Печати русского государства хiv - хvii вв

В XIV в. изменяется тип княжеской буллы — на печатях появля­ются надписи, содержащие титул и имя князя. Проследим историю развития княжеской буллы на примере печатей московских вели­ких князей. Необычна печать Ивана Даниловича Калиты (1325-1340), сохранившаяся при его духовной грамоте 1339 г. Она сереб­ряная, позолоченная, неправильной восьмигранной формы. На од­ной ее стороне изображен Иисус Христос и надпись по сторонам изображения: «Печать великого», а на другой — св. Иоанн Предтеча и продолжение надписи: «князя Ивана». Этот тип печати у московских князей сохранился до конца XIV в., но форма булл, как правило, круглая или овальная. Известны печати великих князей Симео­на Ивановича Гордого (1341 - 1353), Дмитрия Ивановича Донского (1359 - 1389) и Василия Дмитриевича (1389 - 1425), на которых изо­бражение патронального святого сопровождается характерной над­писью: «Печать князя великого (имя князя) всея Руси».

На печатях Василия I Дмитриевича появляется изображение светского воина - всадника, ставшее впоследствии гербом московских великих князей. Скачущий всадник, вооруженный копьем, изобра­жен и на печати Василия Васильевича Темного (1425 - 1462); на другой стороне этой печати - два сидящих на камне человека и над­пись: «Князя великого Василия Васильевича». Аналогичные изо­бражения всадника присутствуют и на монетах этих князей. Эти бул­лы уже не свинцовые, а восковые.

В XIV в. великие и удельные князья используют в качестве печатей античные резные камни — геммы. Различают два вида гемм: интальи - геммы с углубленными изображениями, и камеи - гем­мы с выпуклыми изображениями.

Печати периода единого Русского государства. Процесс государственной централизации Руси нашел яркое отражение в ис­тории государственных учреждений, как центральных, так и мест­ных. Возросшее значение различных органов власти, расширение сферы их деятельности выразились в значительном увеличении чис­ла учреждений, использующих печати. В этот период продолжают пользоваться печатями и различные должностные лица - воеводы, дьяки, церковные иерархи и др. На смену металлическим приходят воскомастичные печати, подавляющее большинство которых сохра­нилось при документах. Основной тенденцией в развитии русской сфрагистики становится постепенная выработка твердо установлен­ных типов печатей, прежде всего государственной.

Государственная печать. Тип государственной печати вырабаты­вался постепенно. На печатях Ивана III Васильевича (1462 - 1505), при котором в основном закончился процесс политического объединения Руси, помещаются еще самые различные изображения. Типы его печатей очень разнообразны. Одни документы скреплены античной геммой с изображением двух всадников, едущих навстречу друг дру­гу, другие - геммой с изображением льва, пожирающего змия. По­следний сюжет представлен и на печатях Василия II Темного (1425-1462). На ряде печатей Ивана III изображен светский всадник, пора­жающий копьем змия. Именно это символическое изображение в даль­нейшем становится обязательным на печатях всех русских царей и вхо­дит составной частью в государственный герб России.

В правление Ивана III на печатях впервые появляется изобра­жение двуглавого орла, что обычно связывают с женитьбой Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог в 1472 г. После падения Византии в 1453 г. московские великие князья считали себя наследниками византийских императоров, так как являлись государями крупнейшего православного го­сударства. Теория «Москва — третий Рим», отражавшая успехи по­литики централизации и окончательно оформившаяся в 10 - 20-е гг. XVI в., способствовала закреплению этого изображения в качестве русского государственного герба. Древнейшие документы, скреплен­ные печатями с изображением на одной стороне всадника, поражаю­щего змия, а на другой - двуглавого орла, датируются 1497 и 1504 гг. Эти изображения мы видим, например, на печатях, приве­шенных к договорной грамоте, заключенной в 1504 г. по повелению Ивана III между его детьми великими князьями Василием и Юри­ем «о бытии им в дружбе и согласии». На печати Ивана помещена круговая надпись, раскрывающая его полный титул: «Божиею милостию господарь всея Руси великий князь Иоан», а на печати Ва­силия Ивановича на обеих сторонах присутствует одна и та же над­пись: «Князь великий Василий Иванович».

Вопрос о непосредственной связи изображения двуглавого орла с византийской геральдикой в настоящее время требует специаль­ного исследования. Дело в том, что существует несколько гипотез о происхождении этого символа. Ряд исследователей отрицают его связь с Византией. Его появление объясняют контактами с импера­торами Священной Римской империи из дома Габсбургов или юж­нославянскими влияниями. Настоящий герб Византийской импе­рии складывается при Палеологах к 1327 г. Он представлял собой крест, образованный четырьмя буквами «В».

Что же касается изображения двуглавого орла, то в XIII в. оно появляется на западноевропейских монетах, в частности Нидерландов, Палермо и Савойи, а в XIV в. распространяется еще шире: мо­неты болгарского царя Михаила Шишмана, Бертрана III Красиво­го во Франции, монеты Кельна, Трира и Майнца, печати города Фридберга и чешского короля Вацлава IV (1378—1419). Символи­ка этого изображения также трактуется исследователями по-разно­му - совместное правление двух императоров, притязание на управ­ление двумя государствами, претензии на императорский трон, на­конец, в нем видят олицетворение идеи всемирной империи.

