Проблемы функционирования

Проект Правил РРЭ вводит существенные ограничения на возможность энергоснабжения потребителей ЭСО из указанных источников (не рассматриваем вариант когда потребители уже работают на оптовом рынке самостоятельно или через ЭСО).

Существующая проблема для ЭСО выражающаяся в противоправном противодействии АО-энерго и их правопреемников выводу новых «квалифицированных» потребителей на энергоснабжение с ОРЭ через отказ от подписания договора на транспорт и прочих документов, согласно Правил РРЭ – узаконивается данным документом. В настоящий момент АО-энерго и их правопреемники нарушают «Правила не дискриминационного доступа к сетям» волеизъявлением руководства компании со ссылкой на внутрикорпоративные стандарты ОАО «РАО ЕЭС России» в виде Приказа №199. После принятия Правил РРЭ в существующем варианте уход потребителей от АО-энерго или АО-сбыта будет существенного ограничен требованием обязательной компенсации возникающих при этом у АО-энерго или АО-сбыта выпадающих доходов. При этом Правила полностью не оговаривают:

- как рассчитываются выпадающие доходы;

- какая их часть подлежит обязательной компенсации, в случае если вызваны проблемой «перекрестного субсидирования»;

- не фиксируется срок в течение которого проблема выпадающих доходов и «перекрестки» в частности будет решена АО-сбытом.

Данное обстоятельство дает руководству АО-сбытов место для маневра в ограничении ухода потребителя к другой ЭСО. Соответственно смена потребителем энергосбытовой организации становится практически не возможной.

Покупка электроэнергии ЭСО у розничной генерации, не выведенной на ОРЭ, в пользу потребителя также существенно ограничена. Электроэнергию у розничной генерации смогут приобретать

a. Гарантирующий поставщик, в зоне деятельности которого располагается данный производитель электрической энергии. С ОРЭ будет приобретаться объем электроэнергии равный разнице между объемами потребления всех потребителей данной ЭСО и объемами выработки данной генерации. Гарантирующий поставщик может приобрести всю выработку станции.

b. Потребитель, присоединенный к шинам данной станции сетями, принадлежащими ему на праве собственности.

c. Прочие энергосбытовые (энергоснабжающие) организации в пользу двух выше обозначенных субъектов розничного рынка.

С одной стороны, ОАО «РАО ЕЭС России» пытается уменьшить риск возникновения выпадающих доходов у АО-сбыта в случае уменьшения объемов покупки им у эффективной и «дешевой» розничной генерации.

С другой стороны, перспективы привлечения инвесторов в розничную генерацию становится призрачной. Инвестор, вкладывая средства в генерирующее оборудование, ограничен в выборе возможностей ее эффективного использования выше обозначенным перечнем. Как правило, наиболее заинтересованной стороной в приобретении розничной генерации и ТГК в частности являются крупные промышленные холдинги, стремящиеся снизить себестоимость производимой продукции за счет уменьшения стоимости оплаты потребляемой электроэнергии. В случае если ТГК будет приобретено с подобной целью, то в дальнейшем собственник столкнется с тем, что приобрел «железо», которое не возможно использовать для собственных целей, так как заключить договор между станцией входящей в ТГК и собственным производством не сможет. В существующем разделе мы не рассматриваем вопрос связанные с функционированием ТГК на ОРЭ и перспективы перехода на регулируемые двусторонние договоры модели ОРЭ.

Также исчезает существенная предпосылка возникновения конкуренции на розничном рынке:

- между потребителями и ЭСО за розничный источник покупки электроэнергии;

- между розничными производителями электроэнергии за платежеспособных потребителей, за счет модернизации оборудования и снижения издержек на производство, по причине однозначной фиксации ограниченного количества контрагентов в виде гарантирующего поставщика и потребителей на шинах станций.

Коммунальные потребители (Оптовые потребители-перепродавцы)

Перспективы

Перспективы ОПП достаточно четко обозначены в документе ФАС «Основные задачи Федеральной антимонопольной службы в сфере реформирования электроэнергетики (март 2005 г.)»: http://www.fas.gov.ru/competition/goods/analisys/a_1655.shtml

«В правилах розничного рынка будет предусмотрено, что практически все ОПП, соответствующие установленным в правилах требованиям, смогут получить статус гарантирующего поставщика. В случае предоставления ОПП статуса гарантирующего поставщика, она должна разделить виды деятельности в соответствии с законом до 1 апреля 2006 года и до этого срока стать участником оптового рынка, оборудовав границы своей территории обслуживания почасовыми приборами учета. При этом до выхода гарантирующего поставщика - ОПП на оптовый рынок «большой» гарантирующий поставщик - АО-энерго будет так же как и сейчас поставлять электроэнергию таким организациям.

