Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица (ст. 194 УК)

Общественная опасность преступления состоит в подрыве порядка уплаты таможенных платежей, в нарушении финансовых интересов государства.

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем действия (бездействия), состоящего в укрытии перемещаемого товара, занижении его стоимости, предоставлении неверной информации о его принадлежности или назначении, либо в полной или частичной неуплате начисленных таможенных платежей.

Размер уклонения от уплаты таможенных платежей определяется по сумме таможенных платежей, подлежащих взысканию либо взысканных в бесспорном порядке и относящихся к определенной операции по перемещению товаров.

В соответствии со ст. 110 Таможенного кодекса РФ таможенными являются платежи, уплачиваемые при перемещении через границу РФ и в иных предусмотренных законом случаях, а именно: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензии; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Порядок исчисления величины таможенных платежей определяется Законом РФ "О таможенном тарифе" и Таможенным кодексом РФ. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации, как правило, таможенному органу РФ.

В исключительных случаях таможенный орган РФ, производящий таможенное оформление, может предоставить плательщику отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей, но на срок не более двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Субъектомявляется лицо, обязанное уплатить таможенные платежи от своего имени или от организации.

Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия) и желает уклониться от уплаты таможенных платежей, т. е. не выплачивает их.

Добровольная уплата таможенных платежей после истечения срока платежа является добровольным отказом от совершения преступления.

Преступление является оконченным в момент совершения действий (бездействия), состоящих в уклонении от уплаты таможенных платежей.

25) Изнасилование

В действующем уголовном законодательстве изнасилование определено как половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей

Объектом изнасилования выступает половая свобода женщины или половая неприкосновенность малолетней.

Дополнительным, объектом посягательства может быть здоровье женщины или малолетней. В частности, это преступление нередко вызывает серьезное расстройство здоровья, психическую травму и т. п. Так, по признаку наличия дополнительного объекта посягательства сконструированы квалифицированные виды изнасилования: повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием (п. "г" ч. 2 ст. 131 УК); повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (п. "а" ч. 3 ст. 131 УК) и др.

Потерпевшей при этом преступлении выступает только женщина или малолетняя женского пола. При этом для наличия преступления не имеют значения ее виктимное- ("провоцирующее") поведение, предшествующий предосудительный образ жизни, безнравственное поведение, занятие проституцией и т. п. Не исключают ответственности за изнасилование наличие предшествующей преступлению добровольной половой связи, нахождения в браке или фактическом сожительстве.

Объективная сторонаизнасилования состоит в совершении полового акта с женщиной, или малолетней против их воли. Закон предусматривает усложненный характер совершения преступления: а) изнасилование может быть учинено путем совершения полового акта и применения физического насилия или угрозы его применения и б) полового акта при использовании беспомощного состояния потерпевшей.

Насилие применяется для преодоления действительного, а не притворного сопротивления потерпевшей. Оно реализуется в побоях, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, истязании жертвы, связывании потерпевшей, приведении ее в бессознательное или заторможенное состояние (применение наркотиков, алкоголя, снотворного, иных лекарственных препаратов). Насилие может быть сопряжено с использованием оружия или технических средств, например петли для сдавливания шеи, наручников и т. п.

Умышленное причинение в результате применения насилия смерти, тяжкого вреда здоровью выходит за пределы изнасилования и квалифицируется по совокупности изнасилования и умышленного убийства или изнасилования и умышленного тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

Половое сношение – введение полового члена мужчины в преддверие или собственно во влагалище женщины.

Беспомощное состояние – потерпевшая в силу своего физического или психического состояния (малолетний возраст, физические недостатки, расстройство душевной деятельности, иное болезненное либо бессознательное состояние и т. п.) не могла понимать характера и значения совершаемых с ней действий или не могла оказать сопротивления виновному, и последний, вступая в половое сношение, сознавал, что потерпевшая находится в таком состоянии (беспомощное состояние при опьянении – если степень опьянения лишала потерпевшую возможности оказать сопротивление виновному или позвать на помощь).

Окончено с момента начала полового акта независимо от его последствий.

Субъективная сторона – прямой умысел.Субъект специальный – мужчина (с 14 лет).

26) Халатность (ст. 293 УК)понимается в уголовном законодательстве как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объекти субъектхалатности, последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства по своему содержанию ничем не отличаются от аналогичных понятий, используемых при характеристике других преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и проанализированы выше. Здесь рассматриваются признаки, имеющие отношение только к халатности.

Для привлечения к уголовной ответственности за халатность должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное должностное лицо; 2) что именно из этих обязанностей не выполнено или выполнено ненадлежаще; 3) .повлекло ли это существенно вредные последствия для охраняемых законом прав и интересов граждан либо государственных или общественных интересов; 4) имело ли данное должностное лицо реальную возможность (объективно и субъективно) для надлежащего исполнения служебных обязанностей и недопущения вследствие этого существенно вредных последствий.

