически активного населения.

Распределение заявленных вакансий

по видам экономической деятельности

N п/п ОКВЭД Количество вакансий, заявленных в 2012 году, ед. Количество вакансий, заявленных в 2013 году, ед.
1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7 841 8 667
2. Добыча полезных ископаемых
3. Обрабатывающие производства 53 680 55 486
4. Производство и распределение электроэнергии 2 861 3 937
5. Строительство 51 712 38 196
6. Оптовая и розничная торговля 32 192 34 128
7. Гостиницы и рестораны 7 393 6 375
8. Транспорт и связь 14 324 16 213
9. Финансовая деятельность 3 294 2 357
10. Операции с недвижимым имуществом 23 618 27 454
11. Государственное управление и обеспечение военной безопасности 10 129 9 437
12. Образование 20 237 20 910
13. Здравоохранение и предоставления прочих услуг 13 339 13 499
14. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 11 139 8 883
15. Рыбоводство, рыболовство
16. Деятельность домашних хозяйств
17. Деятельность экстерриториальных организаций
  Всего: 225 523 246 050

Распределение заявленных вакансий по видам профессий

Вид профессии Заявлено вакансий в течение 2012 года, ед. Заявлено вакансий в течение 2013 года, ед.
Рабочие 182 247 195 794
Служащие 43 276 50 256
Всего 225 523 246 050

В области накоплен опыт работы по переселению соотечественников из-за рубежа.

За время реализации первого этапа Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, проходившего в 2010 - 2012 годах в 4 территории вселения переехало 1078 соотечественников. Переселенцы являются представителями 21 национальности, из них доля русских составляет 53%. Наибольшее число прибывших - из стран ближнего зарубежья: Узбекистан, Казахстан, Армения, Молдова. Из всех прибывших соотечественников успешно осуществляют трудовую деятельность 89% участников Программы и 54% трудоспособных членов семей.

Реализация Программы позволила достичь абсолютного прироста населения на территориях вселения Бор, Богородск, а также снизить дефицит специалистов в бюджетной сфере.

Практика показала, что в ходе реализации Программы по объективным и субъективным причинам могут возникнуть определенные отклонения от намеченных результатов и целей Программы.

Возможные риски и мероприятия по их снижению

Перечень возможных рисков Мероприятия по снижению возможных рисков Ответственные за реализацию
1. Отказ работодателя от найма соотечественника после его приезда в область 1.1. Согласование возможности трудоустройства с будущими работодателями (бронирование рабочего места) Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; министерство социальной политики Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области
1.2. Подбор вариантов подходящей работы по заявленным в службу занятости населения вакансиям
2. Несоответствие (неполное соответствие) квалификации соотечественника требованиям рабочего места 2.1. Повышение квалификации соотечественника по согласованию со всеми заинтересованными сторонами
3. Попадание соотечественника в категорию безработных 3.1. Содействие соотечественнику в самостоятельном поиске работы
3.2. Включение соотечественника в программы профессиональной и социальной адаптации
3.3. Организация через службу занятости населения повышения квалификации под требования запланированного для трудоустройства рабочего места (по договору с работодателем)
3.4. Организация через службу занятости населения профессионального обучения профессиям, востребованным на рынке труда (под конкретное рабочее место по договору с работодателем)
3.5. Оказание содействия в регистрации в качестве ищущего работу и безработного; выплаты пособия по безработице
3.6. Содействие в открытии собственного дела при финансовой поддержке службы занятости (после получения статуса безработного)

Риски, связанные с жилищной необустроенностью

Перечень возможных рисков Мероприятия по снижению возможных рисков Ответственные за реализацию
1. Отказ гостиницы от размещения семьи соотечественника по факту прибытия на территорию Нижегородской области 1.1. Заблаговременная проработка нескольких вариантов временного размещения переселенцев Уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по реализации Программы
2. Сложности с наймом и оплатой временного жилья 2.1. Обязательное отражение в информационном сообщении, памятке соотечественника условий временного найма жилья и стоимости проживания семьи, условий приобретения постоянного жилья Уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по реализации Программы
3. Неспособность семьи соотечественника нести расходы по приобретению постоянного жилья 3.1. Получение единовременной выплаты на первоочередные нужды Министерство социальной политики Нижегородской области
  3.2. Содействие участию соотечественников в программах ипотечного кредитования жилья и выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство Министерство социальной политики Нижегородской области; уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по реализации Программы

Риски, связанные с интеграцией соотечественников

в социальную структуру территории вселения

Перечень возможных рисков Мероприятия по снижению возможных рисков Ответственные за реализацию
1. Конкуренция с гражданами Российской Федерации (РФ) по доступу к обеспечению жильем, местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, прочими объектами инфраструктуры 1.1. Организация разъяснительной работы о целях и задачах Программы в целях формирования толерантного отношения к соотечественникам Уполномоченные органы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области по реализации Программы
1.2. Организация мероприятий по содействию обустройству соотечественников в режимах, наименее затрудняющих доступ постоянного населения к таким услугам
1.3. Планирование оказания разного вида услуг на предстоящие периоды с учетом возрастающего спроса со стороны соотечественников
2. Риск возрастания нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления соотечественникам дополнительных услуг 2.1. Предоставление дополнительных услуг соотечественникам ежегодно увязывать с возможностями областного бюджета Министерство социальной политики Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области
3. Рост межнациональной напряженности, обособление соотечественников, создание этносоциальных групп 3.1. Организация мероприятий по ознакомлению соотечественников с особенностями истории, культуры, традициями населения, проживающего на территории вселения Органы местного самоуправления; управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области
3.2. Содействие социальной и культурной адаптации и интеграции соотечественников, в т.ч. при участии общественных организаций и диаспор
4. Выезд участника Государственной программы из территории вселения ранее, чем через 2 года 4.1. Организация разъяснительной работы по вопросу последствий выезда для соотечественника, в т.ч. взыскания с него затрат, понесенных государством на выплату подъемных, компенсацию транспортных расходов, затрат на оформление документов Управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что область готова продолжить практику по приему соотечественников, сложившуюся в 2010 - 2012 годах.

Оценка готовности Нижегородской области к приему соотечественников представлена в приложении 1 к настоящей Программе.

Существующая социальная инфраструктура области способна обеспечить соотечественникам достойные условия проживания.

(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 09.07.2015 N 432)

За период 2014 - 2016 годов планируется переселить не менее 2640 соотечественников, обеспечив их возможностью обустройства и трудоустройства, а также адаптации и интеграции в нижегородское общество.

В 2014 году Программу реализуют 5 территорий вселения: "Нижний Новгород", "Бор", "Городец", "Выкса" и "Село Нижегородской области". В территорию "Село Нижегородской области" включены Ковернинский, Кстовский, Навашинский, Пильнинский, Починковский, Сеченовский, Спасский, Тоншаевский и Уренский муниципальные районы Нижегородской области.

Численность соотечественников, принимаемых в 2014 году в разрезе территорий вселения, указана в приложении 2 к Программе.

С 2015 года действие Программы распространяется на все муниципальные районы и городские округа Нижегородской области, за исключением городского округа город Саров и Володарского муниципального района (далее - муниципальные районы и городские округа).

Численность соотечественников, принимаемых в 2014 - 2015 годах, указана в приложении 3 к Программе.

Наши рекомендации