Государство и экономика: пути, средства и институты государственного регулирования экономических отношений

1. Юриспруденция: общая характеристика, функции, система.

Юриспруденция является общественной теоретико-мировоззренческой наукой. Юриспруденция призвана раскрывать основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность, функции.

Вместе с тем юриспруденция - это не только теоретико-мировоззренческая, но и практико-прикладная наука. Она призвана способствовать конкретизации процессов правотворчества, реализации правовых норм, повышению эффективности их применения. Важное значение в современный период имеет исследование проблем формирования правового государства, развития демократии и укрепления дисциплины, совершенствования законодательства, улучшения деятельности правоохранительных органов; изучение причин преступности и иных правонарушений, разработка мер, направленных на снижение их роста.

Юридическая наука, как и любая другая, представляет собой сферу человеческой деятельности по "производству" определенных знаний. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Специалисты, готовящиеся к применению этих знаний на практике, называются юристами, а область их знаний - юриспруденцией. Юристы - это специалисты в области юриспруденции, а сама юриспруденция - область знаний о государстве и праве.

Аналитическая функция заключается в исследовании действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании. Функция эта состоит, прежде всего, в выяснении смысла закона, тщательном изучении его содержания. Конструктивная функция служит продолжением аналитической. На основании результатов анализа правоведение, в том числе и теория права, обосновывает предложения по развитию и совершенствованию законодательства.

Система: в юриспруденции можно выделить такие отрасли, как государственное (или конституционное) право, административное, гражданское право и т.д. Теоретическая часть делится на теорию юриспруденции; историю юриспруденции; теорию юриспруденции зарубежных стран и т.д.



Существует и другое представление о структуре юридических наук. Систему юридических наук можно подразделить на три основные группы: теоретико-исторические, отраслевые и специальные. К теоретико-историческим наукам относятся теория государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений. К отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного права, административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права и другие. Специальные юридические науки - это криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная бухгалтерия.2. Теория государства и права как юридическая наука: понятие, предмет, система и функции.ТГП-наука и учебная дисциплина, изучающая право и государство. ТГП как науку, изучающую одновременно теорию государства и права, теорию государства и права назвать единой сложно: есть раздельно существующие теория государства (общее учение о государстве — изучает происхождение государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы гос-ва) и теория права, изучающая преимущественно вопросы юр. догматики.

ТГП - это система знаний об общих и частных политико-юр. закономерностях возникновения, развития и функционир. гос.-правовых явлений

Предмет ТГП - это общие закономерности возникновения функционир. и развития гос. и права, структура, основные элементы, принципы, институты. Структура предмета: 1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционир. гос. и права и их влияние на общество в целом и его отдельные элементы: - возникновение гос. и права; - смена их исторических типов; - эволюция форм гос-ва и права; - построение системы органов гос-ва и системы права; - осуществление функций государства и права; - проявление принципов демо­кратии, законности и право­порядка; - соблюдение, исполнение, использование и применение норм права. 2) Система основных понятий и категорий юриспруденции: гос-во; функции гос-ва; механизм гос-ва; типы гос-ва; право; источники права; правовые акты; нормы права; правовые отношения; субъекты и объекты права; юр. факты, правотворчество и законотворчество; юр. ответственность и т.д.

Функции: Онтологическая функция отвечает на вопросы, что есть гос. и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д. Гносеологическая функция - изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Эвристическая функция - открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики. Методологическая функция формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Политико-управленческая функция - формировать научные основы как внутренней, так и внешней гос. политики, обеспечивать научность гос. управления. Идеологическая функция - воздействие на общественную жизнь, поведение людей не только через гос. и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом. Практически-организаторская функция - вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем гос.-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом. Прогностическая функция - выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

3. Методология теории государства и права: понятие и виды методов и принципов изучения.

Сущ. несколько подходов к пониманию методологии. Некоторые полагают, что методология – не только совокупность методов, но и наука, применяемая в действительности. Методы: 1. дедуктивный – знания выводятся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский – получение знаний из самого Объекта, его изучения.

