Участие России в «Группе двадцати» и БРИКС
Состоявшийся в Австралии (Брисбен, ноябрь) саммит «Группы двадцати» стал важным этапом процесса оздоровления глобального финансового и экономического климата. К числу его важных итогов относим решение о начале практической реализации Глобальной инициативы по инфраструктуре, подготовленной в период австралийского председательства. Речь идет о создании Глобального инфраструктурного хаба, который, как предполагается, будет тесно взаимодействовать с международными организациями, многосторонними банками развития, частным сектором стран «двадцатки» и других государств. Его штаб-квартира расположится в Сиднее (Австралия). Российская сторона, реализующая масштабные инфраструктурные проекты, намерена активно участвовать в его деятельности.
Обсуждение вопросов мировой энергетики сфокусировалось на реформировании международных энергетических институтов. Россия исходит из того, что такая необходимость назрела. Cуществующие многосторонние организации не отражают возросшей роли развивающихся стран и не учитывают в полной мере меняющийся ландшафт мировой экономики, на котором производители энергоресурсов становятся их потребителями и наоборот. На саммите приняты Принципы сотрудничества в энергетике, которыми страны «двадцатки» намерены в дальнейшем руководствоваться при обсуждении реформы системы специализированных многосторонних организаций. Лидеры государств «Группы двадцати» поручили министрам энергетики представить к следующему саммиту доклад о проделанной работе.
«Двадцатка» предметно рассмотрела вопросы повышения энергоэффективности национальных экономик, одобрив соответствующий План действий, включающий в себя шесть основных направлений работы: транспорт, здания, менеджмент энергии в промышленности, электроприборы, производство электроэнергии, привлечение инвестиций. Именно на данных направлениях участники Группы намерены на добровольной основе предпринять шаги по повышению энергоэффективности.
Участники саммита проанализировали ход реализации ранее достигнутых договоренностей о реформировании глобальной системы финансового регулирования. В 2014 г. удалось добиться вступления в силу новых, более строгих регулятивных требований к капиталу банков во всех странах «Группы двадцати». Данные правила, изложенные в пакете обязательств «Базель III», вводят более жесткие нормативы уставного капитала, взвешенного по рискам, а также предусматривают дополнительные защитные буферы в структуре собственных средств кредитных организаций. Эти меры в целом заметно снижают концентрацию рисков и повышают устойчивость банков и банковских систем к внешним шокам и кризисным явлениям. В России требования к капиталу банков в соответствии с нормами «Базель III» вступили в силу 1 января 2014 г. – заметно раньше, чем во многих других странах «двадцатки».
Для глобальных системно-значимых банков «Группой двадцати» подготовлены предварительные рекомендации по созданию дополнительных резервов капитала, повышающих их устойчивость к потерям в случае банкротства. Кроме того, завершена разработка минимальных требований к капиталу глобальных системно-значимых страховщиков.
Продолжилось начатое в ходе председательства России в «двадцатке» в 2013 г. обсуждение вопросов занятости в увязке с макроэкономическими и финансовыми проблемами. Особое внимание уделено обеспечению занятости двух недопредставленных на рынке труда групп
населения – женщин и молодежи. В Брисбене страны Группы взяли на себя обязательства сократить разрыв в занятости мужчин и женщин на 25% к 2025 г.
По итогам 2014 г. приходится констатировать полное отсутствие прогресса в выполнении договоренностей, одобренных на Сеульском саммите «Группы двадцати» 2010 г. относительно условий 14 раунда реформы МВФ. Единственная причина многолетнего тупика в этом вопросе – отказ от ратификации «пакета» реформенных решений американским конгрессом. На саммите в Брисбене достигнуто понимание о возможности приступить в начале 2015 г. к обсуждению альтернативных вариантов продвижения реформы, не зависящих от позиции Вашингтона в том случае, если ратификация им решения об удвоении уставного капитала МВФ до конца 2014 г. так и не состоится.
Продолжился процесс трансформации БРИКС в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым направлениям мировой политики и экономики, в ходе которого за этим неформальным объединением закрепляется роль одной из опор формирующегося многополярного мира.
В ходе 6-го саммита БРИКС в Бразилии (Форталеза, июль) приняты решения об учреждении Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с общим объемом ресурсов в 200 млрд. долл. США. Созданные механизмы ориентированы на стабилизацию национальных рынков капитала в случае кризисных ситуаций в глобальной экономике, расширение возможностей для совместного кредитования и поддержку торговых и инвестиционных связей стран БРИКС. Стартовал процесс согласования инициированных Россией проектов долгосрочной Стратегии экономического партнерства стран БРИКС и Дорожной карты инвестиционного сотрудничества. Стратегия нацелена на раскрытие фактора взаимной дополняемости экономик стран-участниц БРИКС, совокупный рынок которых насчитывает почти 3 млрд. потребителей. Дорожная карта призвана стать полезным ориентиром для Нового банка развития, Делового совета, ведомств экономического блока стран-участниц.
«На полях» саммита состоялась встреча лидеров стран БРИКС и Союза южноамериканских наций – УНАСУР, подтвердившая ощутимый интерес сторон к установлению более тесных связей.
В преддверии саммита «Группы двадцати» в Брисбене состоялась неформальная встреча лидеров государств БРИКС (ноябрь), позволившая скоординировать подходы к продвижению решений по укреплению кризисной устойчивости глобальной финансово-экономической системы, включая разблокирование реформы МВФ.
Проделана большая подготовительная работа к предстоящему с
1 апреля 2015 г. председательству России в БРИКС. Президентом Российской Федерации одобрены Концепция председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2015-2016 гг. и обширный План мероприятий по двум десяткам направлений.
Работа в формате «Группы восьми» под российским председательством была сорвана отказом других членов группы принять участие в запланированном на июнь 2014 г. саммите объединения в Сочи. Расцениваем это решение как политизированное и искусственно «привязанное» к событиям на Украине. Фактически, оно подорвало коллективную работу по широкому кругу вопросов, предложенных Россией в повестку дня на 2014 г. и изначально получивших высокую оценку партнеров по диалогу. К ним относятся такие общие для всех вызовы, как урегулирование конфликтов, противодействие глобальной наркоугрозе, международному терроризму и распространению ОМУ, а также вопросы укрепления глобальной безопасности здоровья и продовольственной безопасности, международной системы управления рисками природных и техногенных катастроф, развития практики открытого государственного и муниципального управления.
Данные направления остаются для России приоритетными. Намерены использовать созданные заделы в работе на международных и региональных площадках.