Налоговые органы РФ: структура, функциональные полномочия

Налоговая система РФ: понятие, структура и принципы построения.

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории РФ, а также совокупность установленных в государстве следующих существенных условий налогообложения: порядок установления и введения налогов и сборов, принципы установления налогов, порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней, права и обязанности участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность участников налоговых отношений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

НК РФ введена трехуровневая система налогообложения ЮЛ, ИП и ФЛ - федеральные налоги, действующие на территории всей страны, налоги республик, краев, областей, автономных областей и округов, налоги городов, районов, поселков.

Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Ст. 3 Налогового кодекса РФ провозглашает следующие основные принципы налогообложения в РФ:

1. каждое лицо должно уплачивать законно установленные НиС.

2. законодательство о НиС основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

3. при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4. НиС не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки НиС, на налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства ФЛ или места происхождения капитала;

5. НиС должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

6. недопустимы НиС, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

7. не допускается устанавливать НиС, нарушающие единое эк.пространство РФ ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств,

8. не допускается создавать препятствия не запрещенной законом эк.деятельности ФЛ и ЮЛ;

9. федеральные НиС регулируются НК и ФЗ;

10. НиС субъекта РФ, местные НиС регламентируются соответственно законами субъектов РФ о НиС и НПА муниципальных образований в соответствии с налоговым законодательством РФ;

11. при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

12. акты законодательства о НиС должны быть четко сформулированы, чтобы каждый знал, какие НиС, когда и в каком порядке он должен платить.

13. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о НиС толкуются в пользу налогоплательщика.

Налоговые органы РФ: структура, функциональные полномочия

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о НиС, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в БС РФ НиС и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (центральный аппарат ФНС), и его территориальные органы (МРИ ФНС, УФНС).

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными, региональными, местными органами исполнительной власти и государственными ВБФ посредством реализации своих полномочий.

Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от плательщика НиС или налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НиС, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) НиС;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов у плательщика НиС или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы плательщика НиС или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими НиС, в связи с налоговой проверкой, в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о НиС;

5) приостанавливать операции по счетам плательщика НиС или налогового агента в банках и налагать арест на их имущество;

6) осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 92 НК).

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в БС РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2 месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать устранения выявленных нарушений законодательства о НиС от плательщиков НиС, налоговых агентов, их представителей и контролировать выполнение требований;

9) взыскивать недоимки, пени, % и штрафы в случаях и порядке, установленных НК;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика НиС или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм НиС, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в БС РФ;

11) привлекать специалистов, экспертов и переводчиков для проведения налогового контроля;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных ЮЛ и ФЛ лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять иски в суды общей юрисдикции или арбитражные суды:

- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в согласно НК;

- о возмещении ущерба, причиненного государству или МО вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика;

- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных НК.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК

3. Налоговое законодательство и иные правовые акты о налогах. Понятие налога и сбора. Общие условия установления налогов. Элементы налога. Способы уплаты налогов.

Законодательство РФ о НиС состоит из НК и принятых в соответствии с ним ФЗ о НиС. НК устанавливает систему НиС, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате НиС;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

4) права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о НиС;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство субъектов РФ о НиС состоит из законов о НиС РФ, принятых в соответствии с НК.

НПА МО о местных НиС принимаются представительными органами МО в соотв. с НК.

Понятие налога и сбора. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) МО. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов ОГВ, ОМСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Общие условия установления налогов. Элементы налога.Налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Способы уплаты налогов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке. З НС Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Может предусматриваться уплата в течение налогового периода авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся ФЛ, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и НПА представительных органов МО в соотв. с НК. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный срок не указан в этом налоговом уведомлении. Правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов).

4.Виды налогов и сборов: ф,р,м. Особенности введения, изменения и отмены ф,р,м н-в.

В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги.

Фед. НиС - те, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, НП, НДПИ, ВН, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина). Рег. налоги - те, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес). Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. Элементы налогообложения и налогоплательщики по региональным налогам определяются НК, при этом при установлении налогов законодательными (представительными) ОГВ субъектов РФ ими определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а в некоторых случаях льготы.

Местные налоги - те, которые устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и НПА представительных органов МО о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих МО (ЗН, НИ ФЛ). Земельный налог и налог на имущество ФЛ устанавливаются (прекращают действовать) НК и НПА о налогах представительных органов поселений, городских округов и обязательны к уплате на соответствующих территориях. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются (прекращают действовать) НК и их законами о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются НК.

НК устанавливаются СНР, которые могут предусматривать федеральные налоги помимо общеустановленных, освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Наши рекомендации