Вся совокупность методов м. б. разбита на 3 гр.: I. Общефилософский (то же что диалектическая логика): 1) Законы: a) единства и борьбы противоположностей (мир – всегда в движении, но в круговом – по Аристотелю) b) переход кол-ва в качество c) отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2) Содержания и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание – формировано). 3) Сущность и явление (в каждом из явлений можно выделить. сущность, определенные закономерности) 4) Общее и единичное. Вот эти элементы применяются при изучении государственной и правовой системы. II. Общенаучные методы, из которых. самый применяемый - 1) Теория систем или системный анализ: a) элементы и структура (всякая система сост. из элементов, находящихся в структуре), где элемент – наименьшая дробная часть целого, сохраняющая качественные признаки целого (правовая норма норма, гос. институт) b) динамическая устойчивость и надежность; они находятся в обратной зависимости. Динамическая устойчивость – способность системы приспосабливаться к изменениям среды, а надежность характеризует способность системы выдерживать пиковые нагрузки. c) управления и самоуправления. Управление – поддержка системы в заданном состоянии. Самоуправление - механизм приспособления системы к среде 2) Сравнительного правоведения, кот. нужно для сравнения положительного правового опыта других стран и выявление их сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучшению, а вторая задача: постепенное сближение правовых систем разных стран (после подписания договора об общем рынке в 54 году) III. Количественные методы (с помощью ЭВМ) - возможность автоматического поиска нормативных актов, а в последствии автомоделирование юридических норм. 4. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук, ее взаимосвязь с общественными науками.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в данном случае означает обобщенное название целого ряда отдельных теорий, кот. представляют собой конструкции идей, кот. опираются на различные данные о Г и П. ТГиП – это систематизированные знания о Г и П и об их взаимосвязи, представленные и признанные различными научными школами. Вопросы государства также включают в себя политология, но гораздо шире.

ТгиП является общетеоретической по отношению к другим юридическим наукам; обобщает данные и выводы юридических наук в целях более глубоких теоретических обобщений; исследует основные закономерности развития государства и права в целом; вырабатывает общие понятия на которые опираются другие юридические науки.

ТГП и философия самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса.

ТГП и экономич. науки. экономич. отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных гос. и правовых институтов. Гос-во и право, возникая в ответ на экономич. потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общест. отнош.

ТГП и социология. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата.

ТГП и политология. Гос. и право неотделимы от политики и политической жизни общества. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом.

ТГП и социальная психология. Социальная психология призвана помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех общественных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики. 5. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук, ее взаимосвязь с другими юридическими науками.Система юридических наук. разделена на три уровня. Нижний уровень составляют прикладные юридические науки. криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают. Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки. К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права. Они тоже тесно связаны с практикой но формулируют и теоретические положения фундаментального характера., верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. Эти науки более всего отстоят от практики (хотя определенным образом тоже с ней связаны), в связи с чем иногда их именуют фундаментальными теоретико-историческими науками. Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. Также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками. Что же касается прикладных юридических наук, то с ними теория государства и права связана значительно меньше. По отношению ко всем другим юридическим наукам является самой общей наукой. Её положения и выводы являются отправными, базовыми для других юридических наук. Другие юридические науки более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, в связи с чем дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал. Взаимодействие тоже носит двусторонний характер, имеет так сказать прямую и обратную связь. 6. Юридическая практика: понятие, виды и взаимосвязь с юридической наукой.

Под юр. практикой понимается деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

Юр. практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.

Различают правотворческую, правоприменительную и правоисполнительную, интерпретационную практику. По сферам проявления она подразделяется на судебную, прокурорскую, следственную, адвокатскую, арбитражную, нотариальную и другие виды. Разумеется, все они тесно взаимосвязаны.

Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. Практика служит критерием истинности научного знания.

Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности научных разработок. Сама жизнь выдвигает новые объекты познания, отвергает отжившие. Традиционная проблематика теории государства и права дополняется новыми направлениями исследований, уводящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом. 7. Причины, формы и факторы, основные закономерности и этапы возникновения государства и права.Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования гос., было первобытное общество. Юр. наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества 2 главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многие животные и растения, которые человек употреблял в пищу. На основе этой периодизации основана современная теория происхождения гос. и права потестарная, или кризисная. Для власти первобытного общества на этапе присваивающей экономики характерны следующие особенности: 1. верховная власть принадлежала общему собранию членов общины; 2. внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе; 3. власть основывалась на авторитете и личных качествах лидеров, а также на уважении обычаев; 4. внутри общины отсутствовали какие-либо имущественные различия, поэтому установилось фактическое равенство, единство потребностей и интересов. Следов. главными чертами власти в первобытном обществе следует считать выборность, сменяемость, срочность полномочий, отсутствие привилегий, общественный характер. Производящая экономика. Отличия от предшествующего периода: 1. происходит расщепление мононорм и постепенное обособление различных видов нормативных регуляторов; 2. усложняется структура регулирования поведения людей, в результате чего сложились 4 главных способа регулирования: что надо делать (что должно); что запрещено делать (нельзя); что разрешено делать (можно); что безразлично для общества. 3. появляются письменные источники, фиксирующие правила поведения с жесткой привязкой этих правил к земледельческому производству (агрокалендари); 4. существует общесоциальное содержание нормативного регулирования, т. е. оно направлено на выживание всех и на регулирование жизни всей общины; 5. путем санкционирования обычаев, которые государство (власть) ставило под свою защиту и делало строго обязательным для всех появляется право; 6. происходит процесс формирования права, он отличается длительностью, имеет ряд этапов и у разных народов свою специфику. Но право возникает объективно при становлении раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики. Основные закономерности происхождения государства и права: 1. государство и право не было навязано обществу извне. Они возникают объективно. 2. Образование государства и права шло постепенно, в течение длительного времени. 3. Становление и развитие классов и государства идет параллельно; 4. Раннеклассовое гос. и право выражало и защищало интересы всего общества, всех его слоев. 5. В возникновении государства и права большую роль сыграл экологический фактор. 6. Процесс появления раннеклассового государства у различных народов шел непрямолинейно, он знал возвратные (попятные) движения. 8. Общая характеристика основных теорий происхождения государства.

Тут прежде всего нужно говорить о государственности, о процессе построения государства устоявшйся формы. Он объясняется по разному и есть множество теорий.

Теологические (традиционная для католиков и ислама). Они исходят из креационного создания государства: Бог создал государство, выбрав посредника (церковь), а они уже представляют его власть в государстве.

Договорная теория – это общественный договор, когда люди, пребывавшие в состоянии хаоса и постоянного конфликта договорились передать часть своих прав государственной власти.

Органическая теория - Гос. - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Материалистическая теория (марксистская). Основана на учении Маркса и Энгельса, в основе – частная собственность, как основа общества и способ государства, машины, для подавления одного класса другим. А закон – это правила по которым удобно жить правящему экономикой классу. Энгельс – происхождение семьи, государства и частной собственности.

Теория насилия – старая, сейчас не применяется. К ней обращались Каутский и Дюрер, но на самом деле они ее не пропагандировали, а лишь старались представить как один из методов образования государства. На самом деле пропагандировал ее Макиавелли.

Ирригационная теория – люди объединялись ради совместных усилий по рытью больших ирригационных сооружений вдоль рек, чтобы прокормить растущее население. Происходит разделение труда, т.к. сам рыть никто не хочет, войны, рабы, корабли, появляются менеджеры для управления – и соответственно разделение труда, классы.

Кризиная теория- обобщает и выводит создание классов из экологических катастроф. Особенно важная роль уделяется глобальному похолоданию 40 тысяч лет назад. В определеннной мере задействуются идеи материалистической теории. 9. Власть: понятие, характеристика и формы осуществления.

Власть – это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти яв­ляется ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономич., социальную, политич., принудительную, духовно-информационную. Экономич. власть - это контроль над экономич. ресурсами, собственность на различного рода материальные цен­ности. Соц. власть - это распределение положения в соц. структуре, статусов, должностей и привилегий.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общей социальной категории: 1) неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. 2) отношения по поводу власти носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения».

