Патриархальная теория происхождения государства

Свои теоретические взгляды на государство и право Сперанский сформулировал, главным образом, уже в 30-е годы, когда его поли­тическое и правовое мировоззрение окончательно сформировалось пройдя сложную эволюцию от либерального кконсервативному'Одна из главных работ данного периода —«Руководство к позна­нию законов» (1838).

Если на раннем этапе своего творчества Сперанский отдавал предпочтение договорной теории, то теперь для объяснения проис­хождения государства он используетпатриархальную теорию, по­лагая, что союз общежития «не может быть основан на договоре». По его мнению, договорная и патриархальная теории происхожде­ния государства дают различные ответы на вопрос о «побудитель­ных причинах» к образованию общества: первая усматривает их в личной пользе, или самолюбии, вторая — в любви как высшем нравственном законе, данном Богом и постигаемом человеком в его совести. Соответственно целью общественного союза, основанного на соображениях частных польз, будет личная безопасность, целью союза, основанного на нравственном законе, — стремление к нрав­ственному совершенству. Таким образом, по мнению Сперанского, причины и цели образования общежития, предлагаемые этими дву­мя теориями, имеют разную степень нравственного достоинства. Кроме того, полагает мыслитель, предположения договорной тео­рии не соответствуют исторической действительности, так как «ни­какое благоустроенное общество не может стоять прочно на одних выгодах жизни и на одной безопасности».

Критику договорной теории Сперанский строит исходя из сво­его учения о двух видах обществ. Он выделяетсоюз государствен­ный, илисоюз общежития (публичное, или первичное, общество в современной терминологии) исоюз гражданский (частное, или вторич­ное, общество). При этом следует подчеркнуть, что «союз государ­ственный» в терминологии Сперанского не тождествен государству, а представляет собой именно публичное общество в противополож­ность частному.

Сперанский устанавливает три различия между частными и публичными обществами.Первое различие состоит впроисхожде­нии союзов: публичный союз имеетбожественное происхождение, союз гражданский— договорное. Сперанский убежден в том, что




М. М. СПЕРАНСКИЙ

«союз общежития установляется Богом», который «вложил в сердце родителей любовь к детям» и «установил в детях любовь к родите-дям и навык повиновения». Таким образом, делает вывод мысли­тель, «сила семейственной любви, от Бога исходящая, вот начало и основание человеческих обществ, а не договоры», поэтому семей­ство есть «первая составная стихия всех государств».

Второе различие между союзом общежития и частным союзом состоитв порядке вступления в союзы. В публичное общество чело­век вступает в силурождения, в союз гражданский — по собственному усмотрению. Наконец,третье различие заключаетсяв обязательной силе союзов. Частные союзы охраняются союзом общежития, который располагает силой, побуждающей исполнять договоры. Сам же госу­дарственный союз утверждается не на договоре, но «на силе любви семейственной, человеку врожденной».

Главное «заблуждение» договорной теории, по мнению Спе­ранского, заключается в уподоблении союза публичного союзу граж­данскому, т. е. в применении принципов регулирования частнопра­вовых отношений к публично-правовым отношениям. В результате такого «смешения понятий о существе человеческих союзов», счи­тает Сперанский, союз общежития из «установления Божеского» превращается в «установление человеческое», основанное «на та­ком же расчете пользы и вреда, как купля и продажа», и подлежащее «таким же изменениям, каким подлежат все частные союзы». Таким образом, делает вывод Сперанский, договорная теория имеет «вид грозный и неприязненный всякому порядку общественному», так как «восстание против власти» становится законным способом прину­дить сторону к исполнению условий договора.2

Сперанский выделяет четыре вида союзов общежития, или пуб­личных обществ: семья, род, гражданское общество и государство. Уже первый общественный союз —семейство рассматривается Сперанским прежде всего какправовой союз, в котором есть «власть и повиновение, но не сила и рабство», т. е. публично-правовые от­ношения (с. 192), и «равенство и взаимство», т. е. частноправовые отношения. Семейства объединяются вродовые общества, в резуль-^те соединения родов и перехода от кочевой жизни к оседлой фор­мируютсягражданские общества, в которых «верховная власть

" Сперанский М. М. Четыре беседы с наследником престола / публ. Д. И. Лу-"овскои, С. С. Гречишкина// Правоведение. 1997. №4. С. 70-71.

Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ xiy

и все ее учреждения сосредоточиваются в городах».3 Из соединения гражданских обществ образуетсягосударство, в котором, с одной стороны, «власть родительская преобразуется во власть верховную а повиновение обращается в подданство», а с другой — «отношения членов семейства заменяются отношениями сограждан между со­бою» (с.57).

Наши рекомендации