Тарифное регулирование. Существующий опыт определения тарифов позволяет сделать вывод о том

Существующий опыт определения тарифов позволяет сделать вывод о том, что локальные естественные монополисты базируются на затратной идеологии прошлых лет, не заинтересованы во введении тарифных меню, программ энергосбережения, а также противятся развитию конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Это объективно противоречит их интересам. Монополист всегда стремится получить максимальный доход при минимизации усилий на его получение. Только реальные рыночные механизмы могут заставить монополистов изменить свое поведение на рынке.

Анализ сегодняшнего состояния тарифной политики позволяет выделить ее основные недостатки:

· ценообразование по принципу «затраты +», что ведет к необоснованному росту тарифов. Можно утверждать, что тарифы на услуги ЖКХ завышены в среднем на 15%.

· перекос тарифов за счет перекрестного субсидирования; Популистская ценовая политика последних лет основанная на перекрестном субсидировании, привела к нерыночному, экономически необоснованному перекосу цен.

· недостаточная прозрачность затрат энергоснабжающих организаций, что не позволяет вскрыть дополнительные резервы;

· политизация процессов принятия тарифов на услуги естественных монополистов в сфере ЖКХ;

· отсутствие нормативно-правовой и методической базы в полном объеме;

· антирыночные “преимущества” монополистов в работе на рынке.;

· практическое отсутствие конкуренции на рынках услуг ЖКХ;

Решение выше обозначенных проблем может быть успешно найдено на путях использования рыночных отношений в системе ЖКХ. Внедрение конкурентных отношений позволит разделить монопольные услуги и способствовать минимизации цен за счет повышения эффективности на всех этапах производства, распределения и потребления услуг. Решение этой приоритетной задачи позволит улучшить деятельность отрасли в целом и обеспечить реальную возможность снижения стоимости услуг естественных монополий.

Необходимо провести большую работу по сокращению количества льготников, количество которых в некоторых случаях достигает более 60% от числа абонентов. В законодательном порядке установить источники финансирования льгот и их нормирование для всех без исключения категорий льготников. Наиболее правильной была бы отмена всех льготных тарифов и переход на адресное дотирование нормированных объемов потребления коммунальных услуг всем, кому положены льготы. Это резко снизит затраты бюджета и, будет справедливо по отношению ко всем потребителям.

Система ступенчатых тарифов для населения, поощряющая энергосбережение, может также быть применена как фактор социальной защиты лиц с низкими доходами. При этом тарифы, отнесённые к социальным нормам потребления должны оставаться низкими, а сверхнормативное потребление должно оплачиваться по повышенным тарифам. Государственное регулирование рынка энергоносителей является частью проблемы жилищно-коммунальной реформы, в результате которой население перейдет на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт жилья и коммунальных услуг. Управление жильем должно перейти к собственникам, включая органы местного самоуправления, путем создания товариществ и кондоминиумов в многоквартирных домах и квартирах малоэтажной застройки. Сегодня перекладывание всех коммунальных платежей на плечи населения невозможно по известным причинам. Поэтому существуют следующие основные меры по снижению неблагоприятных последствий для семейных бюджетов граждан и местных муниципальных бюджетов, позволяющие экономить средства:

- Организация эффективной адресной денежной поддержки социально незащищенной части населения, при этом субсидирование должно осуществляться в пределах социальных норм и стандартов на коммунальные услуги.

- Энерго- и ресурсосбережение, позволяющее уменьшить затраты на содержание жилья, за счет чего эффективней использовать имеющиеся ресурсы и сдержать рост платежей за коммунальные услуги, а в некоторых случаях их снизить, несмотря на общую тенденцию роста цен на все ресурсы.

- Совершенствование системы государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством, которая должна стать в основном координирующим и методическим органом, а не субъектом хозяйственной деятельности на рынке коммунально-бытовых услуг.

- Оптимизация процесса финансирования с передачей всех денежных средств в распоряжение собственников жилья, чтобы они сами, на условиях конкурсного отбора, могли заключать договора на услуги с их продавцами предусматривающие ответственность сторон.

- Совершенствование тарифной политики рыночных реформ и социальной поддержки населения. Использование многоступенчатых тарифов, поощряющих энергосбережение и экономию денежных средств.

- Разработка программы установки систем контроля и учета и механизма ее финансирования для всех категорий населения.

- Необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование, а тем категориям потребителей, которые имеют льготы, выдавать целевые бюджетные субсидии на оплату нормированных количеств услуг ЖКХ.

В связи с этим ниже приводятся факторы, оказывающие влияние на динамику изменения цен в сторону их замедления.

1. Повышение производительности труда в отрасли. К сожалению, наблюдается обратная картина. Например в электроэнергетике за последние 15 лет производительность труда снизилась более чем в 2,5 раза при необоснованном резком росте зарплаты.

2. Отказ от затратной идеологии определения тарифов. Она приводит к тому, что поставщики энергоресурсов необоснованно завышают свои затраты, и это влечет за собой увеличение цен. Необходимо отметить, что существующие методики расчета тарифов, основанные на затратой идеологии «Затраты +», не способствующие повышению эффективности, позволяют завышать цены и делать недостаточно прозрачными статьи расходов. Зачастую они определяются от достигнутого. Это позволяет монополистам при общем снижении уровня обслуживания увеличить количество работающих и издержки, при этом резко увеличились потери, в том числе и так называемые коммерческие- по сути дела воровство. Более целесообразно использовать метод на основе «Инфляция – ». Наиболее эффективный метод ценообразования основан на нормировании прибыли на вложенный капитал.

Наши рекомендации