Описание предметной области. Псковский Государственный Университет

Псковский Государственный Университет

Физико-математический факультет

Курсовой проект
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“БАЗЫ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ”

на тему

“Проектирование и реализация базы данных «Расписание занятий»”

Выполнил студент

группы 44-ПИ:

Васильев А. А.

Научный руководитель:

Кабаченко В. В.

________________________

Дата:

27декабря 2012 г.

Псков 2012 г.

Псковский государственный университет

Кафедра Информатики

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Мельник В.Н.

_______________________

“_____” __________ 2012г.

ЗАДАНИЕ

на курсовое проектирование по курсу

“Базы данных и знаний”

Студенту _____________________ Группа - ______________

Тема проекта: “Проектирование и реализация базы данных “Расписание занятий"

Исходные данные на проектирование:

Входные документы:

- занятость аудиторий;

- группы;

- специализация и свободное время преподавателей;

- расписание звонков;

- дисциплины (учебный план);

- дни недели.

Выходные документы: группы; преподаватели; аудитории.

Технические средства - ПЭВМ типа IBM PC.

Операционная система - MS Windows.

СУБД и инструментальные программные средства - по выбору разработчика.

Объем работы по курсу

1. Расчетная часть:

1.1. Постановка задачи.

1.2. Инфологическое моделирование предметной области.

1.3. Проектирование реализации.

1.4. Физическое проектирование.

2. Графическая часть:

2.1. Схема инфологической модели.

2.2. Схема структуры БД.

2.3. Укрупненная схема программы.

2.4. Чертежи (распечатки) форм и документов.

3. Экспериментальная часть:

3.1. Создание и загрузка базы данных.

3.2. Тестирование и отладка базы данных.

Срок выполнения проекта по разделам:

1, Пункты 1.1, 1.2 - к 7 неделя

2. Пункты 1.3, 3.1 - к 9 неделя

3. Пункты 1.4, 3.2 - к 12 неделя

4. Оформление ПЗ и графической части - к 14 неделе

Дата выдачи задания – 3 неделя семестра.

Дата защиты проекта – 16 неделя

Руководитель - __________________________

Задание получил ________________________

Студент ________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. Аналитическая часть.. 6

1.1. Описание предметной области. 6

1.2. Определение состава данных. 7

2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ.. 10

2.1. Выявление информационных объектов. 10

2.2. Определение связей информационных объектов, построение информационно-логической модели и ER-диаграммы.. 16

2.3. Определение логической и физической моделей базы данных 18

2.4. Описание работы с программой «Расписание занятий». 19

2.5. Выполнение запросов. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

Список литературы... 29

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ С.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ D.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ Е.. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ F. 35

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное развитие государства немыслимо без систем управления. Современные системы управления базируются на комплексных системах обработки информации, на современных информационных технологиях. Современные системы компьютерного управления обеспечивают выполнение точного и полного анализа данных, получение информации во времени без задержек, определение тенденций изменения важных показателей.

База данных – это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных. С понятием базы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.

В мире существует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что они могут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователю различные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийся комплекс основных понятий. Это дает нам возможность рассмотреть одну систему и обобщить ее понятия, приемы и методы на весь класс СУБД. В качестве такого учебного объекта мы выберем СУБД Microsoft Access, входящую в пакет Microsoft Office. Практически все СУБД позволяют добавлять новые данные в таблицы. С этой точки зрения СУБД не отличаются от программ электронных таблиц (Excel), которые могут эмулировать некоторые функции баз данных. Существует три принципиальных отличия между СУБД и программами электронных таблиц:

ü СУБД разрабатываются с целью обеспечения эффективной обработки больших объёмов информации, намного больших, чем те, с которыми справляются электронные таблицы.

ü СУБД может легко связывать две таблицы так, что для пользователя они будут представляться одной таблицей. Реализовать такую возможность в электронных таблицах практически невозможно.

ü СУБД минимизируют общий объём базы данных. Для этого таблицы, содержащие повторяющиеся данные, разбиваются на несколько связанных таблиц.

Access – мощное приложение Windows. При этом производительность СУБД органично сочетаются со всеми удобствами и преимуществами Windows.

Как реляционная СУБД Access обеспечивает доступ ко всем типам данных и позволяет одновременно использовать несколько таблиц базы данных. Access специально спроектирован для создания многопользовательских приложений, где файлы базы данных являются разделяемыми ресурсами в сети. В Access реализована надёжная система защиты от несанкционированного доступа к файлам.

В рамках этого курсового проекта необходимо спроектировать и реализовать средствами MS ACCESS информационную систему, позволяющую составить расписание занятий.

Аналитическая часть

Описание предметной области

Диспетчер занимается составлением расписания занятий. Пусть необходимо построить базу данных, которая поможет диспетчеру составить расписание занятий. Для этого необходимо иметь следующую информацию:

· занятость аудиторий;

· группы;

· специализация и свободное время преподавателей;

· расписание звонков;

· дисциплины (учебный план);

· дни недели;

· расписание;

· учебный план.

Диспетчер должен вводить расписание в виде записей базы:

ü День недели

ü Время начала

ü Аудитория

ü Группа

ü Дисциплина

ü Преподаватель

При вводе требуется не допускать «накладок» вида:

1. В одной аудитории в одно и то же время занимаются разные группы;

2. Одна и та же группа в одно и то же время занимается в разных аудиториях, либо разными предметами, либо с разными преподавателями;

3. Один и тот же преподаватель занимается в одно и то же время либо в разных аудиториях, либо разными предметами, либо с разными группами.

Кроме того, информационная система должна выводить информацию по запросам расписаний:

· группы;

· преподаватели;

· аудитории.

Наши рекомендации