Функции права: понятие, виды

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений, его социально-юридическую природу. Или: функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности и динамизма.

С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие. Посредством функций осуществляются задачи, предопределяемые ролью права в регулировании общественных отношений.

Функции права характеризуются следующими общими свойствами:

а) природа и уровень развития общества определяют содержание и виды функций права;

б) означают наиболее общие направления воздействия права на общественные отношения;

в) способствуют реализации приоритетных задач, стоящих перед обществом, решаемых посредством права;

г) обладают относительным постоянством и устойчивостью и вместе с тем подвержены изменению в связи с существенными переменами в обществе;

д) образуют единую взаимосогласованную систему существующих функций права, посредством взаимодействия которых достигается результативное правовое регулирование.

Функции права характеризуют в двух аспектах: в зависимости от того реализуются ли они в общесоциальном плане или в специально-юридическом (более узком) направлении.

К общесоциальным функциямправа относят: экономическую, политическую, информативную, коммуникативную.

Экономическая функция предопределяется тем, что право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, может способствовать развитию экономики, путем оптимального регулирования отношений между производителем и потребителем, принятием современного налогового, таможенного законодательства и т.д.

Политическая функция права связана с регулированием политических отношений между государством и политическими партиями, другими общественными объединениями, совершенствованием соответствующей нормативной основы и основы народовластия (выборы, референдум и др.).

Информативная функция права означает, что право представляет собой эффективную систему, содержащую значимые для индивидов сведения о правилах возможного, должного и допустимого поведения и способствует социально полезным, правомерным поступкам.

Коммуникативная функция права характеризует право как систему, способствующую правомерному общению между индивидами, организациями.

Кспециально-юридическим функциям права относятся регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функцияимеет первичное значение, ее суть заключается в главном назначении права – регулировать общественные отношения, содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Данная функция реализуется в основном путем принятия соответствующих правил поведения, содержащих права и обязанности индивидов, организаций, средства их реализации.

Регулятивная функция, в свою очередь, складывается из статической и динамической функции.

Статическая функция права предполагает воздействие на общественные отношения путем их закрепления, придания определенной стабильности. Ее содержание охватывается, в частности, закреплением основ конституционного строя, народовластия, определение субъектов права, форм собственности, правового статуса субъектов Российской Федерации, правового статуса гражданина. Эта функция также проявляется в определении правосубъектности граждан, возраста, с которого наступает уголовная и иная юридическая ответственность. Назовем в этой связи и установление компетенции и структуры государственных органов, формы правления и государственного устройства.

Следовательно, статическая функция осуществляется путем закрепления правовыми средствами тех отношений, которые соответствуют интересам общества.

Динамическая функцияправа направлена на обеспечение процесса движения (динамики) общественных отношений, достижение определенного позитивного результата.

Наиболее отчетливо эта функция выражена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Значительная роль в реализации этой функции принадлежит обязывающим юридическим нормам (уплата налога, выполнение обязательств по договору и др.), а также дозволениям (заключение сделок, правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом), правовым поощрениям, льготам, рекомендациям и др. Эти средства способствуют удовлетворению лиц, открывая простор для их инициативы, предприимчивости, активности.

Охранительная функция права производна от регулятивной функции, призвана ее обеспечивать. Очевидно, охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития отношений между людьми, организациями.

Охранительная функция выполняет двойное назначение. С одной стороны, эта функция направлена на охрану общественных отношений от какого бы то ни было посягательства, а с другой – на вытеснение негативных, вредных для общества отношений. Наиболее отчетливо эта функция выражается в таких отраслях права, как административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право.

В целом данной функции свойственны следующие особенности: она предопределяется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность (административную, уголовную и др.) за нарушение установленных правом запретов; связана с применением мер государственного принуждения в виде юридической ответственности и др.; оказывает информационное, превентивное воздействие на участников общественных отношений.

По-видимому, разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно. Каждая из этих функций по-своему содействует упрочению и развитию общественных отношений в современной России. В целом они реализуют основное назначение права – упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость.

Право и закон

Проблема соотношения права и закона – одна из древнейших в политико-правовой мысли. Она рассматривается, как правило, в контексте категорий «справедливое» и «несправедливое». Существенно то, что слово «право» всегда используется в качестве показателя объективности, справедливости, гуманности. В этой связи «право» ассоциируется в литературе с «правотой», «правильностью». Соответственно признается, что правила, закрепленные посредством права, - это правильные и справедливые нормы поведения[2].

Восприятие сущности закона не столь однозначное, что предполагает ряд его интерпретаций. Соответственно утверждается, что законы могут соответствовать праву, т.е. быть правовыми, но могут противоречить ему и в этой связи признаваться неправовыми.

