Фиксированный код поля (fixed field code)

Код, в котором номер записей по каждому респонденту кодируется одним и тем же номе­ром, в одних и тех же столбцах по всем респондентам указываются одни и те же данные.

Если это возможно, по всем пропущенным данным следует использовать стандартные коды. Так, переменную, указываемую в одном столбце, можно закодировать №9; для переменной, указываемой в двух столбцах, назначить код 99 и т.д. Следует помнить, что коды пропущенных значений должны отличаться от кодов, присвоенных ответам, полученным надлежащим способом в ходе опроса.

Кодирование структурированных вопросов — относительно простая процедура, поскольку в этом случае варианты ответов определяются заранее. Исследователь присваивает каждому возможному варианту ответа код и указывает соответствующую запись и столбец, в который эти коды будут введены. Например:

1. Действителен ли на сегодня ваш паспорт?

Да 2. Нет (2/54)

Ответ "Да" на этот вопрос закодирован кодом 1, а ответ "Нет" — кодом 2. Числа в скобках говорят о том, что данный присвоенный код указывается во второй записи по данному респонденту в столбце 54. Поскольку вопрос предусматривает только один ответ и на выбор предложено всего два варианта (1 или 2), одного столбца достаточно. Как правило, одного столбца бывает достаточно для кодирования любого структурированного вопроса, предполагающего один вариант ответа, если на выбор предлагается меньше девяти вариантов ответов.

Если же существует большое количество вариантов ответов, для каждого возможного варианта следует выделить отдельный столбец. К таким вопросам относятся, например, вопросы об использовании торговой марки, о читательских и зрительских предпочтениях респондентов и т.д. Например:

Вопрос: Какие счета вы имеете в данном банке?(Пометить крестиком все варианты ответа)

Запись №9

Обычный сберегательный счет (62)

Обычный текущий счет (63)

Ипотечный (64)

Счет НАУ (65)

Клубный счет (рождественский и т.д.) (66)

Кредитная линия (67)

Срочный сберегательный счет (срочные депозиты и т.д.) (68)

Страхование жизни в сберегательном банке (69)

Заем на усовершенствование жилища (70)

Заем на приобретение автомобиля (71)

Другие услуги (72)

Для примера представим, что респондент помечает обычный сберегательный, текущий и срочный сберегательный счета. Таким образом, в записи №9 в столбцах 62, 63 и 68 введен код 1. Во всех остальных столбцах (64, 65, 66, 67, 69, 70, 71 и 72) проставляется код 0.

Кодирование неструктурированных вопросов или вопросов, допускающих несколько ва­риантов ответа, представляет более сложную задачу. Сначала ответы респондентов дословно записываются в анкету. Затем для них разрабатываются коды, которые и присваиваются конкретным ответам. Иногда, основываясь на предыдущих проектах или на теоретических предпосылках, маркетолог может разработать коды еще до начала работы по сбору данных. Однако обычно к этой процедуре приступают только тогда, когда получены заполненные анкеты. После этого исследователь составляет список, включающий 50-100 наиболее частых вариантов ответов на неструктурированные вопросы, и определяет категории, подлежащие кодированию. После того как коды разработаны, необходимо подготовить кодировщика, ко­торый будет присваивать записанным в словарной форме ответам соответствующие коды. Обычно при кодировании неструктурированных вопросов и анкет вообще рекомендуется выполнять следующие правила [5].

Коды категорий должны быть взаимоисключающими и взаимоисчерпывающими. Катего­рии считаются взаимоисключающими, если каждому ответу присваивается только один код. Категории не должны перекрывать одна другую. Категории считаются взаимоисчерпывающи­ми, если каждый ответ соответствует одному из кодов, присвоенных данной категории. Этого можно достичь введением дополнительного кода категории, например "другое" или "ни один из предложенных вариантов". Однако следует помнить, что в эту категорию должна войти только незначительная часть ответов (не больше 10%). Подавляющая часть ответов должна от­носиться к значимым категориям.

По наиболее важным вопросам коды категорий должны присваиваться даже в том случае, если они не упоминались ни одним из респондентов. Иногда важно знать именно то, что ни­кто из отвечающих не дал тот или иной вариант ответа. Представим, например, что руководство одной крупной компании, выпускающей потребительские товары, решило выяснить, нравится ли потребителям упаковка новой марки мыла. С этой целью при кодировании вариантов отве­тов на вопрос "Что вам больше всего не нравится в этой марке мыла?" была включена отдель­ная категория "упаковка". Данные кодируются для того, чтобы сохранить как можно больше деталей ответов. Например, собрав данные о частоте перелетов, совершаемых бизнесменами с использованием конкретных коммерческих авиалиний, необходимо закодировать ее подробно, а не просто сгруппировать по двум кодам категорий — "летаю часто" и "летаю нечасто". Эти данные по частоте перелетов позволят исследователю впоследствии разграничить категории бизнесменов-путешественников несколькими разными способами. Если же категории опреде­лены заранее, последующий анализ данных ограничится только этими категориями.

Кодировочная книга

Кодировочная книга(codebook) содержит инструкции по кодированию, а также необходимую информацию о переменных, используемых в конкретном наборе данных.

Наши рекомендации