Тателей гораздо больший эффект
Сам, не будучи социалистом, Руссо считается провозве-
Стником социалистических идей. Это касается и основной
Идеи социального договора, которая заключается в «полном
Отчуждении каждой личности и всех ее прав в пользу общей
Коммуны». Эта его фраза оставляет мало места гражданским
Правам и свободам.
Видным представителем классической немецкой филосо-
Фии и немецкого Просвещения был Георг Вильгельм Гегель
(1770–1831 гг.), относимый к философам-идеалистам, ориги-
Нальная философская концепция которого всегда вызывала раз-
Личные интерпретации. Его анализ вопросов государства и пра-
Ва изложен в классическом труде «Философия права» (1820 г.), а
Также таких, как «Феноменология духа», «Философия духа»,
«Философия истории», «Конституция Германии». Гегель от-
Рицал естественно-правовую теорию происхождения государ-
Ства, так как она уничтожает божественный дух, величие и ав-
Торитет государства. Он считал, что государство развивается из
Религии и его следует почитать как «некое земнобожественное
Существо»: «Государство – это шествие Бога в мире, его основанием
Служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею
Государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особен-
Ные институты, а идею для себя, этого действительного Бога».
Таким образом, Гегель исходит из первичности идеи го-
Сударства, реальные же государства для него не имеют особо-
Го значения.
Конфликтология
Касаясь проблемы разделения властей, он выступает
Против их абсолютной самостоятельности, потому что она
Приводит к разрушению государства.
Гегель был сторонником наследственной конституцион-
Ной монархии, которая имеет три власти: законодательную,
Правительственную (исполнительную) и власть государя. При
Этом все три власти должны образовывать единство при объе-
Диняющем начале государя.
Вообще он полагал, что не существует такого государ-
Ственного устройства, которое было бы пригодно для всех
Народов: «Народ должен чувствовать, что его государственное
Устройство соответствует его праву и его состоянию, в против-
Ном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет
Иметь ни значения, ни ценности».
В учении о праве философ придерживался идеи: «что
Разумно, то действительно; что действительно, то разумно».
Как у Платона и Аристотеля только полисная форма общно-
Сти обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля спра-
Ведливость, право действительны лишь в государстве, кото-
Рое соответствует своей идее.
Многие исследователи считают идеи Гегеля о государст-
Ве и праве тоталитарными. Вряд ли это справедливо, потому
Что тоталитаризм ХХ века – антиправовая и антигосударст-
Венная по своей сути форма организации власти.
Политическая и правовая мысль получила в XVIII в. рас-
пространение и в британских колониях, основанных в XVII–
XVIII вв. на атлантическом побережье Северной Америки. В ис-
Тории борьбы американского народа за демократию особо вы-
Деляется имя Томаса Джефферсона (1743–1826 гг.) – автора зна-
Менитой Декларации независимости Соединенных Штатов
Америки.
Т. Джефферсон, третий президент США, родился в городе
Шедвелл, штат Вирджиния. Его отец был удачливым плантато-
Ром и оставил сыну большое состояние. Джефферсон два года
Учился в колледже, но не получил степени; затем несколько лет
Изучал закон и был принят в адвокатуру Вирджинии.
История конфликтологии
В 1775 г. его выбрали одним из делегатов от Вирджинии
На Второй континентальный конгресс, а в 1776 г. он создал
проект Декларации независимости. Ее основное значение –
Это утверждение американских идеалов. Выраженные в ней
Идеи не придуманы Джефферсоном, а большей частью поза-
Имствованы из трудов Д. Локка. Декларация не являлась
Оригинальной философией, она стала кратким выражением
Убеждений, уже существовавших у американцев. К. Маркс на-
Звал этот документ первой декларацией прав человека. В ней
Говорится: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди
Сотворены равными и все они одарены создателем некоторыми не-
Отчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь,
Свобода и стремление к счастью».
В Декларации естественные права человека превраща-
Ются в субъективные права отдельных индивидов по отноше-
Нию к государству. Государственное признание субъективных
Прав личности поставило преграду произволу власти. Впервые
В истории основой государственной жизни была провозгла-
Шена идея народного суверенитета. Из народного суверени-
Тета вытекает право народа на восстание, а также установле-
Ние удобной ему политической формы.
Политическим идеалом Т. Джефферсона стала демо-
Кратическая республика фермеров, где народ участвует через
Своих представителей в управлении государством, все долж-
Ностные лица избираются на ограниченный срок и подверга-
Ются народному контролю. Джефферсон негативно отнесся к
Утверждению Монтескье о том, что республика по своей при-
Роде требует маленькой территории. Он, наоборот, доказы-
Вал, что большая территория благоприятствует развитию
Республики.
Конфликтология