Классификация проектов

Оптимизация процесса проектной деятельности делает необходимым идентификацию самого проекта. Многообразие осуществляемых проектов чрезвычайно велико. Их можно классифицировать, используя различные критерии (цель деятельности, уровень и тип проекта, сфера реализации, сложность проекта и др.).

Коммерческие проекты ориентированы на получение прибыли, при этом возможная прибыль может быть распределена между участниками проекта. Значительная часть реализуемых проектов и программ в российской и зарубежной экономике имеет статус коммерческих.

Некоммерческие проекты не ставят в качестве своей основной цели получение прибыли. Конечные результаты некоммерческого проекта предназначены для реализации социальных, культурных, образовательных, научных и иных общественно полезных потребностей. В качестве примеров некоммерческих проектов можно привести ряд проектов известной компании «Консультант-Плюс», которая уделяет большое внимание развитию общественно значимых проектов. Среди них такие проекты как «Материалы для учебных заведений», «Программа информационной поддержки российских библиотек», «Всероссийская программа правовой поддержки бухгалтера» и др. Сотрудники учебного центра компании бесплатно обучают участников некоммерческих проектов, которые включают работников органов государственного и муниципального управления, ученых, преподавателей и студентов вузов, работников библиотек и др.

Монопроект – этоотдельный проект, определенного типа и масштаба, имеющий цель и задачи, ограничения по ресурсам, срокам, качеству и другим характеристикам. Мультипроект можно определить как проект, состоящий из нескольких технологически взаимосвязанных монопроектов, объединенных общей целью. Разработка и реализация таких проектов осуществляется на основе мультипроектного управления, которое непосредственно связано со стратегическим развитием организации. Например, мультипроект в инновационной сфере может объединять множество инновационных монопроектов, нацеленных на решение важной научно-технической проблемы.

Мегапроект представляет совокупность взаимосвязанных проектов, имеющих общую цель и ресурсы. Обычно это целевые программы (государственные, международные), ориентированные на достижение стратегических целей, которые выполняются в течение длительного отрезка времени, имеют высокую стоимость, сложную систему финансирования (обычно в виде схем проектного финансирования), большое число заинтересованных лиц. Это могут быть проекты, связанные с созданием объектов инфраструктуры, новым качественным подходом к развитию территорий, реализаций конкретных задач (сооружение олимпийских объектов и др.). Последующая эксплуатация конечных результатов мегапроекта оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, региона. Типичными примерами мегапроектов являются: создание Суэцкого канала, Евротоннеля, Большого Бостонского тоннеля, Байкало-Амурской магистрали, возведение олимпийских объектов в Сочи и др.

Малые проекты являются небольшими по масштабу (до 300 тыс. амер. дол.), непродолжительными по времени и достаточно простыми в процессе реализации. В разработке и выполнении малых проектов задействовано небольшое количество заинтересованных лиц, что снижает риск возникновения конфликтов. Малые проекты характеризуются несложной системой финансового управления, допускается ряд упрощений при оформлении документации. Средние (традиционные) проекты оцениваются от 300 тыс. - 2,0 млн. амер. дол. Крупные проекты имеют стоимость от 2 млн. амер. дол., характеризуются стратегической направленностью и сложностью финансовых потоков. Сверхкрупные проекты представляют мегапроекты, их стоимость начинается от 1 млрд. амер. долл. и выше.

Период рабочего времени, когда будет достигнута цель проекта, определяет его длительность. Краткосрочные проекты выполняются в период не более трех лет, среднесрочные – от трех до пяти лет, долгосрочные – более пяти лет.

С учетом типа проекта, выделяют технические, организационные, экономические и социальные проекты. Технический проект имеет своей целью разработку новых технологий, технические усовершенствования и модернизацию. Организационные проекты предусматривают реорганизацию имеющейся системы управления, проведение каких-либо мероприятий. Такого рода проекты могут быть выполнены в виде реструктуризации организации, проведения избирательных кампаний, спортивного мероприятия и др. Экономические проекты на макроуровне осуществляются в форме приватизации организации, введения новой системы налогообложения и др. На уровне организаций такие проекты ориентированы на улучшение экономических показателей.

Социальные проекты связаны с предоставлением социальных услуг населению (услуги здравоохранения, образования, физической культуры и спорта и др.). Социальные проекты направлены на формирование и развитие человеческого капитала, уровень которого в свою очередь оказывает существенное влияние на конкурентоспособность самого работника и организации, где он трудиться. Многие социальные проекты имеют некоммерческую направленность.

Можно выделить множество проектов, исходя из такого критерия как отраслевая принадлежность. При этом надо отметить, что отраслевая направленность проектов в настоящее время не связывается только с такими традиционными отраслями проектного управления как нефтедобывающая промышленность, строительство, транспорт, информационные технологии, но и охватывает многие сферы деятельности социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт и др.).

Большое значение имеет классификация проектов по их функциональному назначению. В этой группе проектов особое место отводится такому понятию как инвестиционный проект. Существует множество определений инвестиционного проекта. В наиболее общем виде под инвестиционным проектом понимается конкретное мероприятие, в которое вкладываются денежные средства с целью извлечения прибыли или прироста капитала. Крупные инвестиционные проекты в мировой практике в большинстве случаев осуществляются на принципах проектного финансирования. Инновационный проект – это разработка и внедрение новых технологий и процессов. Маркетинговый проект – комплекс мероприятий по продвижению продукции на рынке.
Простые, сложные и очень сложные проекты имеютразный уровень сложности и трудоемкости. Проекты и программы в зависимости от формы собственности можно подразделить на государственные и частные.

Наши рекомендации