Таким образом, с объективной стороныхалатность характеризуется, во-первых, бездействием должностного лица или ненадлежащим, в чем-то ущербным его действием по исполнению своих обязанностей, во-вторых, наступлением последствий, указанных в законе, в-третьих, причинной связью между ненадлежащим поведением по службе должностного лица и наступившими последствиями.

При халатности упрек должностному лицу основан на том, что оно не сделало положенного по службе или сделало это несвоевременно, неполно, неточно, некачественно и т.п. В связи с этим для обвинения в халатности прежде всего требуется абсолютно точно выяснить на основе соответствующих законов, иных нормативных актов, приказов, должностных инструкций, какие именно обязанности были в установленном порядке возложены на данное должностное лицо, что конкретно оно обязано было сделать. В следственно-судебной практике были случаи привлечения к уголовной ответственности должностных лиц за несовершение ими определенных действий, а в последующем выяснилось, что это вовсе не входило в их обязанности. Понятно, что ставить в виду должностному лицу непринятие мер, не входивших в круг его служебных обязанностей, недопустимо.

Одних общих утверждений о невыполнении субъектом своих обязанностей, об отсутствии с его стороны должного контроля за поведением других лиц, его невнимательности и в целом ненадлежащем исполнении обязанностей по службе без уточнения, в чем именно выражались эти упущения, явно недостаточно для обвинения в халатности. Недостатки подобного рода довольно часто встречаются при применении ст. 293 УК.

Причинная связь — обязательный элемент объективной стороны халатности; ее отсутствие между невыполнением или ненадлежащим выполнением должностным лицом своих служебных обязанностей и названными выше последствиями исключает ответственность за халатность*. Причинная связь между бездействием должностного лица и каким-либо последствием имеется лишь в том случае, если установлено, что надлежащее выполнение должностных обязанностей исключило бы наступление вредных последствий.

Субъективная сторона.Халатность — единственное преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемое по неосторожности. Неосторожная вина может быть в виде легкомыслия, когда должностное лицо предвидело возможность существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий, либо небрежности (не предвидело общественно опасных последствий, хотя при надлежащей внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия). И в том, и в другом случае необходимо обосновать, что должностное лицо в этой конкретной ситуации не только должно было, но и могло надлежащим образом выполнить свои обязанности и тем самым не допустить (предотвратить) вредные последствия. При этом учитываются как объективные внешние условия, в которых находилось данное должностное лицо, так и его субъективные возможности, связанные с профессиональной подготовленностью, опытом, уровнем образования, состоянием здоровья и т. п.

Невыполнение служебных обязанностей должностным лицом вследствие его неопытности, недостаточности квалификации и знаний, а не небрежного, недобросовестного отношения к службе (если должностное лицо при всем желании не могло надлежаще исполнить свои обязанности) в силу отсутствия вины не может квалифицироваться как халатность, даже если при этом наступили указанные в законе последствия*. Не следует в этих случаях забывать и положения, содержащегося в ч. 2 ст. 28 УК, о том, что деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

если с момента нарушения должностным лицом своих служебных обязанностей до момента наступления последствий истек предусмотренный ст. 78 УК срок давности, лицо освобождается от уголовной ответственности.

27) Пособничество во взяточничестве - это выполнение поручения взяткодателя, выразившееся в непосредственной передаче предмета взятки. Для наличия состава преступления не имеет значения, по чьему поручению и в интересах кого действовал посредник - взяткодателя или взяткополучателя или того и другого одновременно . На квалификацию действий посредника не влияет и то обстоятельство, получил ли он вознаграждение за посредничество от взяткодателя или взяткополучателя.

Посредничество состоит в умысле, по реализации умысла, который уже возник у взяткодателя или взяткополучателя на совершение преступления. Посредник только передает предмет взятки. «Отграничивая посредничество во взяточничестве от других форм пособничества в даче или получении взятки, следует иметь в виду, что посредником является лицо, которое, действуя по поручению того, кто получает взятку, непосредственно передает предмет взятки, сознавал при этом характер совершаемых действий . Действия лица, которое иным способом содействовало в совершении преступления тому, кто дал или получил взятку, или организовало это преступление, или подстрекнуло к его совершению и одновременно выполняло посреднические функции, надлежит квалифицировать как соучастие в даче или получении взятки. При этом вопрос о квалификации действий соучастника следует решать с учетом направленности его умысла, исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе того, кто дал или того, кто получил взятку, - он действовал. Если виновное лицо получает от другого лица деньги или иные ценности для передачи должностному лицу в качестве взятки, имел намерения не передавать их, а присвоить, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество.

Посредничество во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Если предложенная взятка не была принята, действия посредника необходимо квалифицировать как покушение на посредничество

Субъективная сторона посредничества во взяточничестве характеризуется прямым умыслом при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъектом преступления может быть как частное, так и должностное лицо.

Ранее судимым за взяточничество следует понимать лицо, которое в прошлом уже было осуждено за получение взятки, посредничество во взяточничестве либо за дачу взятки,, если при этом судимость не снята или погашена в установленном законом порядке .

