Освобождение от уплаты судебных расходов
X Судебные расходы. Судебные штрафы.
План.
1. Понятие и виды судебных расходов.
2.Порядок исчисления государственной пошлины.
3. Освобождение от уплаты судебных расходов.
4.Распределение и возмещение судебных расходов.
Понятие и виды судебных расходов.
Судебные расходы — это расходы по ведению гражданского дела в суде, возлагаемые законом на стороны и других, заинтересованных в исходе дела лиц. По гражданским делам судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 63 ГПК Украины).
Судебные расходы определяют фактическую доступность обращения в суд за судебной защитой, а, следовательно, возможность защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов в порядке гражданского судопроизводства.
Судебные расходы по гражданским делам довольно значительны. Однако большую их часть берет на себя государство. По многим категориям дел стороны вообще освобождаются от судебных расходов. Суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина, вправе освободить его от оплаты судебных расходов в доход государства. Кроме того, возможна отсрочка или рассрочка оплаты по усмотрению суда (судьи) в зависимости от материального положения гражданина.
Порядок исчисления государственной пошлины.
Государственная пошлина — это денежная сумма, вносимая в доход государства лицами, обращающимися в суд с исковыми заявлениями, жалобами на решения, действия или бездействие государственных органов, юридических или должностных лиц в сфере управленческой деятельности, жалобами на решения, принятые в отношении религиозных организаций, заявлениями (жалобами) по делам особого производства, с апелляционными жалобами на решения судов и жалобами на решения, вступившие в законную силу, а также за выдачу судами копий документов.
Путем взыскания государственной пошлины частично возмещаются затрачиваемые государством средства на осуществление правосудия по гражданским делам, в том числе расходы на содержание аппарата судебных органов. Необходимость уплаты государственной пошлины, кроме того, в определенной степени дисциплинирует участников гражданского оборота, стимулирует их добросовестное и своевременное исполнение обязанностей; предупреждает предъявление заведомо необоснованных исков.
Размер государственной пошлины, порядок ее исчисления и уплаты определяются Декретом КМ Украины от 21.01.93 г. «О государственной пошлине» с последующими изменениями и дополнениями и Инструкцией о порядке исчисления и взимания государственной пошлины, утвержденной приказом ГГНИУ, от 22.04.93 г. №15, с изменениями, внесенными приказом ГГНИУ от 31.12.93 г № 70.
Государственной пошлиной оплачиваются: исковое заявление — как первоначальное, так и встречное; заявление третьего лица, предъявляющего самостоятельные требования на предмет спора; жалоба гражданина, на решения, действия или бездействие государственных органов, юридических или должностных лиц в сфере управленческой деятельности; жалобы на решения, принятые в отношении религиозных организаций; заявления (жалобы) по делам особого производства; апелляционные жалобы на решения судов и жалобы на решения, вступившие в законную силу; повторная выдача копий судебного решения, определения, постановления суда (ст. 2, п.1ст. 3 Декрета).
По способу исчисления государственная пошлина делится на простую и пропорциональную. Простая исчисляется в твердых ставках (гривнах), а пропорциональная — в процентном соотношении к цене иска.
Цена иска — это денежное выражение имущественных претензий истца. Например, цена иска определяется: в исках о взыскании денег — взыскиваемой суммой; в исках об истребовании имущества — стоимостью оспариваемого имущества; в исках о взыскании алиментов — совокупностью всех выплат, но не более чем за один год (ст. 65 ГПК Украины).
Цена иска указывается истцом в исковом заявлении. В случае, когда истец в заявлении не указывает сумму иска или установить его цену точно невозможно, или если указанная цена явно не соответствует действительной стоимости отыскиваемого, то приблизительную цену иска устанавливает судья, постановляя об этом определение, которым предварительно устанавливает размер необходимой к уплате государственной пошлины. В случаях, когда в момент предъявления иска установить точную цену невозможно, размер пошлины предварительно устанавливает судья с последующим взысканием недоплаченной разницы с истца или, при полном удовлетворении иска, с ответчика, или возвратом излишне уплаченной пошлины в соответствии с ценой иска, установленной судом при разрешении дела (ст. 66 ГПК Украины; п. 29 Инструкции).
Указанные положения распространяются как на исковые заявления, так и на апелляционные жалобы.
Исковые заявления, носящие одновременно имущественный и неимущественный характер, оплачиваются пошлиной по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, и по ставке, установленной для исковых заявлений неимущественного характера.
Со встречных исковых заявлений, а также с заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями пошлина удерживается на общих основаниях.
В случае выделения судом одного или нескольких из объединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная за подачу иска, не возвращается и пересчет ее размера не производится. По отдельно выделенному делу пошлина повторно не уплачивается (п. 24 Инструкции).
При замене судом ненадлежащего истца надлежащим последний должен уплатить пошлину на общих основаниях.
В случае вступления в дело правопреемника истца пошлина взыскивается с правопреемника, если она не была уплачена первоначальным истцом.
В случае уменьшения исковых требований, отказа от иска, прекращения дела по мировому соглашению или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пунктами 3—5 статьи 229 ГПК Украины, уплаченная пошлина не возвращается. В этом случае закон исходит из того, что вина за процессуальные нарушения участников процесса должна влечь для них неблагоприятные материальные последствия.
