Описание предметной области. Во всех учебных заведениях России и всего мира существует много методов и форм контроля учащихся

Во всех учебных заведениях России и всего мира существует много методов и форм контроля учащихся. Современная дидактика относит к основным такие методы контроля, как методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, тесты и наблюдение. Тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Тест – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Первые образцы тестов появились в конце 19 века, а широкое распространение получили с двадцатых годов 20 века в англоязычных школах. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Но необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность означает, что тест показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик. Из сказанного выше ясно, что создание теста требует специальных знаний и времени и поэтому это дело специалистов.

Как устроен тест? Чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ можно представлять в одном случае заполнением промежутка в тексте, в другом нужен выбор одного из предложенных ответов (обычно 3-5). Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ – это дополнение ядра, т.е. отличный ответ; рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его как ошибочный от ядра и правильного ответа. Существуют и тесты типа эссе свободного высказывания. Однако тесты со свободными ответами почти не поддаются стандартизированной процедуре оценки, есть опасность утратить надежность и объективность теста. Тесты различаются также по видам целей обучения. Имеются 4 таксонометрические категории целей образования и соответствующие им тесты. Первый тип проверяет знания фактов, понятий, законов, теории – всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Второй тип проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Третий тип предполагает проверку умения давать критическую оценку изученного. А четвертая категория выделяет задания, проверяющие умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.

Имеются различные методики обработки результатов тестовых исследований. Наиболее распространенная состоит в том, что разработчик присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом, процентом. Существуют также 2 подхода к анализу результатов теста. Первый подход ориентирован на норму, т.е. результаты сравниваются со средним результатом по какой-либо группе. А второй подход ориентирован на критерии. Он имеет большое распространение и состоит в том, что индивидуальные результаты тестирования сопоставляются с заранее определенным критериями.

1.2 Описание предметной области. Во всех учебных заведениях России и всего мира существует много методов и форм контроля учащихся - student2.ru Анализ существующей ситуации

В настоящее время в Череповецком металлургическом колледже преподаватели применяют как автоматизированный, так и не автоматизированный способы тестирования.

Неавтоматизированный способ заключается в том, что студенту раздаются бланки с вопросами по определённой теме и вариантами ответов. Чтобы разработать такой раздаточный материал, преподавателю необходимо составить вопросы, напечатать или написать их, размножить бланки. Проверка и подведение результатов осуществляется вручную, что требует определённого времени.

Автоматизированный способ тестирования предполагает использование программы, которая выводит на экран вопросы по определённой теме и варианты ответов, ожидает выбора одного из вариантов ответов. Такое ожидание может быть лимитированным или нет, в зависимости от цели проведения тестирования. После того как тестируемый пользователь ответит на все вопросы, автоматически подводятся итоги, и в определённой форме выводится результат тестирования. Это может быть оценка, количество или процент правильных ответов, набранное число баллов. Такой способ тестирования и подведения итогов, несомненно, рациональнее, но для разработки программы по тестированию требуются специальные навыки программирования.

Для того, чтобы облегчить работу преподавателя по разработке тестов и по проверке и подведению результатов тестирования, необходимо разработать программу, которая позволит преподавателю, не обладая специальной подготовкой по программированию, а имея только пользовательские навыки работы с компьютером, создавать тесты по различным дисциплинам и темам. Эта программа позволит сэкономить время преподавателей, позволит разнообразить формы проведения занятий, даст возможность внедрить новые технологии обучения в дисциплины, не связанные с применением компьютеров, что повысит компьютерную грамотность студентов. Программа должна входить в комплекс программ, который обеспечит не только создание тестов, но и выполнение созданных тестов.

 
  Описание предметной области. Во всех учебных заведениях России и всего мира существует много методов и форм контроля учащихся - student2.ru

Приложение Б – Пример описания требований к программе

Наши рекомендации