Основные направления и особенности внешнеполитической деятельности

Внешняя политика советского руководства была во многом не- ожиданной для нашей страны и для мира в целом, крайне противоре- чивой, как и вся политика в этот период. Приоритетными являлись три основных направления внешнеполитических отношений: 1) со стра- нами социалистического содружества; 2) с капиталистическими стра- нами; 3) со странами «третьего мира», население которых испытыва- ло симпатию к Советскому Союзу.

В первую очередь, большую озабоченность руководства вызы- вали отношения с рядом стран народной демократии, в которых разо- блачение культа личности Сталина на XX съезде вызвало тяжелый кризис. Сравнительно легко он протекал только в Болгарии. Новое руководство во главе с Тодором Живковым освободило всех политза- ключенных, реабилитировало невинно осужденных. Беспокойства в стране это не вызвало. Иное положение сложилось в Польше, Венг- рии и Китае.

Руководство Китайской Народной Республики (КНР) крайне не- гативно восприняло антисталинские разоблачения, так как в этой стра- не сложился аналогичный сталинскому деспотический политический режим. В результате надолго осложнились взаимоотношения двух великих держав.

В Польше, напротив, население, особенно рабочий класс, было настроено на расширение демократии. Помимо политических дискус- сий в ряде городов прошли крупные рабочие демонстрации, которые по приказу руководства были расстреляны. Однако польские рабочие продолжали требовать создания рабочих советов на предприятиях, а польские крестьяне – роспуска поспешно созданных колхозов. Вы- двигались требования расширения свободы слова, собраний и мани- фестаций в стране. Они были поддержаны новым руководством Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) во главе с возвра- щенным из заключения В. Гомулкой. Н.С. Хрущев, прибывший в эти дни в Польшу, попытался разговаривать с новым руководством с по- зиции силы и угроз, но встретил решительный отпор. В конечном итоге советское руководство было вынуждено согласиться с переме- нами в Польше с условием, что она останется прочным союзником СССР. За год до ХХ съезда в противовес НАТО был создан военно- политический союз (Варшавский, по названию столицы Польши, где




он был заключен), куда вошли Польша, Болгария, Румыния, Восточ-

ная Германия, Венгрия, Чехословакия и СССР.

Более драматичным по последствиям оказался кризис в Венг- рии. Прежнее партийное руководство распалось, потеряв доверие на- рода. Политическое брожение в стране переросло в национально-

демократическую революцию, которая грозила стать антисоциали- стической. В столице страны Будапеште, откуда, по настоянию вен- герской стороны, были выведены советские войска, начались распра- вы над партийными функционерами и работниками органов безопас- ности. Многие коммунисты погибли. Однако продолжало функцио- нировать посольство СССР, возглавляемое Ю.В. Андроповым (впо- следствии председателем КГБ СССР и генеральным секретарем ЦК КПСС), который настаивал на жестком решении проблем. Н.С. Хру- щев принял решение о необходимости вооруженного вмешательства и хотел заручиться поддержкой других социалистических стран. В Румынии удалось очень быстро достигнуть согласия на вмешательст- во в дела Венгрии, но были сомнения в отношении Югославии. Дело

в том, что у руководителя Югославии Иосипа Броз Тито были напря- женные отношения с И.В. Сталиным, обвинявшим лидера в установ- лении «фашистского режима». Однако, вопреки ожиданиям, Тито решительно поддержал Хрущева в стремлении разгромить антисовет- ские выступления. Восстание в Венгрии совместными усилиями было подавлено. Возглавлявший сопротивление Имре Надь обратился к Югославии с просьбой о политическом убежище. Тито решил ее удовлетворить, однако по дороге в Югославию Надь был арестован советскими военными властями. Тито был возмущен и требовал осво- бождения Надя. Однако Хрущев не согласился, и советско-югославские отношения снова серьезно ухудшились.

Главные внешнеполитические кризисы после 1956 г. были пре-

одолены, однако методы использовались преимущественно силовые. Это свидетельствовало о грузе тоталитарного прошлого в СССР и не- гативно влияло на внешнеполитические отношения. Руководство стран социалистического содружества еще находило возможности со- гласования своих политических шагов, а вот в общественном сознании в этих странах долгие годы были ощутимы антисоветские (и антирус- ские) настроения, неприязнь проявлялась даже на бытовом уровне.