Несколько слов необходимо сказать о символике изображения всадника, поражающего копьем змия, ставшего впоследствии гер­бом Москвы. Источники рубежа XIV - XV вв., т.е. времени появле­ния всадника на московских великокняжеских печатях, ничего не сообщают о ней. В русской сфрагистике изображение конного свя­того воина впервые появляется на печатях князя Всеволода Юрье­вича, внука Всеволода Большое Гнездо, княжившего в Новгороде в 1222 и 1224 г. Источники XVI - XVII вв. объясняют это изображе­ние как портрет царя (или его наследника), побеждающего врагов государства. Трактовка этого сюжета как изображения св. Георгия Победоносца в русских источниках до XVIII в. не встречается. Этот святой - покровитель рыцарства - был очень популярен в Запад­ной Европе в XVII в. Сходство канонического изображения св. Ге­оргия в «чуде о змие» и светского изображения князя - защитника Русской земли привело к переосмыслению первоначальной симво­лики, и в 1730 г. при официальном утверждении гербов русских го­родов всадник впервые в отечественных источниках трактуется как св. Георгий Победоносец.

В XVI—XVII вв. существовали две государственные печати - большая и малая. На лицевой стороне большой государственной печати изображен двуглавый орел, на груди которого в щитке помещено изображение всадника, поражающего копьем змия. Вокруг представлены изобра­жения печатей городов - столиц княжеств и царств, входивших в состав Русского государства. По краю печати расположена круго­вая надпись, содержащая полный царский титул. Продолжение над­писи располагалось на оборотной стороне, в центре которой также был изображен двуглавый орел, но на его груди в щитке — едино­рог. Сохранилась государственная малая печать Ивана IV, на кото­рой изображение единорога заменяет изображение всадника. Такая печать, например, привешена в жалованной грамоте 1569 г., данной игумену Белозерского Кириллова монастыря Кириллу с братнею Изображение единорога встречается и на личных печатях Ивана IV в качестве символа силы и могущества.

Малая государственная печать иногда называлась «кормленой» так как ею скреплялись грамоты на кормление. Этот термин бытует и в ХVII в., несмотря на то, что система кормлений была отменена в средине XVI в. На лицевой стороне малой печати изображался двуглавый орел на оборотной - всадник, поражающий змия. Надпись начиналась на лицевой стороне и переходила на оборотную, она со­держала сокращенный титул царя. На малых печатях в различные царствования изображения оставались постоянными, изменялся лишь титул царя.

Существовала еще так называемая средняя государственная печать. Такая печать царя Федора Ивановича приложена к Уложенной гра­моте 1589 г. об учреждении в России Патриаршеского Престола. Изо­бражения на обеих ее сторонах одинаковые - двуглавый орел со щитком на груди, в котором изображен всадник, поражающий змия. Кру­говая надпись, начинающаяся на одной стороне печати и заканчиваю­щаяся на другой, содержит полный царский титул.

На некоторых печатях царя Федора Ивановича между головами орла иногда помещается изображение креста на подножии, сопро­вождающееся обычными титлами: ЦР-СЛ, ИС-ХС, НI-КА. Подоб­ное изображение креста есть на печатях Бориса Федоровича Году­нова, Лжедмитрия I и Василия Ивановича Шуйского. Изображе­ние креста, но без титл есть на Большой государственной печати царя Михаила Федоровича Романова. На печатях этого царя впер­вые появляется изображение трех корон над головами орла. Есть они и на печатях Алексея Михайловича и Петра I.

До Алексея Михайловича орел изображался, как правило, с опу­щенными крыльями. На некоторых печатях Лжедмитрия I крылья у орла подняты вверх. На печатях Алексея Михайловича в лапах орла помещаются скипетр и держава, однако употребляется и преж­ний тип изображения - орел с опущенными крыльями, скипетр и держава отсутствуют.

В XVI—XVII вв. употреблялась так называемая «воротная печать», название которой объясняется тем, что ее носили на шнурке на шее. Это была односторонняя прикладная печать, которой скреп­лялись документы внутреннего характера, рассылавшиеся только в пределах страны. На ней изображался все тот же всадник, поражаю­щий змия, или двуглавый орел, как с изображением всадника на гру­ди, так и без него.

Интересное отражение в сфрагистике нашло Смутное время. Ко­гда в 1611 г. Первое ополчение объявило о создании «земского пра­вительства впредь до избрания царя», появилась особая земская печать с изображением одноглавого орла и круговой надписью: «Ве­ликие Российские державы Московского государства печа...» До ее появления документы «земского правительства» скреплялись личной печатью Прокопия Петровича Ляпунова.

Приказные учреждения были созданы и Вторым ополчением в Ярославле в 1612 г. Документы этого ополчения сначала скреплялись личной перстневой печатью князя Дмитрия Михайловича Пожарского, на которой были изображены два стоящих на задних ла­пах льва. Специально для скрепления международных грамот по образцу этой печати была изготовлена другая - на ней львы держат щит, на котором изображена хищная птица, клюющая человечес­кую голову, а под щитом - дракон; вокруг надпись: «Стольник и воевода князь Дмитрей Михайлович Пожарсково-Стародубсково». После слияния ополчений употреблялась исключительно печать «земского правительства» с изображением одноглавого орла.

Наши рекомендации