Посредничество во взяточничестве, совершенное с использованием виновным своего должностного положения, предполагает использование должностным лицом тех прав и полномочий, которыми оно наделено именно в связи с занимаемой должностью.

28)2. Бандитизм (ст. 209 УК РФ).

Объект – общественная безопасность.

Дополнительным объектом бандитизма могут быть жизнь и здоровье граждан, отношения собственности, нормальная деятельность органов власти и управления.

Объективная сторона (ч. 1):

• создание банды;

• руководство бандой.

Банда – устойчивая организованная вооруженная группа из двух и более лиц, предварительно объединившихся для совершения одного или нескольких нападений на граждан или организации.

Вооруженность – наличие у участников банды огнестрельного, холодного, различных взрывчатых устройств, а также газового оружия (иметь оружие должен хотя бы один член банды, а другие должны быть осведомлены об этом).

Создание банды – любые действия, результатом которых стала организация устойчивой вооруженной группы в целях совершения нападений на граждан либо на организации, заключающиеся в сговоре, подыскании соучастников, приобретении оружия, разработке планов и распределении ролей между членами банды.

Руководство бандой – это определение направлений преступной деятельности, выбор конкретных объектов и способов совершаемых бандой нападений, «воспитательная» работа с личным составом, наказание провинившихся членов банды, принятие решений о физической ликвидации потерпевших и свидетелей, укрывательстве и сбыте похищенного имущества.

Объективная сторона (ч. 2) – участие в банде или в совершаемых ею нападениях.

Участие в банде – как непосредственное участие в совершаемых бандой нападениях, так и выполнение разнообразных действий в интересах банды: финансирование, снабжение оружием, обеспечение транспортом.

Нападение – действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.

Окончено с момента создания банды или участия в ней независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею преступления.

Субъективная сторона – прямой умысел.Цель – нападение на граждан или организации.Субъект общий (с 16 лет).

От организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем бандитизм отличается по целям и направленности деятельности Незаконное вооруженное формирование не преследует цели нападения на граждан или организации

От банды преступное сообщество отличается тем, что создается для занятия иной запрещенной законом преступной деятельностью: производством, распространением, перевозкой наркотиков, фальшивомонетничеством, подпольным производством суррогатов алкогольных напитков, лекарств, ядов, оружия, ядовитых веществ, торговлей женщинами и т. п.

29)Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Статья 277 УКпредусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).

Объект преступления. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля уголовный закон рассматривает как террористический акт, т. е. деяние, посягающее на политическую систему России, а также на жизнь и здоровье потерпевших. Теракт выступает составной частью более общего, массового и опасного явления, — терроризма.

Потерпевшими при теракте могут выступать только государственные или общественные деятели, т. е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности*.

К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и др., последовательно и активно осуществляющие свои государственные и политические функции.

К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.

Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют террористического акта и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступления против личности.

Объективная сторонапреступления выражается в посягательстве на жизнь, т. е. в совершении деяний, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля, независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий террориста, момент окончания преступления перенес на стадию покушения. Фактическое наступление смерти или покушение на жизнь указанных лиц охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации по статьям за убийство (ст. 105 УК) либо умышленное причинение вреда здоровью (ст. 111, 112 УК).

Реальными последствиями посягательства могут быть: наступление смерти, причинение вреда здоровью различной тяжести. Возможно и полное отсутствие вреда здоровью, когда покушение не реализовалось в указанных последствиях (например, террорист стрелял, но промахнулся). Не влияя на квалификацию (во всех этих случаях налицо признаки теракта), наличие или отсутствие вредных последствий учитывается в оценке степени общественной опасности содеянного, вины субъекта и вынесении ему меры наказания.

Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК.

Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом, т. е. субъект сознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются либо наличие цели — прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо наличие мотива мести за такую деятельность. Следовательно, террористический акт выступает "ответной мерой" за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводит потерпевший, либо местью за ее осуществление.

Субъектомтеракта может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

30)Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица — преступление, предусмотренное статьёй 198 Уголовного Кодекса Российской Федерации, заключающееся в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Объектом преступления являются финансовые интересы государства[1].

Объективная сторона заключается в действиях направленных на уклонении от уплаты налогов в крупном размере. Под уклонением следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ[2].

Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты налога в крупном размере путем непредставления декларации о доходах или путем включения в нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, или осознает, что уклоняется от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, и желает этого.

Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, обязанное в соответствии с законодательством уплачивать налог и (или) страховой взнос в государственные внебюджетные фонды.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащий им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Сбор - это установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Действующим законодательством установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ).
Уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.
Среди налогов, уплачиваемых налогоплательщиками - физическими лицами, основными являются: на доходы, транспортный, земельный, на имущество. Порядок и сроки их уплаты предусматриваются в законодательстве о налогах и сборах <1>.
Состав преступления материальный.

Крупный размер-В соответствии с примечанием к статье 198 Уголовного Кодекса Российской Федерации, крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Наши рекомендации