Великая Октябрьская социалистическая революция в России и Ирландия. С национальной антиимпериалистической коалиции

Большое влияние на развитие революционного процесса в Ирландии оказывали в эти годы события в России. Уже революция 1905—1907 гг. вызвала отклики среди, ирландских трудящихся, способствовала развертыванию стачечного движения среди ирландских рабочих. Огромное воздействие на антиимпериалистические слои ирландского общества сказал Великий Октябрь. События Октябрьской социалистической революции 1917 г. воспринимался Ирландией как пример победоносного восстания наиболее униженных и угнетенных социальных слоев во главе с пролетариатом, открывшего путь к строительству нового, справедливого общества без эксплуатации и угнетения. Глубокое впечатление на самые широкие слои ирландского народа произвели первые декреты Советского правительства о земле, о мире и особенно ленинская политика предоставления народам, входившим в бывшую Российскую империю, права самостоятельно решать свою судьбу. «Нигде большевистскую революцию не приветствовали с таким энтузиазмом, как в Ирландии», — писал очевидец и активный участник национально-освободительной борьбы, видный шинфейнеровский публицист Ут де Блоком.

Распространение опыта Великого Октября завоевывало тысячи новых сторонников лозунга «Рабочей республики». В ноябре—декабре 1917 г. в Дублине состоялись крупные массовые митинги и демонстрации трудящихся в поддержка героической борьбы пролетарских и крестьянских масс в далекой России. На августовском и ноябрьском съездах ИЛП—ИКТЮ (1918 г.) делегаты единогласно принимали резолюции поддержки основных принципов русской революции, указывали на их прямую связь с учением и заветами Дж.Конноли. Солидаризуясь с пролетариатом России, делегаты одновременно резко осудили империалистическую агрессию против Страны Советов.

В первые год-два после победы Октября официальные ирландские рабочие лидеры, вынужденные считаться с ярко выраженным настроением масс, нередко прибегали к «революционной» фразе. Однако по мере развития ирландской революции и классового конфликта в самом ирландском обществе этот показной радикализм тускнел, уступая место извращению опыта русской революции, злобным на нее нападкам (например, на Коркском съезде ИЛП—ИКТЮ в августе 1920 г.).

Влияние Октября выразилось, прежде всего, в мощной тяге пролетарских масс к организации, консолидации во имя достижения общих целей, в значительном подъеме социальной борьбы в городе и в деревне, подчас принимавшей невиданные здесь ранее формы («советское движение»), в укреплении позиций сторонников более решительных методов антиколониальной, национально-освободительной борьбы.

Нарастание недовольства широких масс ирландского народа приводило ко все большему обострению антиимпериалистической борьбы. Ирландские народные массы сорвали в 1918 г. попытку правительства Ллойд Джорджа распространить всеобщую воинскую повинность на Ирландию. С весны 1918 г. по всей стране (за исключением Северо-Востока) прокатилась кампания бойкота товаров британского производства.

1917—1918 годы стали временем сплачивания в анти империалистическую коалицию ряда социально неоднородных национальных группировок.

Разгром восстания 1916 г. и гибель наиболее последовательных руководителей пролетарского авангарда и радикально-демократических кругов вывели на политическую авансцену в качестве лидеров «нового» (в отличие от старого — «гриффитовского») Шин-фейна уцелевших руководителей «Красной пасхи», ведущих деятелей подпольных республиканских клубов и волонтерского движения. Новое лидерство отражало наличие в ирландском освободительном движении тех лет двух главных тенденций — национал-реформистской, стоявшей в целом на позициях «старого» Шин-фейна, и более радикальной. Однако «осторожная оборонительная тактика, предпочтение мирным методам действия, недоверчивое отношение к выступлениям трудящихся за свои социальные права были типичны и для части республиканских лидеров, вставших у кормила «нового Шин-фейна».

25 октября 1917 г. на первом съезде «новою Шин-фейна» его президентом был избран один из немногих оставшихся в живых военных руководителей «Красной пасхи» Имон Де Валера — сын испанского эмигранта в США и ирландской крестьянки, преподаватель математики, весьма даровитый и тонкий политик, сочетавший стойкий патриотизм с немалым консерватизмом в социальных вопросах. Его заместителями стали А.Гриффитс и священник республиканец М.О'Фленеган.

Принятая съездом программа «нового Шин-фейна» явилась плодом компромисса между умеренными и левым крылом и в течение длительного времени давала почву для различных толкований. Конечной целью организации провозглашалось «обеспечение международного признания Ирландии в качестве независимой республики», после чего путем референдума ирландский народ должен будет сам установить угодную ему форму правления. Программа предусматривала созыв ирландского учредительного собрания, строительство «явочным порядком» ядра национальной экономики, системы образования, судебной системы и т.д. В этом съезд повторил почти без корректив позицию «старого» Шин-фейна. Трудящимся Ирландии была обещана «достаточная для жизни» заработная плата.

Что касается провозглашенных в программе принципов будущего государственного устройства Ирландии, го каждая сторона вкладывала в них свой смысл: Гриффите и его последователи стремились использовать их для осуществления своей давней мечты — дуалистической монархии и равноправного с английским ирландского парламента. Последовательные республиканцы — К.Бругга, К.Маркевич, О.Стэк и др. — отказывались воспринимать их иначе как прямое и полное подтверждение республиканских принципов 1916 г. Сторонников компромисса, Имона Де Валеру в первую очередь, заботило сохранение организационного единства национального лагеря. Точно так же обстояло дело и с выраженные в программе намерением «прибегать к любым средствам». Несмотря на антиимпериалистический и антиколониальный в целом характер своей программы и деятельности, «новый Шин-фейн» много сделал для сдерживания революционной самодеятельности масс, разобщения национального и социального аспектов борьбы, суживания, ограничения перспектив ирландской революции. В 1917— 1918 гг. среди лидеров преобладала вера в мирную перспективу движения. Основная часть его руководства в то время питала иллюзии, что судьба Ирландии будет благоприятно решена не на поле битвы в самой стране, а за столом переговоров в ходе близившейся мирной конференции по послевоенному устройству мира. Особые надежды возлагались на позицию США и лично на президента В.Вильсона.

В декабре 1918 г. национальные силы во главе с Шин-фейном одержали полную победу на первых послевоенных парламентских выборах. Успех Шин-фейна был тем более впечатляющ, что партия действовала полулегально, в обстановке жестоких репрессий. Предвыборный манифест Шин-фейна содержал сокрушительную критику Ирландской парламентской партии как силы, враждебной подлинным национальным интересам. В манифесте утверждалось, что Шин-фейн выступает не от имени какой-либо политической группировки, но как выразитель чаяний всей ирландской нации.

В итоге выборов Шин-фейн завоевал 73 из 105 мест в ирландских парламентских округах. Число парламентских мандатов Ирландской парламентской партии сократилось с 80 до 6 из 26 избранных юнионистов 23 да Ольстер. Подавляющее большинство ирландского народа, таким образом, высказалось за независимость, республику, разрыв с империализмом.

Наши рекомендации