Хозяйство колонии и отношение с местным населением

Первая партия поселенцев была отправлена в ноябре 1633 года на двух кораблях и состояла из 200 человек. Больше половины пассажиров составляли католики.

Первое поселение было основано в 1634 году в устье реки Потомак. Оно возникло на месте индейского поселка Иоэкомэко, переименованного в город Сент-Мэри. Территория, на которой было основано поселение, была приобретена путем соглашения с индейским вождем, уступившем 30 квадратных миль территории в обмен на топоры, мотыги, грабли и несколько ярдов.[9] Политика мирных отношений с местным населением в начальный период колонизации помогла переселенцам сравнительно легко обосноваться на новом месте.

В первые годы существования колонии в значительной мере благодаря помощи индейцев был собран такой хороший урожай зерна, что создавалась возможность экспортировать его в Новую Англию в обмен на соленую рыбу. Поэтому, положение колонии Мэриленд в первый период колонизации было значительно лучше, чем в Виргинии.

Также благоприятно сказалось на экономику колонии крупная финансовая помощь со стороны лорда Балтимора. Он лично нес почти все издержки по основанию колонии и вложил в это дело за два года огромную по тому времени сумму – около 40 тыс. ф. ст.

Управление колонией

Первоначально вся власть в колонии была сосредоточена в руках губернаторов, которые назначались лордом-собственником. Первым губернатором Мэриленда был брат лорда Балтимора – Леонард Калверт. В качестве главы правительства он выдавал патенты на держания земли от лорда-собственника, издавал распоряжения о выборах в Ассамблею. Он же был главным судьей и имел право «вето» в отношении законодательных актов.

Согласно королевской хартии, в Мэриленде законодательная власть принадлежала лорду-собственнику и Ассамблее, в которой заседали члены Совета при губернаторе и наиболее видные фримены колонии. Исполнительная власть находилась целиком в руках губернатора и высших должностных лиц: секретаря, инспектора, судьи, шерифов и т.д., входивших в состав Совета. Все они назначались по воле лорда Балтимора из его родственников или друзей. Поэтому и в Совете и в Ассамблее первых лет колонизации большинство принадлежало католикам. Однако, вскоре между лордом-собственником и Ассамблеей начались столкновения. Первым поводом к ним послужил вопрос о том, кому принадлежит право законодательной инициативы.

Лорд Балтимор разработал кодекс законов для своей колонии. Но колонисты на заседание Ассамблеи отвергли его, как нарушающий их права. В свою очередь они представили свой проект кодекса. Лорд Балтимор отказался принять его, ссылаясь на то, что законодательная инициатива принадлежит только ему.

Вскоре, однако, лорд-собственник пошел на компромисс. В 1638 году в инструкции к губернатору он предложил принимать законы, согласованные и одобренные фрименами или их депутатами, но с последующей ратификацией их лордом-собственником.

Сторонники лорда Балтимора, его родные и друзья, захватившие основные посты в колонии и рассматривавшие ее как свою вотчину, старались извлечь из нее наибольшие доходы для себя. Но эти попытки наталкивались на противоречия сильной оппозиции в Ассамблее, которую составляли представители крупных и средних землевладельцев Мэриленда, а также католическое духовенство. Все они добивались права исключительного использования богатств страны и эксплуатации беднейших слоев населения.

Борьба колоний

В это время в Мэриленд переселилось большое число пуритан и членов англиканской церкви как из Англии, так и из соседней колонии Виргинии, где пуритан преследовал губернатор Беркли. Внутренняя борьба за власть в этот период тесно переплетается с борьбой между Виргинией и Мэрилендом. Колонисты Виргинии враждебно относились к католикам Мэриленда. Эта вражда обострилась спором из-за острова Кент в Чесапикском заливе, продолжавшимся несколько лет и приведшим к кровавым столкновениям между колонистами Виргинии и Мэриленда. Леонард Калверт силой завладел островом. Разрешение этого спора было перенесено в Англию, где и закончилось в пользу лорда Балтимора.

