Этапы исламизации сибири

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Ислам Сибири. 5

1.1. Этапы исламизации Сибири. 5

1.2. Особенности ислама в Сибири. 7

1.3.Ислам в декоративном искусстве Сибири. 9

1.4. Старинные мечети Тюменской области. 19

Глава 2. Художественно-творческая направленность изучения исламизации Сибири. 23

2.1. Творческий замысел. 23

2.2. Создание творческого проекта. 25

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Введение

Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Подавляющее большинство, как мусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары.

Также, как и православие, ислам насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающую торговые и военные противостояния с православием, вассальные зависимости (как православных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли и мирного сосуществования.

Со времени появления на территории нынешней России ислам прошел ряд этапов своего развития:

а) в собственно мусульманском государстве (Х-ХVI вв);

б) в православном Российском государстве (ХVI-ХХ вв);

в) в Советском государстве (начало ХХ в. - конец 80-х гг. ХХ в);

г) в постсоветской России.

Ближе к его концу XIV века правителями земель, которые получили в будущем название Сибирского ханства, были приглашены из Мавераннахра (Средней Азии) триста шестьдесят накшбандийских шейхов для того, чтобы объяснили ислам для своих подданных. Не вся информация этих шейхов была сразу легко воспринята, часть из них даже погибли, когда объясняли Ислам людям.

Около аула Астана в Тюменской области место их смерти до теперешних времен в народе почитается. