Кадры органов и учреждений прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

Прокурорские работники (прокуроры, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие ; классные чины (воинские звания)) являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований законодательства РФ.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также — работники) регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется Законом о прокуратуре, Федеральными зако­нами от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанно- | сти и военной службе» и от 25 мая 1998 г. № 86-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Исходя из важности этой государственной службы, За­кон о прокуратуре предъявляет особые требования к лицам,' назначаемым на должности прокуроров. Так, прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и облада­ющие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур рай­онов, городов и приравненных к ним прокуратур в исклю­чительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреж­дениях высшего профессионального образования, имею­щих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и уч­реждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

- имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособным или огра­ниченно дееспособным;

-лишено решением суда права занимать государствен­ные должности государственной службы в течение опреде­ленного срока;

- имело или имеет судимость;

- имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обя­занностей;

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, роди­тели или дети супругов) с работником органа или учреж­дения прокуратуры, если их служба связана с непосред­ственной подчиненностью или подконтрольностью одного иа них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформле­ния допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по долж­ности, на которую претендует лицо, связано с использова­нием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемо­го па неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

При этом на прокурорских работников распространя­ются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции и госу­дарственной гражданской службе РФ.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы про­куратуры, за исключением лиц, окончивших образователь­ные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность Я испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглаше-Я нию с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания н в процессе прохождения службы может быть сокращен или |продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый Я отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

Эти лица зачисляются на соответствующую должность И без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания pa- Я ботник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.

Если срок испытания истек, а работник продолжает ис­полнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются (ст. 40.3 Закона о прокуратуре).

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, порядок принятия которой устанавливается Генеральным прокурором РФ (ст. 40.4 Закона о прокуратуре).

Закон подробно регламентирует полномочия должностных лиц прокуратуры по назначению на должность и осво­бождению от должности.

Статья 12 Закона о прокуратуре регламентирует порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Фе­дерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит тре­буемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Фе­дерации новую кандидатуру. Председатель Совета Федера­ции Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в слу­чае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае от­сутствия Генерального прокурора РФ и его первого заме­стителя или невозможности исполнения ими своих обязан­ностей один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязан­ностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности пу­бликуется в печати. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Пре­зиденту РФ доклад о состоянии законности и правопоряд­ка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и ос- иобождает от должности:

а) в Генеральной прокуратуре РФ — начальников глав­ных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по осо­бым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и проку­роров главных управлений, управлений и отделов и их по­мощников.

Назначение работников на иные должности может про­изводиться заместителями Генерального прокурора РФ;

б) прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. На должности прокуроров субъектов РФ, при­равненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следовате­лем не менее пяти лет;

в) заместителей прокуроров субъектов РФ и приравнен­ных к ним прокуроров;

г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров. На должности прокурора города, района, при­равненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следовате­лем не менее трех лет.

Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним про­куроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководя­щих должностях в органах государственной власти;

д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей,

Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуро­ры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, стар ших помощников и помощников прокуроров.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним про­куроры назначают на должность и освобождают от долж ности работников, не занимающих должности прокуроров (ст. 40.5 Закона о прокуратуре).

Для определения соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работ ников, укрепления служебной дисциплины проводится ихаттестация.

Аттестации подлежат прокурорские работники, име­ющие классные чины либо занимающие должности, по ко­торым предусмотрено присвоение классных чинов.

Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором РФ.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам.

Порядок присвоения классных чинов определяется По­ложением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ (ст. 41 Закона о прокура­туре).

Прокурорским работникам выдается служебное удо­стоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность, а также его право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам Законом о прокуратуре (ст. 41.1 Закона о прокуратуре).

На каждого прокурорского работника заводится личное дело, которое содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях про­куратуры, повышении квалификации.

Порядок ведения личных дел прокурорских работников устанавливается Генеральным прокурором РФ (ст. 41.2 За­кона о прокуратуре).

Для прокурорских работников предусматривается ноше- II ие форменного обмундирования, которым они обеспечи- наются в порядке и по нормам, установленным Правитель­ством РФ.

В случае участия прокурорского работника в рассмо­трении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, н также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирова- иия обязательно.

Закон о прокуратуре устанавливает порядок примене­ния поощрений и наложения взысканий, особый порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр их вещей и используемого ими транс­порта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности дру­гих лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 Закона о прокуратуре).

Статья 48 Закона о прокуратуре регламентирует вопро­сы кадров органов военной прокуратуры. Военными про­курорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, посту­пившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям Закона о прокуратуре.

По решению Генерального прокурора РФ или с его со­гласия на должности военных прокуроров могут быть на­значены гражданские лица.

Военные прокуроры назначаются на должность и осво­бождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ге­неральному прокурору РФ.

Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Гене­ральным прокурором РФ.

Иные прокуроры Главной военной прокуратуры назна­чаются на должность и освобождаются от должности Глав­ным военным прокурором.

Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров в своих аппаратах и ни­жестоящих прокуратурах.

Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обя­занности и военной службе» и обладают правами и социаль­ными гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Законом о прокуратуре.

На военнослужащих органов военной прокуратуры рас­пространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицин- ское, другие виды обеспечения военнослужащих (ст. 49 За­кона о прокуратуре).

Контрольные вопросы и задания

1. Определите место прокуратуры в системе ветвей государ­ственной власти.

2. Назовите характерные признаки, выделяющие прокуратуру из системы органов контроля и надзора.

3. Раскройте систему органов прокуратуры.

4. Рассмотрите территориальные и специализированные орга­ны прокуратуры, нарисуйте схему.

5. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

6. Назовите и охарактеризуйте функции (основные направле­ния деятельности) прокуратуры.

7. Охарактеризуйте полномочия руководителей прокурорски х органов при назначении ими на должность прокурорских работни­ков.

Рекомендуемая литература

1. Бессарабов, В. Г. Прокуратура и контрольные органы зару­бежных стран. — М., 2000.

2. Бессарабов, В. Г. Защита российской прокуратурой нрав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Катаев. — М.: Городец, 2007.

3. Буянский, С. Г. Прокуратура в условиях административно- правовой реформы. — М., 2006.

4. Гошуляк, В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в консти­туционном праве России. — М., 2005.

5. Додонов, В. Н. Прокуратуры зарубежных стран. — М., 2006.

6. Додонов, В. Н. Прокуратура в России и за рубежом / В. Н. До­донов, В. Е. Крутских. — М., 2001.

7. Коршунова, Н. М. Защита прокурором в гражданском судо­производстве прав граждан при реализации национальных про­ектов. — М., 2010.

8. Рохлин, В. И. Прокурорский надзор и государственный кон­троль. — СПб., 2003.

9. Тетюев, С. В. Законодательство о прокуратуре и направле­ниях ее деятельности. — М.: Юрлитинформ, 2010.

10. Щерба, С. П. Прокуратура в странах СНГ. Правовой статус, функции, полномочия / С. П. Щерба, Т. А. Решетникова, О. А. Зай- цен. — М., 2007.

Наши рекомендации