Однако на этом вражда между колониями не прекратилась. Пограничные инциденты, религиозная нетерпимость создавали напряженные отношения между соседями. Напряженность положения обострялось еще и тем, что против колонистов начали выступать индейцы. Их ответные действия были вызваны захватами земель белыми колонизаторами, а также попытки похищения индейцев и обращение их в рабство. Постепенно дело пришло к открытой войне, которая длилась с 1642 по 1644 г.

Глава 3. Пуританские колонии Новой Англии

Плимут

Образование колонии "отцов-пилигримов"

и соглашение на Мэйфлауэре

Начало колонизации Новой Англии пуританами было положено сектантами, которые представляли одно из наиболее радикальных течений кальвинистской оппозиции государственной церкви Англии. В 1580 году священник Роберт Браун выступил за разрыв с централизованной организацией англиканской церкви, против ее торжественного культа, за независимость каждой церковной общины – конгрегации. Отсюда название этого течения – конгрегационалисты, сепаратисты, браунисты. Оно подвергалось жестоким преследованиям со стороны правительства Елизаветы I. Одна из общин браунистов во главе с пастором Джоном Робинсоном эмигрировала в 1609 году в Голландию, в Лейден. Тяжелые условия существования в Голландии и продолжающиеся гонения в Англии заставили сепаратистов искать нового убежища в Америке, на территории Лондонской Виргинской компании.

9 июня 1619 года организаторами переселения был получен от правления этой компании патент на основание на ее территории колонии. Семьдесят лондонских купцов во главе с Томасом Вестоном предоставили переселенцам кредит в размере семи тысяч фунтов стерлингов. Кредитовавшие предприятие купцы рассчитывали на получение дохода от труда колонистов, торговли перевозок, рыболовства и других источников. Организаторы переселения сочли наиболее выгодной для себя формой устройства колонии централизованное хозяйство по образцу Виргинии. Непосредственные производители ставились в полную зависимость от управления колонии и не получали прав ни на обрабатываемую землю, ни на продукт своего труда.

В сентябре 1620 года на корабле «Майский цветок» («Mayflower») из Плимута отплыла первая партия переселенцев. Она насчитывала 102 человека. Из них лишь около трети принадлежали к браунинской общине Джона Робинсона. Не все из них даже были пуританами. Лондонские купцы послали с этой партией также своих сервентов. По социальному составу переселенческая группа резко делилась на два слоя: свободных самостоятельных хозяев и кабальных слуг.[10]

Остается до сих пор невыясненным, почему капитан корабля «Майский цветок» на котором прибыли в Америку основатели Новой Англии, получившие название «отцов-пилигримов», не доставил своих пассажиров в условленное место, к берегам владений Лондонской Виргинской компании, а высадил их 12 ноября 1620 года около мыса Код, на территории, принадлежавшей Плимутской Виргинской компании. Существует мнение, что капитан был подкуплен руководителями этой компании, заинтересованной в привлечение колонистов. Историк Л. Н. Кинникатт в своем труде «The Settlement at Plymouth Contemplated before 1620» доказывает, что капитана подкупил один из членов Совета Новой Англии Горджес.[11] Другие историки считают, что сами руководители переселенческой группы приняли решение обосноваться в пределах Плимутской Виргинской компании, которая в 1620 году была реорганизована в Совет Новой Англии.

Прибывшие в Америку переселенцы оказались вне юрисдикции Лондонской Виргинской компании. Этим пытались воспользоваться, как сообщает первый историк колонии и ее губернатор Бредфорд, часть переселенцев, очевидно кабальных слуг. Бредфорд упоминает о «мятежных разговорах» среди некоторых пассажиров корабля, уверявших, что выйдя на берег, они установят свою собственную свободу и что никто не имеет права приказывать им, так как патент их действителен в Виргинии, а не в Новой Англии, где другое правительство, с которым Лондонская Виргинская компания не имеет ничего общего. Чтобы подавить бунтарские настроения части переселенцев, руководители и более «благонадежная» часть иммигрантов настояла на подписании специального «соглашения» до высадки с корабля на берег. Главное значение этого документа заключалось в том, что подписавшиеся обязывались подчиняться «справедливым и равным для всех законам», имеющим целью общее благо колонии. Соглашение на «Майском цветке», заложившее, по общему признанию американских историков, основы буржуазной американской демократии, имело целью подчинить недовольных своим положением кабальных слуг господствующей группе переселенцев. Это наглядно проявлялось сразу после высадки. Бредфорд сообщает, что «…При суровом и трудном начале колонизации нашлись недовольные, возник ропот среди некоторых, мятежные речи и раздоры среди других; но и они был вскоре подавлены и успокоены мудростью, терпением, справедливыми и правильными действиями губернатора и лучшей части, которые в основном держались единодушно»[12]. Губернатором был избран Джон Карвер, а в апреле 1621 года Вильям Бредфорд.