10. Государственная власть: понятие и особенности, формы и методы осуществления. Легальность и легитимность государственной власти.

Гос. власть - фундаментальная категория государствоведения и самый трудйопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Особенностью гос. власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обще­стве с классовыми антагонизмами властвующим субъек­том выступает экономич. господствующий класс, под­властными - отдельные лица, социальные, националь­ные общности, классы. В демократич. обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалек­тика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократич. общества он вправе быть индивиду­альным первоносителем и источником власти. Еще одна важнейшая особенность гос. власти состоит в том, что она проявляется в деятельнос­ти гос. органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Таким образом, гос. власть есть кон­центрированное выражение воли и силы, мощи гос-ва, воплощенное в гос. органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и поря­док в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использ. различ­ных методов, в том числе гос. принужде­ния и военной силы.

В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым

В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. 11. Понятие, признаки и сущность государства.

Гос-во - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. 2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Гос-во - единственный носитель суверенной власти. 3. Гос-во издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юр. силой и содержащие нормы права. 4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему гос. органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. 5. Государство - единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.). 6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.

Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Классовый подход,в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Общечеловеческий подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.

Итак, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.12. Понятие, предмет, формы и методы осуществления функций государства.

Функции гос-ва - это основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях прояв. сущность конкретного гос-ва, его природа и соц. назначение.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства. Внутренние функции гос-ва — это, например, экономическая, социальная, экологическая, функция разви­тия культуры, науки и образования. К внешнимфункциям отно­сятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций государства различа­ются функцииосновные (наиболее важным направлениям государст­венного воздействия)и неосновные.

Формы осуществления функций гос-ва - это однородная деятельность органов гос-ва, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся: 1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов; 2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; 3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина. К организационным формам относятся:1) организационно-регламентир. - текущая работа определенных структур по обеспечению функционир. органов гос-ва, связанная с подготовкой проектов док-тов, организ. выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.; 2) организационно-хозяйств. - работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.; 3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства. Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

13. Классификация функций государства.

Функции гос-ва - это основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях прояв. сущность конкретного гос-ва, его природа и соц. назначение.

Изначально любое государство выполняло задачу: - управлять хозяйством и обществом; - оборонять собственную территорию. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации. Функции государства классифицируются: - по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние; - по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства); - по значению: на основные и неосновные; - по видимости: на явные и латентные; - по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внешняя функция - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ними внешних задач. 1. Функция обороны страны . 2. Функция поддерживания мирового порядка - это деятельность государства по предотвращению войны, разоружению. 3. Функция сотрудничества с другими государствами.

Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. 1. Экономическая функция - гос. координации основных направлений развития экономики. 2. Функция налогообложения - заключается в сборе налогов. 3. Функция социальной защиты - есть направление деятельности гос-ва, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности. 4. Экологич. функция - выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. 5. Культурная функция - призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями культуры и искусства. 6. Функция правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества от незаконных посягательств.14. Характеристика основных внутренних и внешних функций государства.

Функции гос-ва - это основные направления деятельности гос-ва по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях прояв. сущность конкретного гос-ва, его природа и соц. назначение.

Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам. В зависимости от сферы осуществления: внутренние и внешние. В зависимости от продолжительности действия: постоянные и временные. В зависимости от значимости: основные и второстепенные.

Внешняя функция - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ними внешних задач. 1. Функция обороны страны - это деятельность государства по поддерживанию достаточного уровня обороноспособ. страны. 2. Функция поддерживания мирового порядка - это деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. 3. Функция сотрудничества с другими государствами - проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. 1. Экономическая функция - заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. 2. Функция налогообложения - заключается в сборе налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п. 3. Функция социальной защиты - есть направление деятельности гос-ва, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности. 4. Экологич. функция - выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. 5. Культурная функция - призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями культуры и искусства. 6. Функция правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества от незаконных посягательств.

15. Типология государства: понятие и подходы. Тип государства: понятие и виды.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типоло­гии государства: формационный и цивилизационный.

Наши рекомендации