Тателей гораздо больший эффект

Сам, не будучи социалистом, Руссо считается провозве-

Стником социалистических идей. Это касается и основной

Идеи социального договора, которая заключается в «полном

Отчуждении каждой личности и всех ее прав в пользу общей

Коммуны». Эта его фраза оставляет мало места гражданским

Правам и свободам.

Видным представителем классической немецкой филосо-

Фии и немецкого Просвещения был Георг Вильгельм Гегель

(1770–1831 гг.), относимый к философам-идеалистам, ориги-

Нальная философская концепция которого всегда вызывала раз-

Личные интерпретации. Его анализ вопросов государства и пра-

Ва изложен в классическом труде «Философия права» (1820 г.), а

Также таких, как «Феноменология духа», «Философия духа»,

«Философия истории», «Конституция Германии». Гегель от-

Рицал естественно-правовую теорию происхождения государ-

Ства, так как она уничтожает божественный дух, величие и ав-

Торитет государства. Он считал, что государство развивается из

Религии и его следует почитать как «некое земнобожественное

Существо»: «Государство – это шествие Бога в мире, его основанием

Служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею

Государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особен-

Ные институты, а идею для себя, этого действительного Бога».

Таким образом, Гегель исходит из первичности идеи го-

Сударства, реальные же государства для него не имеют особо-

Го значения.

Конфликтология

Касаясь проблемы разделения властей, он выступает

Против их абсолютной самостоятельности, потому что она

Приводит к разрушению государства.

Гегель был сторонником наследственной конституцион-

Ной монархии, которая имеет три власти: законодательную,

Правительственную (исполнительную) и власть государя. При

Этом все три власти должны образовывать единство при объе-

Диняющем начале государя.

Вообще он полагал, что не существует такого государ-

Ственного устройства, которое было бы пригодно для всех

Народов: «Народ должен чувствовать, что его государственное

Устройство соответствует его праву и его состоянию, в против-

Ном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет

Иметь ни значения, ни ценности».

В учении о праве философ придерживался идеи: «что

Разумно, то действительно; что действительно, то разумно».

Как у Платона и Аристотеля только полисная форма общно-

Сти обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля спра-

Ведливость, право действительны лишь в государстве, кото-

Рое соответствует своей идее.

Многие исследователи считают идеи Гегеля о государст-

Ве и праве тоталитарными. Вряд ли это справедливо, потому

Что тоталитаризм ХХ века – антиправовая и антигосударст-

Венная по своей сути форма организации власти.

Политическая и правовая мысль получила в XVIII в. рас-

пространение и в британских колониях, основанных в XVII–

XVIII вв. на атлантическом побережье Северной Америки. В ис-

Тории борьбы американского народа за демократию особо вы-

Деляется имя Томаса Джефферсона (1743–1826 гг.) – автора зна-

Менитой Декларации независимости Соединенных Штатов

Америки.

Т. Джефферсон, третий президент США, родился в городе

Шедвелл, штат Вирджиния. Его отец был удачливым плантато-

Ром и оставил сыну большое состояние. Джефферсон два года

Учился в колледже, но не получил степени; затем несколько лет

Изучал закон и был принят в адвокатуру Вирджинии.

История конфликтологии

В 1775 г. его выбрали одним из делегатов от Вирджинии

На Второй континентальный конгресс, а в 1776 г. он создал

проект Декларации независимости. Ее основное значение –

Это утверждение американских идеалов. Выраженные в ней

Идеи не придуманы Джефферсоном, а большей частью поза-

Имствованы из трудов Д. Локка. Декларация не являлась

Оригинальной философией, она стала кратким выражением

Убеждений, уже существовавших у американцев. К. Маркс на-

Звал этот документ первой декларацией прав человека. В ней

Говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди

Сотворены равными и все они одарены создателем некоторыми не-

Отчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь,

Свобода и стремление к счастью».

В Декларации естественные права человека превраща-

Ются в субъективные права отдельных индивидов по отноше-

Нию к государству. Государственное признание субъективных

Прав личности поставило преграду произволу власти. Впервые

В истории основой государственной жизни была провозгла-

Шена идея народного суверенитета. Из народного суверени-

Тета вытекает право народа на восстание, а также установле-

Ние удобной ему политической формы.

Политическим идеалом Т. Джефферсона стала демо-

Кратическая республика фермеров, где народ участвует через

Своих представителей в управлении государством, все долж-

Ностные лица избираются на ограниченный срок и подверга-

Ются народному контролю. Джефферсон негативно отнесся к

Утверждению Монтескье о том, что республика по своей при-

Роде требует маленькой территории. Он, наоборот, доказы-

Вал, что большая территория благоприятствует развитию

Республики.

Конфликтология

Наши рекомендации