Поиск концепций развития. Основные этапы перестройки
Потенциал перемен назревал постепенно. Звучала критика ведения дел, началась «третья волна» эмиграции из СССР, появились публикации за рубежом критических статей, распространялась «самиздатовская» литература. В рабочем классе, крестьянстве, в среде интеллигенции, в самом партийном аппарате росло понимание того, что так жить дальше нельзя.
Концепция обновления советского общества постепенно складывалась в ходе перестройки. Первый ее этап охватывает период с весны 1985 г. до конца 1986 г. Начало ему положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. На нем была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества. Его составными были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование общественных и в первую очередь экономических отношений, глубокие перемены в сфере труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов. Магистральный путь достижения данной цели виделся тогда в существенном ускорении социально-экономического развития общества, и главное – в ускорении научно-технического прогресса, технической реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники.
Резерв ускорения инициаторы перестройки обнаружили в необходимости наведения элементарного порядка в хозяйстве, укреплении дисциплины, повышении организованности и ответственности, подтягивании отстающих участков. Такие же подходы были характерны и для XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале-марте 1986 г.
Главное в этих подходах – еще не слом административно-командной системы, а ее совершенствование, исправление отдельных деформаций. Подготовка новой редакции Программы партии, принятой на XXVII съезде КПСС, изменений в ее Уставе, разработка планов на двенадцатую пятилетку и до 2000 г. началась еще задолго до апрельского (1985 г.) Пленума ЦК. Поэтому на содержании данных документов лежит печать старых подходов.
После апреля 1985 г. ближайшие резервы развития, о которых говорилось выше, были введены в действие и дали определенные результаты. Вместе с тем уже первые годы перестройки показали, что нельзя достичь серьезного ускорения, ничего кардинально в нем не меняя. Для ускоренного обновления нужны слом механизма торможения и создание механизма ускорения, крупные структурные перемены в производительных силах, производственных отношениях и в надстройке.
Второй этап перестройки – с января 1987 г. по апрель 1988 г. Предпринимались попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о госпредприятии и кооперации. Были намечены контуры реформы с целью перехода от административных к экономическим методам руководства. Однако сделать это руководство страны пыталось в рамках все той же административно-командной системы. Это вызывало рост радикальных настроений в обществе. В печати все сильнее начинают звучать критические мотивы, призывы вернуться к «ленинским нормам жизни», подразумевая под этим идеальную (истинную) модель социализма.
В выступлении на октябрьском Пленуме 1987 г. Б.Н. Ельцина прозвучала резкая критика нерешительности в проведении курса реформ. Персональная критика в адрес Е.К. Лигачева, тайна, окутавшая эти события, еще больше подогрели общественный интерес к происходящим событиям, резко повысили рейтинг Б.Н. Ельцина. Работа комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных со сталинскими репрессиями, бурный рост самиздатовской прессы помогали людям преодолевать стереотипы в восприятии истории и современности.
Естественно, что такие события заставляли консолидироваться и консерваторов, манифестом которых явилась статья под заглавием «Не могу поступиться принципами» (Советская Россия, 13 марта 1988 г.).
Третий этап – с апреля 1988 г. по март 1990 г. В результате подъема политической активности народа начинается бурный рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в стране насчитывалось уже до 30 тыс. подобных самодеятельных общественных объединений различной направленности (экологических, национальных, политических и т.д.). 1989 год стал для страны и годом массового появления политических партий. Катализатором этих процессов явилась XIX Всесоюзная конференция КПСС (июнь - июль 1988 г.). На ней впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы.
Однако очень скоро стало ясно, что и этот радикализм оказался явно недостаточен. Выявились и некоторые иллюзии перестройки. Классическим образцом старых подходов оказалась антиалкогольная кампания. Резкое сокращение производства спиртного, совершаемое из самых лучших побуждений, нанесло сильнейший удар по ненадежному балансу между товарной и денежной массой, отозвалось вырубкой виноградников, ростом самогоноварения и спекуляции.
Принятие прогрессивных решений по самостоятельности предприятий, развитию кооперативов не нашло верного продолжения в определении конкретных мер, обеспечивающих эффективное функционирование их. В итоге повышения эффективности производства не произошло, а средняя зарплата заметно возросла, и трудная ситуация на потребительском рынке еще больше обострилась.
Немалым ущербом обернулись и другие просчеты в денежной и финансово-кредитной политике. Негативное воздействие оказало неблагоприятное стечение таких обстоятельств, как тяжелейшая по своим последствиям авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.), снижение на мировом рынке цен на нефть – основной продукт советского экспорта. Огромные потери в экономике принесли с собой усиление напряженности в межнациональных отношениях в ряде регионов страны.
XIX Всесоюзная партийная конференция была последним высшим форумом КПСС как властной организации. После нее и в соответствии с ее решениями начался процесс передачи власти Советам. И с этого времени эпицентр коллективных поисков путей дальнейшего осуществления перестройки перемещается в высшие советские органы. Альтернативные выборы народных депутатов СССР весной 1989 г., работа I и II съездов народных депутатов СССР в середине и в конце того же года, сессий Верховного Совета СССР обогатили платформу перестройки новыми идеями и выводами.
Четвертый этап (с марта 1990 г. по август 1991 г.): начинается переход к президентской форме правления (пост Президента СССР был утвержден III съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г.), резко ухудшается экономическое положение в стране, обостряется политическая борьба, формируется многопартийная система, углубляется кризис советской федерации, провозглашается переход к рыночным отношениям в экономике, который так и не был осуществлен в 1991 г., проваливается в августе 1991 г. путч, а в декабре окончательно разваливается СССР, на смену которому приходит Содружество Независимых Государств (СНГ).
В итоге перестройка не дала ощутимых социально-экономических результатов. Но этот период был объективно необходим обществу для широкого осознания бесперспективности существующей социально-экономической системы и выработки программы перехода к иной модели развития.