«Отцы-пилигримы» заняли территорию Плимута без всяких юридических прав на нее, путем захвата, став таким образом первыми скваттерами Америки, то есть лицами самовольно захватывавшими землю в собственность.

Жизнь и хозяйство колонии

Зима 1620 года была трагической для переселенцев: от голода, лишений и болезней, как сообщает Бредфорд, погибло больше половины переселенцев. Через 2-3 месяца в живых осталось едва 50 человек.

В 1623 году была ликвидирована система централизованного хозяйства компании. Поселенцам были выделены индивидуальные участки земли по одному акру на человека. В 1627 году была ликвидирована зависимость колонистов от лондонских купцов – кредиторов. Состоятельные колонисты взяли на себя ответственность за уплату всего долга и за это получили монополию торговли в колонии на шесть лет. На каждого колониста была возложена обязанность ежегодно поставлять 3 бушеля ржи и 6 ф. табака. Было произведено новое наделение колонистов землей по 20 акров каждому и был распределен скот, принадлежавший компании: по одной корове и две козы на каждые 12 человек. (M.W. Jernegan. The American Colonies, 1492-1750. New York, 1929, p 122.). Таким образом, к 1628 году колонистами Плимута были выкуплены права английских кредитов на землю и имущество.

Первоначально законы колоний устанавливались общим собранием свободных мужчин – фрименов. Позднее связи с образованием новых поселений законодательство в Плимуте не могло уже осуществляться таким образом. Поэтому был создан представительный орган – Ассамблея. Жизнь и быт колонистов были подчинены строгому религиозному и моральному контролю руководителей церковных общин.

Управление колонией

В 1629 году Совет Новой Англии, ссылаясь на права, предоставленные ему королевской хартией 1620 года, выдал грамоту Вильяму Бредфорду и его товарищам на часть территории Новой Англии. Бредфорду с товарищами передавались на пожалованной территории, на реках и в прибрежных водах те права – свободы торговли, рыболовства, освобождение от налогов, права инкорпорирования городов, управления, суда, военные права, которыми пользовался или будет пользоваться Совет Новой Англии на основе королевской хартии. Из этого списка исключалась лишь чеканка монет.

Обязательства новой колонии Плимута ограничивались уплатой 1/5 добытого золота и серебра королю и еще 1/5 – Совету Новой Англии.

В 1641 г. Бредфорд добровольно передал свой патент фрименам колонии, мотивируя это желанием создать лучшую организацию управления этой землей. Бредфорд сохранял за собой и своими наследниками личные права фримена и три земельных владения, границы которого указывались в данном акте.

Таким образом, право колонии Плимута на территорию и управление не получило прямой санкции Карла I, но и не вызвало никаких возражений с его стороны.

Социальное деление

Законодательство Плимута строго различало две категории лиц – хозяев и рабочих. Последняя категория в актах колонии в свою очередь разделяется на сервентов и свободных. Ряд постановлений колонии был направлен на защиту интересов хозяев, вводил обязательные правила для рабочих и ограничивал свободу их в распоряжении своей рабочей силой. Некоторые постановления были направлены на закрепление власти хозяев над сервентами.

В кабальные договора хозяина с сервентом с 1639 года был включен пункт, по которому сервент брал на себя обязанность работать «два года сверх срока за каждый побег» до истечение семилетнего срока работы.[13]

В протоколах колонии сохранились многочисленные свидетельства о сдаче хозяевами своих сервентов в наем и даже о пересдаче. Суды, стоя на страже интересов хозяев, строго следили за выполнением сервентами кабальных обязательств.

