Функции банков и небанковских кредитно-финансовых организаций как агентов валютного контроля

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Порядок осуществления валютного контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации как агенты валютного контроля вправе:

осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;

осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение резидентом или нерезидентом не представлено;

если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;

в иных случаях, установленных законодательством.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

Функции республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов как агентов валютного контроля

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством. zФункции таможен как агентов валютного контроля zТаможни как агенты валютного контроля:

производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

Соблюдение коммерческой и банковской тайны Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

53. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: общие положения.

Отн-я, связанные с осущ-м инвест-й деят-ти на тер-рии РБ, регулируются наст Кодексом, иными актами зак-ва РБ, в том числе м/н договорами РБ, а также инвестиционными договорами с РБ.

Направление инвестиций ЮЛ и ФЛ РБ на тер-ю иностр-х гос-в регулируется наст. Кодексом, ин.актами зак-ва РБ, в том числе м/н дог-ми РБ, а также зак-вом гос0ва, на тер0рии кот-гоосущ-сяинвест-наядеят-ть.

Если м/н договором РБ, вступившим в силу, установлены ин нормы, чем те, кот предусмотрены наст Кодексом и ин зако-ными актами РБ, то применяются нормы международного договора.

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая ден-е средства, ЦБ, оборудование и результаты интеллектуальной деят-ти, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деят-ти в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестором понимается лицо (ЮЛ и ФЛ, иностранныеорг-ции, не являющиеся ЮЛ, гос-во в лице уполномоченных органов и его АТЕ в лице уполномоченных органов), осущ-щее инвестиционную деят-ть.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деят-ти рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

-иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

-международные организации;

-иностранные юридические лица;

-иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

-иностранные граждане;

-ФЛ (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Особенности регулирования деят-ти иностранных инвесторов определяются наст Кодексом, иными актами зак-ва РБ, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

-недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

-ценные бумаги;

-интеллектуальная собственность.

Законодательными актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности РБ, что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.

Законодательными актами РБ устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Инвест-я деят-ть в РБ осуществляется в следующих формах:

-создание юридического лица;-

приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

(доли в уставном фонде ЮЛ, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ЦБ; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования и др)

Источниками инвестициймогут являться:

-собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и дробязат-х платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде ЮЛ;

-заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых орг-ций, займы учредителей (участников) и других ЮЛ и ФЛ, облигационные займы.

Наши рекомендации