Современное состояние политики государственной поддержки

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [39](пункт 1, подпункт «л») Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть, начиная с 2013 года, меры, направленные на увеличение поддержки СО НКО. В контексте обсуждения передачи функций государства НКО Президент Российской Федерации В.В.Путин дважды поднимал тему расширения общественного контроля в сфере ЖКХ. На декабрьской встрече с доверенными лицами он отметил: «Такая гражданская активность востребована. Есть миллионы контролирующих структур, но они бесполезны. Такая, которая идет от самих жителей, будет полезна. Надо ее поддержать». Тема получила развитие в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12.12.2012[40]: «Многие граждане уже сегодня по своей инициативе на уровне муниципалитетов выстраивают систему общественного контроля, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Такой настрой людей мы обязаны поддержать».

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»[41] предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на поддержку некоммерческого сектора более чем на 3,5 млрд. руб. в 2013 году по сравнению с 2012 годом — с 4,7 млрд. рублей до 8,285 млрд. рублей.

27.12.2012 Постановлением Правительства утверждена Программа социальной поддержки граждан до 2020 года, исполнителем которой назначено Министерство труда и социальной защиты, а соисполнителем — Министерство экономического развития. Одна из четырех ее подпрограмм называется «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Она отводит НКО место системообразующего фактора в развитии социального государства.

В программе подчеркивается, что СО НКО, наряду с государственными органами власти, являются неотъемлемым структурным элементом создания современной системы социальной поддержки граждан. В связи с этим в 2013-2020 годах на «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» запланировано выделить следующие суммы:



Год Сумма в тыс. руб.
1 678 499,60
1 573 499,60
1 603 499,60
1 643 499,60
1 683 499,60
1 723 499,60
1 763 499,60
1 813 499,60
2013- 2020 13 482 996,80

Целью всех этих ассигнований, как сказано в программе, должно стать:

· создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

· Обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций.

· Увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

Развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций всфере оказания социальных услуг в этом документе признается приоритетным направлением социальной политики. В числе основных задач названы:

· создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

· создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;

· развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов частно-государственного партнерства.

По мнению авторов программы, повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг будет способствовать реализации ее целей. С одной стороны, поможет повышению доступности, качества и безопасности предоставляемых социальных услуг. С другой — обеспечит развитие соответствующих рынков, поможет созданию новых рабочих мест, повысит занятость и обеспечит доходы работников, оказывающих социальные услуги населению, поможет снизить безработицу.

2013 год. 24.01.2013 Координационный совет по господдержке СО НКО одобрил комплекс мер, направленных на увеличение поддержки СО НКО, внесенный Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации 17 января 2013 года. Среди них «распространение преимуществ субъектов малого предпринимательства по участию в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на социально ориентированные некоммерческие организации».

Ст.31.2 закона №7-ФЗ в редакции №40-ФЗ предусматривает, что «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки». Реестры предназначены для того, чтобы сделать систему предоставления господдержки более открытой, публичной. Сегодня такие реестры созданы практически в каждом регионе и в каждом органе власти, предоставляющем поддержку по своей линии. Однако общего реестра пока не существует. Задача по его созданию возложена на уполномоченный орган Правительства РФ — Министерство экономического развития, — но предыдущий период ушел на подготовку региональных реестров, на основании которых будет подготовлен общефедеральный. Его представление запланировано на конец 2013-го — начало 2014-го года.

28 января 2013 года в Государственную Думу рядом членов Совета Федерации внесен проект изменений в закон «Об Общественной палате Российской Федерации».[42]

Закон должен закрепить новый порядок формирования Общественной палаты РФ. До настоящего времени «президентская квота» формировала группу представителей общероссийских общественных объединений, а затем совместно они выбирали представителей региональных институтов гражданского общества в состав Общественной палаты.

Таким образом, проведя анализ существующих механизмов и организации экономической поддержки СО НКО можно отметить следующее:

Органами власти субъектов РФ начата работа по выстраиванию системы поддержки некоммерческих организаций: приняты нормативно-правовые документы, подготовлены методические рекомендации НКО, из регионального бюджета на конкурсной основе выделяются средства на поддержку НКО. Однако регионов, в которых власти активно взаимодействуют с НКО, еще мало.

Проблемой на всех уровнях является непрозрачность оказания экономической поддержки НКО. Для широкой общественности недоступна информация о том, как проходит отбор организаций, кто принимает решение о финансировании, на что тратятся выделенные средства и т.д. В регионах необходимо больше внимания уделять информированию населения о социально важных проектах, реализуемых некоммерческими организациями, больше рассказывать об особой роли НКО в развитии региона.

Целесообразно внести в нормативные акты, регламентирующие проведение региональных конкурсов для получения субсидий из федерального бюджета, дополнительные требования. А именно — максимально широко освещать все аспекты, касающиеся проведения региональных конкурсов: состав комиссий, критерии оценки, не только список победителей и выделенные суммы, но и описание проектов, которые будут реализованы.


Наши рекомендации