Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства

Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 г.

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:

· учреждаются основные принципы устройства общества и государства;

· устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;

· закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

1.Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция учреждает государственный строй, правовую систему (при этом может сохраняться в той или иной степени преемственность конституционного развития).

2.Конституция РФ принята народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, конституция может быть принята:

1. непосредственно народом на референдуме;

2. парламентом;

3. конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).

3.Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. Они характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

Рассмотрим эти качества подробнее.

· Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется в том, что все государственные органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.

· Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

· Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).

· Особая правовая охрана Конституции РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Действие Конституции РФ, кроме того, обеспечивается Президентом РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает и решает дела о соответствии Конституции РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.

4.Конституция РФ как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции (перечень тех, кто имеет право вносить такое предложение, дан в ст. 134 Конституции РФ. Это – Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы) и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (в настоящее время такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к гл. 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации в настоящее время 89 субъектов Федерации).

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия Федеральным Собранием РФ. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и устанавливает на основе этих данных результаты этого рассмотрения. Если закон о поправке был одобрен законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ, то в течение семи дней он направляется Советом Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения данного закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет также официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками.

Этапы развития Конституции РФ.

Зачатки конституционности можно обнаружить еще со времен Петра первого, даже раньше, попытки предпринимались многими, но если подойти глобально к этой проблеме, то конституционное развитие РФ можно разделить на два этапа:

1) Период неписаной конституции, хронологические рамки которого октябрь 1917 г. – июль 1918 г.

В это время российская конституция состояла из:

а) декретов и постановлений съездов советов,

б) декретов совета народных комиссаров, в) составной частью были прежние законы, которые не были отменены советской властью и не противоречили актам советской власти.

2) Период писаной конституции. С 6 июля 1918 г. и по наши дни. Период ознаменован левоэсеровским мятежом. Этот большой период делится на более мелкие.

А) принятие конституции 1918 г. Политическое устройство с провозглашением государственной диктатуры пролетариата, а по форме правления - корпоративная республика, которая является республикой советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял Всероссийский Съезд Советов и Высший Центральный Исполнительный Комитет, который избирался на съезде.

По форме государственного единства, формально провозглашена федерация, фактически – смешанное унитарное государство. Б) принятие конституции 1925 г. В 1922 г. был создан союз ССР и в 1924 г. принимается первая конституция союза ССР, субъектом которой теперь была РСФСР. Теперь изменился порядок отношений между субъектами. И главной причиной принятия новой конституции РСФСР было то, что она перестала быть отдельно существующей. Остальные условия существования страны остались прежними.

В) принятие конституции 1937 г. В 1936 г. принята конституция СССР. Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РФ осталась государством трудящихся, лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный Верховный Совет. В 1937 г. значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.

Г) принятие конституции 1978 г. Оно обусловлено принятием конституции СССР 1977 г. Поскольку предыдущая конституция уже устарела и требовала серьезных изменений. Официальная причина принятия такая, что уже было построено общенародное советское социалистическое государство. Но еще в 1961 г. были первые попытки обновить конституцию, даже создали специальную комиссию. Конституция 1977 г. официально объявила нашу страну общенародным государством.

Термин “общенародное государство” объясняли как государство при развитом социализме. Развитой социализм это, (1) самые высокоразвитые экономические отношения, производственные и производительные силы, (2) сформированная государственная (общенародная) собственность. С позиций здравого разума, отождествлять государственную собственность с общенародной нельзя. Государственная собственность – это собственность, принадлежащая конкретному собственнику монополисту, называемому государством.

Государству собственность необходима для реализации его функций как внутренних, так и внешних. Общенародная собственность – собственность всего населения страны, это разновидность общей собственности, которая может быть долевой и совместной. Понятие общенародной собственности было дано еще в гражданском кодексе тех лет. Конституция 1977 г. была противоречивой. Ст. 7 свидетельствует о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом. А в ст. 7 определили партию как ядро государства. Данная конституция открывает простор для расширения внутри федеративных полномочий. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся ряд и положительных моментов: ст.9 закрепляет основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка.

Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии. Эта конституция просуществовала до 1989 г. За период существования конституции произошли изменения, связанные с:

1) трансформацией высших представительных органов законодательной власти. Съезд народных депутатов избирал двухпалатный Верховный Совет. Хотя этот Съезд, фактически таковым не являлся, поскольку при каждом новом Съезде должен меняться его состав. В данном же случае в Съезд избирались на 5 лет. И фактически это была разновидность законодательного собрания.

2) введением альтернативных выборов и открывается простор для действия партий. В 1991 г. СССР распался и РФ стала существовать отдельно.

Наши рекомендации