Учет и налогообложение обособленных подразделений налогоплательщиков
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Отметим однако, что эта норма будет действовать в полном объеме только со вступлением в действие II (специальной) части НК РФ. До этого момента структурные подразделения уплачивают налоги в соответствии с действующим федеральным законодательством, регулирующим порядок уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного счета. Например, как установлено в Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость», филиалы и представительства являются самостоятельными налогоплательщиками, поэтому до введения в действие II части НК РФ они будут исчислять и уплачивать НДС в порядке, определенном в Законе, исполняя обязанности головной организации.
Принципиальным моментом для юридического признания субъекта экономической активности в качестве самостоятельного налогоплательщика является тот факт, что налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны только организации и физические лица, а филиалы и обособленные подразделения, имеющие баланс и расчетный счет, и имевшие ранее статус самостоятельных налогоплательщиков, утрачивают этот статус. Кодекс по-прежнему предусматривает возможность уплаты этими подразделениями налогов, но не в порядке исполнения обязанности налогоплательщика-филиала, а в качестве исполнения надлежащих обязанностей головной организации по месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений. Соответствующий порядок должен быть законодательно установлен при принятии специальной части НК РФ.
Таким образом, филиалы и обособленные подразделения не должны регистрироваться в налоговых органах, вести учет доходов и расходов и исполнять иные обязанности налогоплательщика, даже если данные филиалы имеют права дочерней организации; все обязанности налогоплательщика возлагаются Налоговым кодексом на организацию, учредившую данные обособленные подразделения, поскольку только организация (юридическое лицо) обладает полной правоспособностью и может полностью отвечать по своим обязательствам перед кредиторами и бюджетом. Именно эта организация и обязана встать на учет по месту нахождения своих обособленных подразделений и имущества, подлежащего налогообложению, она же несет ответственность за правильность учета и исполнения обязанностей налогоплательщика.
Вместе с тем НК РФ не содержит правил исполнения обязанностей организации на территории, на которой обособленные подразделения осуществляют функции головной организации. Статья 5 Вводного закона не содержит ссылки на часть 2 статьи 19, которая позволила бы до введения в действие части II НК РФ руководствоваться правилами действующих законов об отдельных налогах. В результате возникла проблема законодательной неурегулированности уплаты налогов филиалами и обособленными подразделениями. (Разъяснение МНС о том, что филиалы должны в 1999 г. платить налоги по тем же правилам, как и в 1998 г. разрядило ситуацию, однако данное разъяснение юридически не легитимно.)
Законодательством не установлено, что именно следует понимать под территорией, на которой организация осуществляет свою деятельность через филиал, и включает ли это понятие только территорию фактического присутствия филиала или оно распространяется на территории, где организация совершает продажи и заключает контракты. Также НК РФ не определяет и понятия «место деятельности организации». Все это можно сформулировать как проблему определения статуса локального налогового резидентства организации. Внесенные в НК РФ дополнения также полностью не сняли этой проблемы, особенно в отношении периода 1999 г.