В случае увеличения иска недоплаченную сумму пошлины надлежит внести одновременно с заявлением об увеличении требований. В этом случае суд может отсрочить уплату пошлины (ст. 67 ГПК Украины).
За повторно поданные иски, которые ранее были оставлены без рассмотрения, пошлина уплачивается снова на общих основаниях. Однако, когда в связи с оставлением иска без рассмотрения пошлина подлежала возвращению (пункты 2, 2 ст. 229 ГПК Украины), но не была возвращена, к повторно поданному иску может быть приложен первичный документ об уплате пошлины, если не прошел год со дня зачисления ее в бюджет (п. 25 Инструкции).
За подачу иска несколькими истцами к одному или нескольким ответчикам государственная пошлина исчисляется из общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально части поданных каждым требований.
При полном или частичном удовлетворении иска, поданного к нескольким ответчикам одним или несколькими истцами, освобожденными от уплаты государственной пошлины, ее взимание производится по решению суда отдельно с каждого ответчика исходя из присужденной ему суммы иска. Если такой иск подан несколькими истцами к одному ответчику, государственная пошлина взимается с ответчика исходя из общей суммы иска.
В случае привлечения судом другого лица в качестве второго ответчика, если при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина исчисляется из общей удовлетворенной суммы иска и взимается с каждого ответчика в соотношении с размером присужденной истцу суммы иска.
В случае, когда истец, освобожденный от уплаты государственной пошлины, не настаивает на своих требованиях вследствие добровольного, полного или частичного удовлетворения их ответчиком после поданного иска, сумма пошлины подлежит взиманию с ответчика по решению суда (п. 28 Инструкции).
За повторную выдачу копии судебного решения, приговора, определения и иного постановления суда взыскивается пошлина в размере 0,03 не облагаемого налогом минимума доходов граждан за каждый лист копии (п. 1 ст. 3 Декрета).
Суд или судья, учитывая имущественное положение граждан, может своим определением отсрочить или рассрочить оплату судебных расходов на срок не более чем до окончания рассмотрения дела в суде первой инстанции, однако не более чем на три месяца со дня предъявления иска. Если в установленный срок судебные расходы не будут оплачены, взыскание их производится по исполнительному листу.
Суд или судья может также уменьшить размер судебных расходов, взыскиваемых в доход государства. Основанием для этого также является имущественное положение граждан (ст. 68 ГПК Украины).
Уплаченная государственная пошлина возвращается по определению суда или судьи в случаях:
1) внесение пошлины в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;
2) отказ в принятии заявления;
3) возвращение истцу искового заявления по основаниям, предусмотренным ст. 139 ГПК Украины;
4) прекращение производства по делу, если дело не подлежит рассмотрению в суде (п.1 ст. 227 ГПК Украины);
5) оставление заявления без рассмотрения, если заявление подано недееспособным лицом (п.2 ст. 229 ГПК Украины).
Освобождение от уплаты судебных расходов.
Следует остановиться на установленных законом случаях освобождения от оплаты судебных расходов.
Во-первых, от оплаты судебных расходов в доход государства освобождаются истцы по ряду категорий дел: по искам о взыскании заработной платы и по другим требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, по искам, вытекающим из авторского права, по искам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также потерей кормильца, о возмещении материального ущерба от преступления и др.
Во-вторых, согласно ст. 4 Декрета от уплаты государственной пошлины освобождены: органы социального страхования и органы социального обеспечения — по регрессным искам о взыскании с лица, причинившего ущерб, сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему или его семье, а органы социального обеспечения — также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий; государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, обратившиеся в предусмотренных действующим законодательством случаях с заявлением в суд в защиту прав и интересов других лиц; граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, отнесенные к категориям 1 и 2; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов (партизан), погибших либо пропавших без вести, и приравненные к ним в установленном порядке лица; инвалиды I и II групп и др.
В-третьих, суд или судья, исходя из имущественного положения гражданина, вправе освободить его от оплаты судебных расходов в доход государства. При этом, поскольку имущественное положение — категория оценочная, судья (суд) должны обосновать свое решение об освобождении от уплаты пошлины в решении или определении.
В связи с выше перечисленным, необходимо сказать, что Декрет излишне перегружен льготами. Так, в соответствии со ст. 4 Декрета свыше 30 категорий физических и юридических лиц имеют льготы при уплате госпошлины. Несовершенство данного положения Декрета заключается не только в предоставлении слишком широкому кругу лиц льгот по уплате госпошлины, а и в том, что законодатель предоставляет такие льготы по всем категориям гражданских дел. Можно сказать, что по причине предоставления необоснованных льгот по уплате государственной пошлины суды оказываются загруженными беспредметными исками.
Полагаем правильным, что физические лица должны иметь льготы по уплате госпошлины и иным судебным расходам только по строго определенным категориям гражданских дел, то есть когда защищаются действительно важные права и интересы, а не удовлетворяются какие-либо иные цели.
На наш взгляд, например, льготы по несению судебных расходов могут быть предоставлены по делам о возмещении ущерба, причиненного здоровью, а также по делам, вытекающим из трудовых, жилищных и алиментных правоотношений.