Однако, несмотря на драматизм перечисленных событий, все же произошел существенный пересмотр важнейших внешнеполитиче-

ских принципов, регулировавших ранее отношения между СССР и

странами Восточной Европы. Степень свободы социалистических стран в решении внутренних и внешних проблем в целом возросла. Несмотря на разногласия по ряду вопросов между руководителями этих государств, следует признать, что Н.С. Хрущев пытался «ожи- вить» социалистическую систему, сделав ее более привлекательной и устойчивой, разнообразной. Ломая жесткие рамки сталинской систе- мы внутри своей страны, руководитель СССР косвенно влиял на внутриполитическое положение стран Восточной Европы и междуна- родные отношения в целом. В странах народной демократии у руко- водства были не коммунистические, а социалистические, демократи- ческие партии; существовали и другие политические партии. В эко- номической сфере помимо общественной, социалистической формы собственности присутствовали и другие формы – кооперативные, мелкособственнические, как правило, в сфере обслуживания и сель- ском хозяйстве. В мировой социалистической системе только Китай и Албания негативно восприняли демократические тенденции в Совет- ском Союзе и межгосударственных отношениях. Во главе этих стран стояли ортодоксальные сталинисты Мао Цзэдун и Энвер Ходжа. К тому же народы этих стран, образ жизни которых строился в рамках традиционного сообщества, не были, видимо, готовы к восприятию демократических перемен.

В 1961 г. произошел новый международный кризис. Он был свя- зан с Берлином, являвшимся столицей ГДР. С 1945 г. в городе суще- ствовала символическая граница между Западным и Восточным Бер-

лином как между зонами послевоенной оккупации: с одной стороны –

СССР, с другой – США, Англия и Франция. Город все же имел еди- ную инфраструктуру. Для перехода из одной части города в другую не требовалось документов. Однако отношения между ГДР и ФРГ, которые входили в зоны влияния противоположных социально- политических систем, становились все напряженнее. Одной из при- чин был отток граждан ГДР в ФРГ, так как до войны западная часть страны была более промышленно развитой и во время войны меньше пострадала. Тем не менее в разрушенной войной Восточной Герма- нии государство дотировало (не без поддержки СССР) производство и потребление продуктов и товаров. Цены были более низкими, что заставляло, в свою очередь, граждан ФРГ стремиться приобрести то- вары и, главное, продукты в ГДР. Мирного договора после войны между этими государствами не существовало. Чтобы перекрыть встречные потоки граждан, граница между ГДР и ФРГ была закрыта.

Вокруг всего Западного Берлина усилиями руководства ГДР при по- мощи СССР была возведена высокая стена с колючей проволокой и небольшим количеством пропускных пунктов.

Принятые меры вызвали бурные протесты на Западе. В Берлине с одной стороны стены стояли американские, а с другой – советские танки. Это был серьезный военно-политический кризис. Конечно, ло- гика развития двух германских государств требовала более строгого пограничного контроля, но громадная стена стала грозным символом разобщенности не только между двумя Германиями, но и между Вос- током и Западом как системами и цивилизациями. В конце концов кризис удалось смягчить. Западным странам пришлось смириться с существованием стены, так как эти меры проводились в рамках ком- петенции ГДР и не нарушили связей Западного Берлина с Западом. С другой стороны, и Хрущев не исполнил свою угрозу подписать сепа- ратный мирный договор с ГДР без согласования с США и другими западными державами.

Все эти кризисы были отражением «холодной войны», составной частью противоречий с капиталистическим миром, с Западом. Однако советское руководство, стремясь навязать миру свои ценности, все же было заинтересовано в стабилизации международного положения.

Уже в конце июля 1953 г. было подписано соглашение о переми-

рии между воюющими сторонами в Корее, где в 40-х гг. началась гра-

жданская война между Севером (социалистический выбор) и Югом (капиталистический выбор). Впоследствии страна разделилась так же, как и Германия, на две противоположные по социально-политической ориентации части. Хотя СССР не являлся непосредственным участни- ком этой войны, западные историки подчеркивают, что ее окончанию способствовал приход к власти в Москве нового руководства.

