Вопрос 3. Государственно-конфессиональные и этнические процессы на белорусских землях. Консолидация белорусского этноса

Прежде всего, отметьте такие особенности конфессиональной и этнической ситуации в Великом княжестве Литовском, как полиэтничность и многоконфессиональность. Обратите внимание, что балтское население было в основном языческим, а славянское – православным. Язычниками до конца XIV в. было большинство политической элиты ВКЛ, в том числе великие князья. Вспомните, какое положение занимала православная церковь на белорусских землях с конца X–XI вв., что уже рассматривалось ранее (тема 2, вопрос 3). Подумайте, почему верховная власть ВКЛ проводила толерантную политику в религиозной сфере. Покажите, в чем это проявлялось (строительство православных церквей и монастырей, существование церковной административной структуры и др.), и проанализируйте, какие факторы на это влияли (соотношение балтских и восточнославянских земель, количество населения, династические брачные связи и т.д.).

Необходимо отметить первые попытки проникновения на земли ВКЛ католичества (крещение Миндовга в 1251 г.), их результаты. Уделите внимание изменениям, которые произошли в государственно-конфессиональных отношениях в Великом княжестве Литовском после подписания Кревской унии 1385 г. Ответьте на следующие вопросы. 1. Какой статус фактически получила католическая церковь в ВКЛ после 1385 г.? 2. Какие экономические и политические привилегии приобрели феодалы католического вероисповедания в 1387 и 1413 гг.?

Разберитесь, почему позиции православной церкви в белорусско-литовском государстве постепенно ослабевали (сближение страны с католической Западной Европой, падение в 1453 г. Византийской империи, переезд митрополита всея Руси в Москву). Поясните, можно ли утверждать, что для ВКЛ была характерна религиозная терпимость.

Следует подчеркнуть, что с середины XVI в. в Великом княжестве Литовском большинство магнатов и средней шляхты перешли в протестантизм, что повлияло на конфессиональную политику государства. В 1563 г. шляхта ВКЛ была уравнена в политических правах независимо от конфессиональной принадлежности, а в 1573 г. сойм Речи Посполитой принял «Акт Варшавской конфедерации», в котором был озвучен принцип толерантности при выборе религии (Акт был включен в Статут ВКЛ 1588 г.). Для полной характеристики государственно-конфессиональных отношений необходимо указать, что на землях Беларуси и Литвы проживало нехристианское население (мусульмане и иудеи), которое, хотя и ограничивалось в политических правах, но имело свободу вероисповедания.

Далее следует обратиться к проблеме консолидации белорусского этноса. Во-первых, надо уяснить, что такое народность. Народность – это исторически сформировавшееся устойчивое сообщество людей, которое характеризуется общностью территории, языка, культуры, быта, черт психики и этнического самосознания, которые передаются из поколения в поколение, а также наличием самоназвания (этнонима). Во-вторых, необходимо отметить, что формирование белорусской народности охватило период второй половины XIII - конца XVI в. и протекало под влиянием социально-экономических, политических, географических, церковно-религиозных и некоторых других факторов.

Далее определите, какую роль в формировании этнической территории белорусов (территории компактного расселения народа, с которой связано его формирование и развитие) сыграл факт объединения в XIII–XIV вв. раздробленных земель в составе ВКЛ, подчинения их единой верховной власти. Обратите внимание, что в Великом княжестве Литовском политическая и социально-экономическая консолидация различных земель создавала сходные условия для их этнокультурного развития, приводила к нивелировке местных языковых и культурных особенностей. Подумайте, где (в городах или сельской местности) она быстрее, и почему.

Важно подчеркнуть, что на протяжении XIII–XVI вв. на этнической белорусской территории сформировался самостоятельный язык со специфическими фонетическими и синтаксическими особенностями, лексическим составом, который отличался от украинского или русского языков. Назовите эти специфические особенности. Подчеркните статус старобелорусского языка в ВКЛ. Определите, насколько широко он использовался знатью и простым населением, в деловой и личной переписке, в государственном делопроизводстве и литературе.

Далее расскажите о народной культуре белорусов этого периода, о формировании общих обрядов и традиций, национальной одежды и кухни.

Изучите особенности формирования этнического самосознания белорусов и внешней формы его проявления – этнического самоназвания (этнонима). Скажите, население каких регионов современной Беларуси называло себя «русинами», а каких – «литвинами». Подробнее остановитесь на происхождении термина «Белая Русь» [1, с. 107–109]. Объясните, почему этноним «белорусы» появился именно на восточных землях ВКЛ и только в конце XVI–начале XVII в. Пользуясь материалом учебника, определите, кто и когда одним из первых назвал себя белорусом [1, с. 109]. Ответьте, почему долгое время на белорусских землях сохранялись этниконы (землячества): полочане, витебляне, пинчуки, могилевцы и др. Подчеркните, что когда речь шла о государственной, а не этнической принадлежности, то жители ВКЛ в большинстве случаев называли себя «литвинами». Объясните, о чем свидетельствует существование у одного этноса различных этнонимов.

Уделите внимание конфессиональной ситуации на белорусских землях в XIII–XVI вв. Отметьте, что большая часть белорусов принадлежала к православной конфессии, некоторая часть, прежде всего на западе Беларуси, придерживалась католичества. Помимо того, с середины XVI в., главным образом среди шляхты, распространился протестантизм, а в конце столетия на белорусские земли пришло униатство.

Завершая изучения вопроса, подумайте, какие из вышеперечисленных факторов позитивно влияли на процессы этнической консолидации белорусов, а какие, наоборот, тормозили формирование единой белорусской народности.

Наши рекомендации