Юридическое неравноправие рабочих основывалось не на происхождении, не на сословном принципе, а на экономическом неравенстве. Господствующим слоем, законодателями являлись фримены – хозяева. В их руках было законодательство, суд, административная власть. Но нанимателем мог стать любой преуспевший экономически. Никаких феодальных форм господства и зависимости, связанных с земельным держанием, сеньоральными правами и цеховой принадлежностью, здесь не существовало. В этом было глубокое принципиальное отличие рождающегося буржуазного общества колонии Плимута от старого феодального общества Европы.

Массачусетс

Наиболее важную историческую роль в Новой Англии сыграла не колония Плимут, основанная «отцами-пилигримами» и так чтимая американской традицией, а колония Массачусетс, поглотившая в конце XVII века Плимут.

Образование колонии

С 1620 года купцы Лондона и западных графств широко финансировали экспедиции к берегам Новой Англии, приведшие к созданию здесь первых разрозненных поселений в бухте Массачусетс, Мэне, Нью-Гэмпшире. Образовался ряд компаний – Плимутская, Дорчестерская и другие – для посылки поселенцев в Новую Англию с целью скупки мехов, рыбной ловли и создания постоянных поселений для производства сельскохозяйственных продуктов. Купцы-пайщики рассчитывали на быстрое получение прибыли от этих контрабандных в отношении Совета Новой Англии предприятий. Однако их расчеты не оправдались, компании потерпели крах. Колонизация Новой Англии приняла иные формы и оказалась связанной не только с коммерческой деятельностью, сколько с оппозиционным движением против абсолютизма в Англии, с пуританским движением.

К началу 20-х годов XVII века вдоль побережья Новой Англии помимо Плимута были разбросаны редкие английские поселения. К северу от Плимута у мыса Энн в 1623 году группой купцов, известной под названием «Предприниматели Дорчестера», была основана рыболовная станция. Некоторые из участников этой группы получили в 1628 году от Совета Новой Англии патент на территорию, простирающуюся на 3 мили к северу от Мерримэка, до 3 миль к югу от Чарльзривер и от Атлантического до Тихого океана с востока на запад.

Границы территории были весьма неопределенными. Для колонизации и эксплуатации этого пространства была основана частная торговая «Компания предпринимателей Новой Англии в Америке». Губернатором сюда был послан фанатичный пуританин Джон Индикотт. Это и явилось началом колонии Массачусетс.

Система управления колонией

В марте 1629 года патент Совета Новой Англии, выданный частной компании, получил королевскую санкцию. Королевская хартия на имя «Губернатора и компании бухты Массачусетс в Новой Англии» указывала те же неопределенные границы земельных владений, а также устанавливала систему управления колонии. Общее собрание фрименов компании должно было собираться четыре раза в год, с правом избрания ежегодно из числа своих членов нового губернатора, его заместителя и 18 помощников. Эти должностные лица совместно с фрименами получили право издавать законы для колонии, «не противоречащие законам Англии».[14] Не было оговорено право короля или парламента утверждать законы колонии или налагать на них «вето». Звание фримена компании предоставлялось лишь лицам, оказавшим те или иные услуги компании или ее пайщикам. Компании было дано право перевозить в свои владения переселенцев. В отличие от статуса Виргинской компании здесь не было предусмотрено создание королевского органа, наблюдающего из Англии за деятельностью компании. Этим обстоятельством воспользовались оппозиционно настроенные к английским порядкам влиятельные члены компании – пуритане.

Группа джентльменов Восточной Англии, связанные с Эрлом Линкольном, предложили в июле 1629 года содействовать развитию колонии, но при условии: «передать управление колонией тем, кто будет в ней жить, а не подчиняться компании, находящейся здесь, как в настоящее время». Компания согласилась на данные условия. Господствующие влияние на дела компании стали оказывать пуритане, стремившиеся превратить колонию в образцовую «библейскую общину». В основу морали и права был положен кальвинистский принцип наказания не в зависимости от степени виновности, а в силу недопустимости самого нарушения заповеди. Любое нарушение считалось оскорблением бога и заслуживало смерти. Фактически английское правительство теряет с этого времени контроль над Новой Англией. Этот акт свидетельствовал о силе оппозиционных настроений среди нового дворянства и предпринимательских кругов английского общества, шедших на полный разрыв с родиной.

