Граждан в демократическом обществе

Выборы являются важнейшей составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные органы согласно ст. 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для управления страной.

Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую определенными правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения определенных функций, для управления какой-либо организацией (государством и т.д.).

В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной. Основой функционирования власти должна быть воля народа, которая выражается в периодических, честных выборах, проводимых на основе всеобщего избирательного права. В ст. 3 Конституции Республики Беларусь отмечается, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Посредством выборов белорусские граждане участвуют в осуществлении государственной власти.

Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и демократических выборов с тем, чтобы обеспечить приход к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. Только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, являются выразителями воли народа и, следовательно, проводят политику, направленную на повышение уровня благосостояния граждан, реализацию их внутреннего потенциала.

Реальные шаги в этом направлении уже сделаны. В Республике Беларусь – одной из немногих стран мира – действует Избирательный кодекс, в котором детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. В его основу был положен исторический опыт проведения выборов в Беларуси, учтены мировая избирательная практика, а также предложения, внесенные в свое время консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ. Избирательный кодекс получил высокую оценку экспертов Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия).

Избирательный кодекс является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан. Помимо Избирательного кодекса правовую основу избирательной системы составляют Конституция Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания являются:

Свободными – никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию либо неучастию в выборах, а также то, что каждый избиратель должен сам решать: будет ли он участвовать в выборах и за кого отдаст свой голос. В ряде стран (Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки) выборы являются обязательными.

Всеобщими – в выборах могут принимать участие все граждане, обладающие избирательным правом. Какое-либо ограничение избирательных прав граждан запрещено и преследуется в судебном порядке.

В соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом все лица, достигшие 18 лет, имеют право избирать. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Равными – все граждане республики, удовлетворяющие установленным требованиям и не отстраненные от участия в выборах на законных основаниях, имеют равные права избирать: то есть один избиратель – один голос, и избираться – каждый имеет равные возможности для выдвижения. Причем свободный доступ к регистрации должен быть обеспечен как для избирателей, так и для кандидатов.

Прямыми – избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Прямые выборы как наиболее демократичные способствуют усилению непосредственных связей избирателей с кандидатами, повышению ответственности народных избранников и установлению прямого контроля за их деятельностью со стороны граждан, обладающих избирательным правом.

Тайными – недопустимо использование любых методов, позволяющих раскрыть тайну волеизъявления голосующего. Это гарантия свободного волеизъявления, исключающего постороннее влияние и контроль. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

Принципиальное значение придается, прежде всего, прозрачности избирательного процесса: все мероприятия (формирование округов, избирательных комиссий, выдвижение кандидатов, их регистрация, широкое и свободное обсуждение предвыборных программ, соблюдение собственно процедуры выборов, участие национальных и международных наблюдателей, свобода СМИ) открыты для общественности, соответствуют принципам гласности, нацелены в первую очередь на демократизацию выборов.

При проведении выборов могут участвовать как отечественные, так и зарубежные наблюдатели. Независимое наблюдение за ходом голосования в процессе выборов помогает объективно установить истину. Поэтому белорусское государство всегда заявляет о своей готовности к сотрудничеству с различными международными наблюдателями, создает все необходимые условия для их работы.

Наши рекомендации