Начало реформаторской деятельности Петра I

Петр родился 30 мая 1672 г. от второй жены царя Алексея Ми- хайловича Наталии Кирилловны Нарышкиной. Ему было 3 года, ко- гда умер его отец и на престол вступил его сводный брат Федор, сын первой жены царя Алексея Марии Ильиничны Милославской. После смерти Федора в 1682 г. и захвата власти его сестрой царевной Со- фьей (дочерью Милославской) царица с сыном были удалены от дво- ра и проживали в подмосковных селах Преображенском и Коломен- ском. Здесь Петр жил вдали от чопорной и стеснительной обстановки царского дворца, окруженный деревенскими ребятами, преимущест- венно детьми конюхов, псарей и крестьян. Из этих ребятишек он на- брал себе компанию «потешных» для военных игр. С течением вре- мени эти игры стали приобретать более серьезное значение – его «по- тешные» послужили ядром при создании двух первых солдатских полков регулярной петровской армии – Преображенского и Семенов- ского. Для обучения солдат Петру нужны были инструкторы, которых он нашел в районе Москвы, заселенном выходцами из Германии, – немецкой слободе. Он запросто бывал в этом «уголке Европы», нашел там новых друзей, заинтересовался жизнью Европы и особенно ее тех- никой. Желая изучить военную технику, в частности артиллерийское и инженерное искусство, он стал заниматься математическими науками. Наряду с военно-техническими науками Петр с ранней молодости про- являл активный интерес к ремеслам. Однако уровень его общего обра-

зования был весьма невысок. Дьяк Никита Зотов в детские годы научил Петра чтению и письму. Под конец учения Петр писал неважно, а све- дения его из области других наук, входивших в круг официальных и обязательных для обучения, были отрывочны и поверхностны. «Книж- ное учение» Петра окончилось довольно рано. Следствием преждевре- менного окончания обучения было то, что под конец своей жизни Петр писал слова так, как выговаривал, не к месту вставлял твердый знак («сътърелять», например) и часто не разделял слов.

27 апреля умер царь Федор Алексеевич, оставив двух братьев –

15-летнего Ивана, слабоумного и болезненного, и 10-летнего Петра – здорового, живого, даровитого мальчика. Патриарх Иоаким и бояре решили провозгласить царем Петра, и московский народ, собравший- ся на Красной площади, криком своим подтвердил это решение. Од- нако старшая сестра Ивана, энергичная и честолюбивая царевна Со- фья, воспользовавшись недовольством московских стрельцов против их начальников, подняла стрельцов на бунт, который вспыхнул 15 мая

1682 г. Толпы вооруженных стрельцов ворвались в Кремль и убили нескольких бояр из рода Нарышкиных, в том числе нескольких род- ных дядей Петра. Мальчик был чрезвычайно напуган кровавыми кар- тинами бунта, убийством близких ему людей и навсегда затаил обиду и опасение, связанное с боярским самовластием и народной стихией. (Более того, символом этого самовластия навсегда стала для него Мо- сква. Как считают многие исследователи, это обстоятельство явилось одной из причин строительства новой столицы).

По требованию стрельцов оба брата – Иван и Петр – были про- возглашены царями, а правительницей государства стала «благовер- ная государыня царевна Софья Алексеевна». В отличие от всех рус- ских царевен – затворниц царских теремов, проводивших все свое время в утомительном безделье, Софья Алексеевна была деятельным человеком. Она получила хорошее образование и много читала. Вла- столюбивая и гордая, Софья стремилась к единодержавному правле- нию и была поглощена заботами об укреплении собственной власти.

По мере того как Петр подрастал и приближался к совершенно-

летию, отношения между ним и сестрой становились все более натя- нутыми и прямо враждебными. Однажды ночью в августе 1689 г. Петру донесли, что Софья со стрельцами собирается «извести» его.

Перепуганный Петр ускакал в Троицкий монастырь, куда вслед за

ним отправились царица Наталия, бояре, «потешные» полки и часть

стрельцов. При их поддержке Петр настоял на отстранении Софьи от власти. Она и сама поняла свое бессилие и отказалась от притязаний на престол.

Освободившись от опеки сестры, Петр, однако, не сразу начал управлять государством. Управляли бояре вместе с царицей Натали- ей, которая была «ума легкого» и поэтому «править была не капа- бель» (не способна).

Придя к власти, Петр отнюдь не погрузился в текущее государст-

венное управление. Этим занималось новое правительство (Л.К. На- рышкин, Б.А. Голицын, П.А. Лопухин и др.). Сам же семнадцатилет- ний царь был поглощен целиком любимыми занятиями – военными играми и строительством кораблей.

Только после смерти царицы в начале 1695 г. наступило время ре-

альных действий Петра как государя. Говоря о первых преобразованиях

Петра I, необходимо помнить, что их корни уходили в ХVII в. Уже то- гда были введены полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгун- ские). В том же ХVII в. обозначились и сдвиги в области быта и куль- туры: при Федоре, в 1681 г., было приказано являться при дворе в ко- ротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появи- лось немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основано первое российское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская ака-

демия; первый профессиональный театр – «комедийная храмина» и т.д.

Изучение реформаторской деятельности Петра следует начинать с военной реформы, ибо, как отмечал В.О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа – ее начальным моментом». Армия и флот являлись главной заботой Пет- ра на протяжении всей его жизни. По его инициативе на основе ис- пользования западно-европейского опыта были созданы регулярная армия и первый в истории России военно-морской флот; открыты во-

енные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженер-

ная школы), принято военное законодательство (Устав воинский,

1716 г.; Морской устав, 1720 г.); утверждены органы управления ар-

мией, флотом (Военный и Адмиралтейский приказы, впоследствии, в

1717–1719 гг., замененные коллегиями – Военной и Адмиралтейской). Особое внимание Петр уделял вооружению армии и флота, военному искусству, провиантскому и фуражному обеспечению, содержанию

армии не только за счет государства, но и российского населения.