Социальный состав и жизнь колонистов

Основным мотивом переселения было неприятие того политического и общественного устройства, которое установилось в Англии при Карле I. Переселение было ярким проявлением нарастания революционной ситуации, когда среди широких кругов английского народа остро ощущались невозможность и нежелание жить в прежних условиях абсолютной феодальной монархии. По существу, основной стимул эмиграции в Новую Англию был политическим.

Функции правительства новой колонии осуществлялись Генеральной курией или общим собранием фрименов. Но права фрименов получили лишь немногие богатые переселенцы. С самого начала колонисты не составляли равноправного демократического общества. Здесь господствовало глубокое социальное и политическое расслоение и неравенство. Политическими правами обладали только фримены компании. Они представляли замкнутую привилегированную группу, прием в которую производился специальным постановлением Генеральной курии.

Вся остальная масса колонистов делилась по своему юридическому положению на два основных слоя – свободных, не являвшихся фрименами, и кабальных слуг. Общим для тех и других было их политическое бесправие, они не имели своих представителей в Генеральной курии. Лидеры колонии – светские и церковные - были принципиальными противниками демократии. В Массачусетсе пуритане установили режим нетерпимости ко всякому инакомыслию, строго ограничили свободу вероисповедания и слова. В 1631 году принимается закон, установивший, что в дальнейшем в число фрименов компании будут допускаться исключительно члены конгрегационалистской церкви, признанной и господствующей в колонии. Правление Массачусетса приобретает черты чиновно-церковной олигархии. Законом 1631 года было постановлено, что никто, кроме членов церковной общины, не мог занимать правительственных и общественных должностей, быть судьей или присяжным.[15] Подобное устройство колонии вызывало большое недовольство, как у лиц, не имеющих политических прав, так и у самих фрименов.

Пуританские доктрины требовали от каждого из своих последователей не только соблюдение строгих норм морали и подчинения церковным требованиям, но и наблюдениям за поведением своих соседей, что на практике приводило к развитию шпионажа и доносов.

Пуритане Массачусетса, а по их примеру и остальных колоний Новой Англии, создали охватывающую всех колонистов систему пропаганды своей доктрины в церквах, посещение которых по праздничным дням было обязательным для всего населения. Проповедь составляла главную часть церковной службы, причем темы проповедей были не только богословские, но часто касались политических, социальных и философских вопросов, были направлены на формирование и распространение пуританской идеологии.

Административное деление колонии и управление на местах

В 1634 году вместо общего собрания фрименов была введена система представительства от городов. Законодательная власть теперь осуществлялась Генеральной курией в составе губернатора, его заместителя, помощников и депутатов от городов.

В 1639 году был установлен принцип кратковременности занятия общественных должностей: никто, в том числе и губернатор, не мог занимать должность более одного года.

Характерной чертой общественного строя колонистов Массачусетса, как и остальных пуританских колоний Новой Англии, была система самоуправляющихся поселений, владеющих и распоряжающихся прилегающими к ним землями. После 1635 года новые поселения основывались по постановлению Генеральной курии в результате петиции группы лиц – человек 10 – 20. Генеральная курия предоставляла определенную территорию для нового города, а также, в одних случаях, «право поселения», в других – «городское право». В последнем случае новые города получали право представительства в Генеральной курии.

Основатели-петиционеры становились «собственниками» предоставленной городу территории, с правом распоряжаться ею. Они могли допускать в свою среду новых собственников. Собственники получили право городского управления.[16]

Колония была разделена на графства, которые представляли административно-судебные округа, в них регистрировались земельная собственность и завещание. Суды графств разбирали дела о мелких преступлениях, а также гражданские споры. Должностными лицами графств были мировые судьи, шериф и другие судебные работники. Старшие судьи выбирались на городских собраниях и собирались каждый квартал на сессии в графств для разбора дел о нарушении законов как отдельными лицами, так и городами.

Наши рекомендации