После выхода на оптовый рынок бывшие ОПП станут полноценными гарантирующими поставщиками, не зависящими от покупки электроэнергии на розничном рынке. ОПП, которые не смогут выйти на оптовый рынок в установленный срок, лишаются статуса гарантирующего поставщика. Без данного статуса такие организации обречены на вымирание - цена электроэнергии перепродавца будет по определению выше цены гарантирующего поставщика».

Тенденции

Но необходимо отметить интересную тенденцию, просматривающуюся в Правилах ОРЭ по отношению к перспективам ОПП. В частности Стратегия развития ОАО «РАО ЕЭС России» содержит в себе стремление и желание холдинга захватить или поглотить новые рынки сбыта в виде потребителей и сетей ОПП. Данное обстоятельство выражается в ведении обязательства для гарантирующего поставщика получить статус субъекта ОРЭ до 1 апреля 2006 года, являющегося моментом обязательной распаковки энергоснабжающих организаций.

С одной стороны, данное требование достаточно разумно и обосновано. В случае покупки ОПП-гарантирующим поставщиком электроэнергии у АО-энерго, АО-сбыта (также наделенных статусом гарантирующего поставщика Рисунок 4) или ЭСО отпускной тариф конечному потребителю увеличивается на величину сбытовой надбавки АО-энерго, АО-сбыта или ЭСО.

С другой стороны, в случае разделения бизнеса ОПП на две составляющие, сетевой и сбытовой бизнесы, с большей долей вероятности можно предполагать что:

- Сбытовой бизнес ОПП – будет поглощен энергосбытовой организацией правопреемником региональной АО-энерго по договорам энергоснабжения.

Предпосылки процесса: В настоящий момент ОПП приобретает электроэнергию у АО-энерго по тарифам несколько ниже экономически обоснованных. Соответственно стремления РАО «ЕЭС России», зафиксированные в Стратегии развития холдинга «5+5», в части поглощения ОПП разумны и обоснованны с экономической точки зрения: отчасти исчезают источники и причины убытков и недополученной компаниями РАО «ЕЭС России» прибыли.

- Сетевой бизнес ОПП – будет поглощен МРСК

Предпосылки процесса: В сферу интересов данного инфраструктурного субъекта входит укрупнение бизнеса (электросетевых активов за счет поглощения сетей принадлежащих региональным МУП и ГУП) с его последующей диверсификацией (конкуренция за статус Гарантирующего поставщика в регионе).

Необходимо отметить, что определяемый срок получения статуса субъекта ОРЭ – до 1 апреля 2006 года не является реальным с точки зрения реальности его получения:

- Во-первых, выход новых субъектов на регулируемый сектор ограничен позицией ОАО «РАО ЕЭС России».

- Во-вторых, практика вывода потребителя даже на сектор свободной торговли показывает, что минимально реальный срок составляет от 6 месяцев (идеальный случай) до полутора лет.

Можно сделать вывод, что практически ни кто из ОПП-гарантирующих поставщиков не сможет получить статус субъекта ОРЭ, а, следовательно, лишится статуса гарантирующего поставщика.

Что интересно, логика разработчиков и в данном случае также является дискриминирующей по отношению к ОПП. Если исполнения функции гарантирующего поставщика АО-энерго или АО-сбыта, наделенных данным статусом, становится невозможным, то данный статус переходит соответствующей сетевой организации – к сетям которой присоединены потребители данного АО-энерго или АО-сбыта. В аналогичной ситуации, когда ОПП-гарантирующий поставщик не имеет возможности выполнять функции гарантирующего поставщика, к примеру, по причине не получения статуса субъекта ОРЭ в установленный срок, то функции гарантирующего поставщика на сетях ОПП передаются не его сетевой организации, а более крупному и старшему собрату в регионе – АО-энерго или АО-сбыту наделенных статусом гарантирующего поставщика:

«25. Если на момент выявления фактической невозможности исполнения своих функций действующим гарантирующим поставщиком победитель внеочередного конкурса не был определен, либо конкурс не был проведен, функции гарантирующего поставщика передаются территориальной сетевой организацией, на электрических сетях которой располагаются точки поставки, используемые для определения обязательств ранее действовавшего гарантирующего поставщика на оптовом рынке, вне зависимости от ее соответствия требованиям, указанным в пункте 15 настоящих Правил».

Данное обстоятельство является некорректным и дискриминирующим для ОПП.

Возможные последствия:

Наши рекомендации