Первым серьезным шагом Петра I явился Азовский поход с це- лью достижения выхода России к Черному морю. В 1695 г. Петр предпринял свой первый поход на Азов, сильную турецко-татарскую

крепость. Однако осада Азова была неудачной, у русских не было флота, поэтому они вынуждены были отступить. Неудача не огорчила Петра. С чрезвычайной энергией он начал собирать силы и строить флот для второго похода на Азов, который оказался удачным. В 1696 г. крепость сдалась. Однако овладение Азовом еще не обеспечивало морских путей на Запад, так как Керченский пролив и Черное море оставались в руках Османской империи.

Для заключения союза христианских государств против турок

Петр решил предпринять путешествие за границу – дело небывалое для московских государей. С этой целью в 1697 г. из Москвы выехало

«великое посольство». Петр в составе этой делегации отправился в Европу под чужим именем. Царь посетил Англию, Голландию, неко- торые другие страны и проявил живой интерес ко всем сторонам жиз- ни европейцев. Он увидел и осознал колоссальную разницу между Ев- ропой и Россией того времени. По образному выражению В.О. Клю- чевского, Европа предстала перед ним в виде шумной и дымной мас-

терской с машинами, кораблями, верфями, фабриками, заводами. В то

время в Европе было развито книгопечатание: выходили труды по философии и политической экономии таких классиков, как Гоббс, Спиноза; книги по астрономии, естественным наукам и технике. Из- давались газеты, работали театры. Петр I внимательно подмечал все, осматривал фабрики, мастерские, китобойный флот, госпитали, воспи- тательные дома. Посмотрел чудо тогдашней европейской техники –

микроскоп Левенгука. Он был поражен развитием медицины. В ана-

томическом театре его восхитило искусство врача, который на трупе ребенка показал ему, как устроено внутри человеческое тело.

Находясь в Вене, Петр получил известие о стрелецком бунте, вспыхнувшем в Москве. Получив эту новость, царь спешно отбыл в Россию. Стрелецкий бунт был подавлен до возвращения Петра в Мо- скву. Следствие по делу о восстании показало, что причиной его бы-

ло недовольство стрельцов тяготами походной жизни. Однако Петр

подозревал, что действия стрельцов были спровоцированы Софьей. Он приказал возобновить следствие, сопровождавшееся страшными пытками, сам принял в нем активное участие. Однако эта версия так и не была доказана. Тем не менее около полутора тысяч стрельцов бы- ли казнены, несколько из них повешены у кельи царевны Софьи. По- сле этих событий стрелецкое войско, не внушавшее доверия Петру, было расформировано.

С 1699 г. основной внешнеполитической задачей правительства

Петра стала борьба за Балтийское побережье. Находясь в заграничном

путешествии, Петр примкнул к союзу Дании, Польши и Саксонии против Швеции, владевшей тогда почти всем побережьем Балтийского моря. Война со Швецией была исторически оправданна: издревле при- балтийские земли принадлежали русскому государству. К тому же правительство понимало, что без выхода к морю, являвшемуся прямой дорогой на Запад, русское государство обречено на хозяйственную и политическую отсталость.

Летом 1700 г. Россия заключила 30-летний мир с Турцией и тут же объявила войну Швеции. Так началась Северная война, которая продолжалась 21 год. Условно весь ход Северной войны можно раз- делить на четыре этапа.

I этап, 1700 г. – поражение в битве на Нарве. Это было полное по- ражение русской армии, стоившее около 6 тыс. жизней, главное же – армия лишилась всей артиллерии, созданной таким огромным трудом.

II этап, 1702–1703 гг. – взятие территорий по берегам реки Невы и строительство Санкт-Петербурга. Весной 1703 г. русскими была взя- та небольшая шведская крепость Ниеншанц при устье Невы: 16 мая

1703 г. на одном из островков Невского устья срубили деревянный городок под названием Петербурх, который впоследствии стал сто- лицей Российской империи. Петр всей душей привязался к новому городу Санкт-Петербургу, который по мановению его сильной руки возникал на болотистых берегах Невы и который он называл своим

«парадизом» (рай, в переводе с фр.) Дорого стоил этот «парадиз» рус- скому народу, потому что ежегодно нужно было поставлять на по- стройку Петербурга тысячи и тысячи рабочих, из которых значитель- ная часть стала жертвами болезней и тяжелой работы в нездоровом и непривычном климате.

III этап, 1709 г. – победа в Полтавской битве, в ходе которой бы- ла сломлена военная мощь Швеции и наступил решающий перелом в ходе Северной войны. Россия заявила свои права на статус европей- ской державы.

IV этап, 1721 г. – заключение Ништадского мира со Швецией, по условиям которого Россия получала от Швеции прибалтийские Лиф- ляндию, Эстляндию, Ингрию и часть Карелии. Исход Северной вой- ны имел решающее значение для России и следующие итоги:

- военное могущество Швеции было сокрушено;

- главенство Швеции на Балтийском море и в Северной Европе было потеряно и перешло к России;

- Россия превратилась в великую державу; отныне ни один во-

прос международной жизни не мог решаться без ее участия.

Во время торжеств по случаю заключения мира со Швецией в

1721 г. Сенат провозгласил Петра императором, а Россию – империей.

Принятие Петром I титула императора стало символом абсо- лютной единоличной власти монарха, опирающегося на разветвлен- ный государственно-бюрократический аппарат. С этого момента главной тенденцией являлось усиление жесткой структуры власти, возглавляемой «самовластным монархом, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Наши рекомендации