Тема 6. Государство, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Лекция – 2 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

Практическое занятие – 2 ч.

План

1. Российская Федерация как субъект гражданского права.

2. Особенности граж­данской правосубъектности субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований.

3. Порядок участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

4. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

Литература:

[8-10, 12, 52, 117, 141, 154, 171, 172, 220, 236, 245, 262]

Контрольные вопросы:

1. Каким образом Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципаль­ные образования могут принимать участие в гражданском обороте?

2. Какими нормативными актами регулируется деятельность государства, государственных и муниципальных образования как субъектов гражданских прав?

3. Какие особенности положения государства как собственника?

4. Приведите примеры сделок с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципаль­ных образований.

5. Каким образом происходит участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в гражданском обороте?

Тема 7. Объекты гражданских правоотношений.

Лекция – 4 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

Практическое занятие – 2 ч.

План

1. Понятие и виды объектов гражданских прав.

2. Имущество как основной объект имущественного (гражданского) оборота. Понятие имущественного права.

3. Вещи как объекты гражданских прав. Гражданско-правовая классификация вещей.

4. Понятие и виды недвижимых вещей. Особенности правового режима недвижимости.

5. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских прав.

6. Действия (работы и услуги), их гражданско-правовая характеристика.

7. Результаты творческой деятельности и личные неимущественные блага как нематериальные объекты гражданских прав.

8. Осуществление и защита личных неимущественных прав лицами, осужденными к лишению свободы.

Задачи для практического занятия

Задача 1.

В связи с расторжением брака между супругами Корниловыми возник спор о разделе совместно нажитого имущества. Андрей Корнилов настаи­вал на том, чтобы все имущество, состоящее из гарнитура мебели, столо­вого и чайного сервизов, художественной библиотеки и другого имущест­ва, было поделено поровну с учетом их стоимости. Елена Корнилова возражала против такого раздела, указывая, что а результате произойдет обесценение вещей, и предложила Корнилову взять мебельный гарнитур, а ей передать чайный и столовый сервизы. Что касается книг, то она со­гласна их поделить по собраниям сочинений авторов. При этом она просила лишь из Полного собрания сочинений А.С. Пушкина передать ей последний том, в котором опубликована его переписка.

Какую классификацию вещей необходимо учитывать при решении возникшего спора, и как должно быть распределено указанное имущест­во, если дело поступит в суд?

Задача 2.

Борисов заключил с АО «Электрон» договор на оказа­ние услуг, согласно которому АО обязалось взять телевизор Борисова на абонементное обслуживание, производить необходимый текущий ремонт телевизора в сроки, установленные Правилами бытового об­служивания населения. Через некоторое время после заключения до­говора вышел из строя кинескоп. Борисов обратился к АО с требова­нием произвести ремонт телевизора с заменой кинескопа. На это об­ращение АО не реагировало: на письменные заявления Борисова не отвечало, а на телефонные звонки работники АО отвечали что-то неопределенное и в грубой форме.

Борисов обратился в суд с иском о защите своих прав потребителя. Он просил суд обязать АО отремонтировать телевизор, возместить ему материальный ущерб и моральный вред. Представитель АО в суде пояснил, что задержка с ремонтом телевизора произошла из-за бо­лезни мастера, нарушение сроков ремонта телевизоров — обычное дело, граждане к этому привыкли, морального вреда это никому не наносит.

Будет ли удовлетворен иск Борисова?

Задача 3.

При отчуждении предприятия между продавцом и покупателем воз­никли разногласия по определению состава имущества, которое должно быть передано покупателю. Продавец настаивал на том, чтобы в его рас­поряжении осталась полученная и еще не реализованная продукция, а также на том, чтобы за ним остались неимущественные права: право на фирменное наименование, право на товарный знак.

Покупатель, в свою очередь, требовал исключения из состава переда­ваемого предприятия его долгов, полагая, что он приобретает только на­личное имущество с его активами.

Кто прав в этом споре?

Задача 4.

Гражданин Белоусов пришел в Сбербанк, чтобы положить на год свои сбережения. Ознакомившись с правилами, он убедился, что наибольший процент он получит при покупке предъявительских сертификатов Сберегательного банка. Желая получить наибольшие проценты, Белоусов приобрел сертификаты стоимостью 1000 руб. - всего на 10 000 руб.

Когда подошел срок погашения сертификатов, Белоусов обнаружил, что они у него пропали. Он обратился в Сбербанк с заявлением об их возобновлении. В Сбербанке было выяснено, что данные сертификаты уже погашены неизвестным лицом. Белоусов потребовал выплатить ему все суммы, ссылаясь на то, что работники Сбербанка должны его знать, как частого посетителя, и без его доверенности не должны были оплачи­вать предъявленные сертификаты.

Какое решение должно быть принято по этим вопросам?

Задача 5.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось с иском в суд о взыскании с Гаврилова убытка. Гаврилов в данное время работает на другом предприятии и использует в работе методы и технологию, кото­рые общество с ограниченной ответственностью считает своей коммер­ческой тайной. Гаврилов, возражая против требований общества, заявил, что его никогда не предупреждали о сохранении в тайне соответст­вующих приемов и методов работы. Более того, сама администрация общества время от времени демонстрирует свои достижения перед от­дельными делегациями, посещающими предприятие.

Подлежит ли иск общества удовлетворению?

Литература:

[8-10, 12, 30, 39, 52, 61, 176, 208, 262]

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся объекты прав и объекты правоотношений.

2. Как социальное благо становится объектом субъективного гражданского права?

3. Как соотносятся понятия «вещь» и «имущество»?

4. Определите понятие «имущественный комплекс». Какие виды имущественных комплексов Вам известны?

5. Какие виды сложных вещей Вы знаете? Чем сложная вещь отличается от совокупности главной вещи и ее принадлежности?

6. Дайте понятие плодов, продукции и доходов. Какова их гражданско-правовая судьба?

7. Как различить работы и услуги в их качестве объектов гражданских прав?

8. Назовите основной отличительный признак имущественного права.

9. Как Вы понимаете выражение «движение имущественных прав в гражданском обороте»?

10. В чем заключается признак неотчуждаемости нематериальных благ?

11. Какие признаки делают документ ценной бумагой?

Тема 8. Сделки.

Лекция – 4 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

Практическое занятие – 2 ч.

План

1. Понятие, признаки и значение сделки.

2. Виды сделок и основания их классификации.

3. Условия действительности сделок.

4. Форма сделок. Последствия несоблюдение формы.

5. Понятие и значение недействительности сделки. Недействительность части сделки.

6. Правовые последствия недействительности сделки и порядок их применения. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.

7. Основания недействительности ничтожной сделки. Виды ничтожных сделок.

8. Оспоримые сделки: основания недействительности и порядок их применения.

Наши рекомендации