Дружественность программного обеспечения

Дружественность программного обеспечения- многоплановое понятие, включающее в себя по крайней мере два компонента. Первый -”дружественность” к пользователю и второй - “дружественность” к программисту, работающему с программой в течение всего ее жизненного цикла. Оба эти компонента в конечном итоге влияют на качество программного обеспечения.

“Дружественность” к пользователю определяется интерфейсом пользователя. Этот интерфейс - внешнее проявление программы. Немаловажное значение имеет эффективное использование интерфейса, которое опреде­ляется как практическими навыками и документацией пользователя, так и внешним представлением информации, выводимой на дисплей.

Термин “дружественность” в настоящее время встречается во многих книгах и статьях, однако практически никто не дал этому понятию удовлетво­рительного определения. Причина - в его многогранности.

Рассмотрим понятие “дружественность к пользователю”. Каждый из авторов вкладывает в него свой смысл. Один считает, что дружественность к пользователю предполагает необходимость защиты от всех ошибок, возможных при вводе данных. Для этого программист заставляет компьютер всякий раз, когда пользователь наберет данные и нажмет клавишу Enter, выдавать на экран такой вопрос:

Вы уверены? (д/н):

Когда пользователь наберет “д”, появится новое сообщение:

Вы проверили? (д/н):

В начальный период работы с программой такие вопросы вполне уместны, но после хорошей практики они будут вызывать раздражение.

Другой автор верит, что меню сами по себе делают программу дружественной. В этом есть элемент истины, как, впрочем, и в том, что пользователь должен быть защищен от ошибки ввода, но оба представления оказываются чрезмерными упрощениями смысла дружественности пользо­вателю. Любители меню стараются применять их всюду, даже там, где это и ненужно, и нежелательно. В некоторых случаях меню могут быть полезны, но они могут сильно замедлить работу, особенно в случае опытных пользователей. Злоупотребление использованием меню чаще всего вредит работе.

Некоторые программисты увлечены цветом. Они пользуются им в каждом кадре выдачи. В результате программа радует глаз, но иногда используемые цветовые сочетания затрудняют чтение и утомляют. Один программист увлечен графикой, другой - пиктограммами, третий - “окнами”. Список подобных увлечений можно продолжить, поэтому для принятия решения лучше провести анализ того, что же нужно пользователю.

При проектировании сложного программного продукта, которым будет пользоваться много людей, необходимо как можно больше узнать о будущих пользователях. Тогда вы сможете выполнить проект так, чтобы он удовлетворял их потребностям. С чего надо начать? Очевидно, что с пользователя. Задайте себе такие вопросы:

- насколько квалифицирован пользователь в области применения вычислительной техники?

- в какой мере пользователь понимает, как работают программы компьютера?

- насколько он владеет теорией, на которой основана ваша программа (если это программа бухгалтерского учета, то требуется уяснить, насколько высока квалификация пользователя в области бухгалтерии)?

- насколько умен пользователь?

“Дружественность” к программисту определяется стилем программиро­вания и качеством документации, описывающей функционирование программы. Для понимания программы большое значение имеет грамотное использование комментариев. Их используют тогда, когда необходимо вставить в программу замечания, напоминающие или информирующие о том, что означает перемен­ная, какие действия выполняет функция или оператор. Эти замечания и называют комментариями. Паскаль позволяет вставлять в программу сколько угодно комментариев.

Комментарий начинается левой фигурной скобкой ‘{‘ (допустимо использование совокупности двух символов ‘(*’ ). Начало комментария указывает компилятору: игнорировать все, пока не встретится правая фигурная скобка ‘}’ (или ‘*)’ ). Комментарий может занимать несколько строк.

Наши рекомендации