Вскоре начались трудные переговоры о прекращении огня во

Вьетнаме, где война между Севером и Югом шла с 1952 г. В 1954 г. была установлена разграничительная линия по 17-й параллели по то- му же принципу, что и в Корее. Следует отметить, что все подобные гражданские войны во многом инспирировались бывшими колони- альными державами – Францией, Англией и США, не желавшими те- рять своего влияния в этом регионе. СССР, напротив, хотел обезопа- сить свои границы соседством со странами с лояльными политиче- скими режимами. Впоследствии и Северная Корея, и Северный Вьет- нам вошли в орбиту социалистического содружества. Но, конечно, эти страны в мировой политике не играли сколько-нибудь сущест-

венной роли, так как после войн все силы были направлены на реше- ние внутренних проблем. В конечном итоге США И СССР разделили мир на сферы влияния, однако борьба не закончилась, а развернулась в полномасштабную «холодную войну» по всем направлениям обще- ственного развития. Каждая из сторон была убеждена в собственной правоте, навязывая миру свои ценности.

Вместе с тем сверхдержавы, несмотря на локальные конфлик- ты, пытались поддерживать определенную стабильность в мире в целом. Даже гонка вооружений воспринималась в этом контексте. В

1955 г. успешно завершились переговоры между великими держава- ми относительно Австрии. Она объявлялась независимым и ней- тральным государством, и оккупация Австрии войсками великих держав прекращалась.

Во второй половине июля 1955 г. состоялась встреча глав госу-

дарств – СССР, США, Англии и Франции – по германскому вопросу. В результате советское правительство приняло решение о репатриа- ции немецких военнопленных, участвовавших в восстановлении раз- рушенного войной хозяйства. Между СССР и ФРГ были установлены дипломатические отношения, значительно укрепившие советско- германские экономические связи.

Особое место в международной сфере занимали двусторонние отношения СССР и США. Огромную роль в процессе разрядки меж- дународной напряженности сыграла первая поездка Н. С. Хрущева в США в 1959 г. Двухнедельный визит советской делегации старшее поколение американцев помнит до сих пор. Внимание сотен миллио- нов людей было приковано к личности и поведению советского лиде-

ра. Американцам импонировали непосредственность, активность, грубоватый юмор «коммуниста №1», как окрестила Н.С. Хрущева американская пресса. Результатом поездки стала общая разрядка на- пряженности во взаимоотношениях со странами Запада.

Улучшились взаимоотношения с Италией, Францией, Велико- британией. Советское руководство приняло решение провести новую встречу на высшем уровне с этими странами в Женеве в мае 1960 г. Однако эти планы рухнули вместе с американским самолетом-развед- чиком, сбитым советской ракетой 1 мая этого года над г. Свердлов- ском. Летчик Ф. Пауэрс катапультировался и был захвачен живым и невредимым. Советское правительство направило ноту протеста пра- вительству США. Однако американская сторона не принесла даже

формальных извинений. Совещание в верхах оказалось сорванным.

Советско-американские отношения еще более осложнились в связи с положением на Кубе (так называемый Карибский кризис, так как остров Куба находится в Карибском море). В 1960 г. население острова под руководством своего лидера Фиделя Кастро Рус освобо- дилось от колониальной зависимости от США и приступило к демо- кратическим преобразованиям, постепенно перераставшим в социа- листические. США стали угрожать Кубе блокадой. Ее руководство обратилось за помощью к СССР. Советское руководство приняло ре- шение о тайной поставке на остров баллистических ракет.

В январе 1961 г. президент США Джон Кеннеди, узнав о совет- ских ракетах, отдал указание готовиться к бомбардировке острова и оккупации. Советское правительство заявило решительный протест против военной блокады Кубы. В конечном итоге возобладал здра- вый смысл. США сняли блокаду. Руководство СССР приняло реше- ние о демонтаже советских ракет и возвращении этого оружия обрат- но. В дальнейшем, после ликвидации кризисной ситуации, Кеннеди обещал убрать ракетные базы из Турции, угрожавшие СССР. Так был ликвидирован один из самых сложных кризисов в международных отношениях после Второй мировой войны. В данном противостоянии не было ни победителей, ни побежденных. Следует отдать должное руководителям обоих государств. Весь мир, буквально стоявший на грани новой мировой войны, наблюдал за этим поединком с огром- ной тревогой.

Благополучное завершение кубинского кризиса создало условия для ослабления напряженности в международных отношениях. Еще до 1961 г. предпринимались попытки подписания державами, обла- дающими ядерным оружием, договора о запрещении его испытаний. Однако в разгар Берлинского кризиса СССР первым нарушил морато- рий и провел серию испытаний атомного оружия. Академик А. Д. Са- харов, будущий «диссидент № 1» в СССР, один из его создателей, написал записку Хрущеву по поводу продления моратория на испы- тания по причине опасности радиоактивного заражения территории. Н.С. Хрущев решительно противостоял позиции ученого. Но после кризиса на Кубе в июле 1963 г. удалось достигнуть согласия на мора- торий. Договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмо- сфере, космическом пространстве и под водой» был подписан. В его подписании приняли участие все страны-обладательницы ядерного оружия за исключением Китая, который незадолго до этого провел испытание собственного ядерного оружия.