В этом контексте целесообразно сопоставить рассматриваемые понятия с целью их разграничения.

1. Право - это система общеобязательных норм, принципов, «говорящих» о правах, свободах, юридических обязанностях. Закон, наряду с другими формами права (правовые обычаи и др.), представляет собой источник самого права, место его бытия, пребывания.

2. Рассматриваемые понятия не совпадают по объему. Право в сравнении с законом, более широкое понятие, включает не только нормы законов, но и нормы иных нормативных правовых актов – указов, постановлений и т.д. Следовательно, содержательный нормативный потенциал рассматриваемых понятий не тождествен.

3. Право как регулятор общественных отношений, понимается, признается однозначно гуманным и справедливым институтом. Вместе с тем, ч. 2. ст. 55 Конституции устанавливает, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Соответственно, в том случае, если государственные законы вступают в противоречие с правом, основанным на справедливости, они утрачивают правовой характер и, следовательно, по своему содержанию не совпадают с правом. При подобном подходе такой закон трактуется, как акт, не наполненный правовым содержанием. В качестве примера назовем печально известный Закон № 122-ФЗ, связанный с социальным обеспечением и обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов. Цель данного закона, которая широко декларировалась перед принятием – уйти от различного вида натуральных льгот и заменить их денежными выплатами, а в перспективе избавиться от них вообще. Мотивировано это было тем, что льготы получают многие люди, не нуждающиеся в них. Было обещано, что в итоге граждане несомненно получат значительные выгоды. В действительности стала очевидной задача: снять с государства бремя расходов и переложить его на население. Итог – закон ухудшил положение населения, не заработал, явился следствием допущенных ошибок. Большая часть населения была не готова его исполнять в связи с его неправедностью. Как видим, данный закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, не имел правового содержания, не отражал волю и интересы определенных категорий граждан.

Известный исследователь этой проблемы В.С. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. Правовое содержание у закона или неправовое – это определяется на основе его общей естественно-правовой характеристики, а также исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.

С позиции сказанного, обратим внимание на следующее:

- право и закон следует различать. Закон (официальный источник правовых норм, форма выражения, объективирования права во вне);

- право – единство этой формы и содержания (правил поведения). Форма права (закон, указ и др.) – способ его жизни, существования;

- закон может иметь неправовое содержание, быть с этой точки зрения «неправовым законом».

По-видимому, нигде нет только «хороших» и «плохих» законов. В каждой правовой системе есть и то, и другое, что, безусловно, влияет на эффективность их правового воздействия на общественные отношения.

8.Объективное и субъективное право

В юридической науке традиционно различают право в объективном и субъективном смысле. Право, выраженное в системе согласованных, внутренне упорядоченных норм, называется правом в объективном смысле. Иными словами, объективное право – система норм (правил поведения), выраженная в законах и иных нормативных правовых актах.

При таком подходе «объективное право» в обществе понимается как регулятор, независимый от воли отдельных лиц. Оно, образно говоря, «не прикреплено» к какому-либо субъекту, а существует как объективный реальный факт. Именно такой смысл раскрывается в следующих понятиях: «римское право», «право Германии», «российское право», «право Франции», «административное право», «гражданское право» и т.д.

Понятие «объективное право» близко (хотя и не тождественно) понятию «законодательство», поскольку объемнее по содержанию, включает не только законы, но и правовые обычаи, правовые прецеденты и др.

Субъективное право - представляет собой вид и меру поведения конкретного субъекта. Иными словами, право в субъективном значении – это основанная на законе возможность совершения определенных действий конкретным субъектом права (право собственника истребовать принадлежащее ему имущество из незаконного владения, право гражданина на судебную защиту)[3].

Признаки субъективного права

а) принадлежит конкретному субъекту (что, в конечном счете, и определяет его как субъективное);

б) основывается на нормах объективного права и неразрывно с ними связано;

в) направлено на обладание тем или иным социальным благом;

г) является неотъемлемым элементом правоотношения.

Следовательно, объективное право первично по отношению к субъективному праву, которое является производным от него, вторичным. К тому же, объективное право фактически реализуется через субъективное право. Следовательно, право представляет собой единство объективного и субъективного.

Объективное право в юридической литературе называют также позитивным правом. Термин «Позитивное право» применяется в науке для характеристики действующих правовых норм и их отграничения от норм, отмененных или фактически потерявших силу, а также от представлений о нормах еще не принятых. Имеется в виду и то, что многие явления, обозначаемые словом «право» (моральные права, политические права, предусмотренные уставами партий и др.) в буквальном смысле слова не являются юридическими.

Наши рекомендации