Необходимо отметить, что советское руководство в этот период не спонтанно следовало за событиями в мире, а пыталось направлять их ход в соответствии с изменившимися идеологическими установ- ками. На ХХI съезде КПСС в 1959 г. были приняты важные и прин- ципиальные теоретические положения, зафиксировавшие кардиналь- ные изменения в сфере межгосударственных отношений. К ним мож- но отнести дальнейшее развитие принципа мирного сосуществования государств с противоположными социально-экономическими систе- мами и возможность предотвращения новой мировой войны.

Не менее важным следует считать вывод о крушении мировой колониальной системы, которое произошло не в результате мировой войны, а почти в мирных условиях. Уже следующий 1960 г. был объ- явлен ООН Годом Африки. Освободились от колониальной зависимо- сти не только страны Африки, но и многие азиатские страны. СССР, занимая евразийское геополитическое положение, стремился под- держивать с ними дружественные отношения, сохраняя, таким обра- зом, геополитическое равновесие в мире.

Именно в этот период происходило становление движения не-

присоединившихся стран (неучастие в военно-политических блоках), у истоков которого стояли лидеры Индии и Индонезии – Дж. Неру и Д. Сукарно. Особенно благоприятно складывались отношения с Ин- дией. Только в одном 1955 г. после провозглашения независимости Индии были предприняты два взаимных советско-индийских визита. Официальный визит в Индию Н. С. Хрущева и Н. А. Булганина про- ходил не только особо торжественно, но и необычайно эмоционально со стороны индийского народа. (Одна из встреч едва не закончилась трагически. Толпа людей, желавших непременно пожать руку совет- скому лидеру, вплотную подошла к руководителям советской делега- ции. Охране удалось поднять Хрущева и Булганина над толпой, кото- рую с трудом удалось успокоить).

Большое значение придавалось в СССР отношениям с арабским миром. Египет и Сирия объединились в это время в одно государство –

Объединенную Арабскую Республику. В конце 1958 г. Москва тор-

жественно встречала президента ОАР Г.А. Насера. Между государст- вами складывался военно-политический союз, воспринимавшийся в СССР как оплот против англо-американского влияния в арабском ми-

ре. Сотни советских специалистов направлялись в ОАР для создания

современной армии и промышленности. (Была сооружена, в частно-

сти, знаменитая Асуанская плотина на Ниле, для чего пришлось осу-

ществить сложнейший по инженерно-техническим меркам перенос некоторых памятников культуры древнеегипетского царства, соеди- нив, образно говоря, на древней египетской земле пространство и время). Руками советских специалистов возводились десятки объек- тов и в других странах.

В 1960 г. в Москве был открыт Университет дружбы народов имени П. Лумумбы, африканского борца за освобождение народов от

колониальной зависимости. По замыслу Н.С. Хрущева, предложив-

шего этот проект, он был призван помогать подготовке кадров для молодых самостоятельных государств Азии, Африки и Латинской Америки и одновременно способствовать распространению идей со- циализма и симпатии к Советскому Союзу среди молодой интелли- генции стран «третьего мира». Проект оказался успешным, особенно на первых порах, так как обучение в СССР было более дешевым, чем в капиталистических странах. И, что существенно, общественная ат- мосфера в тот период в нашей стране по отношению к гостям была более благожелательной, чем в государствах – бывших метрополиях.

Таким образом, международная политика СССР, несмотря на противоречия, кризисы, использование силовых методов в решении политических вопросов, стала отражением новых подходов в госу- дарственной политике и идеологии в целом. Руководство страны стремилось к сокращению военной угрозы, расширению междуна- родных связей, усилению влияния СССР в мире не только под давле- нием страха, но, главным образом, оказывая народам экономическую, культурную поддержку. Во многом международная политика «хру- щевского десятилетия» стала более гибкой и динамичной, чем в предшествующий период, благодаря опоре на мощный экономиче- ский и военный потенциал и личным принципам нового советского руководителя Н. С. Хрущева.

Наши рекомендации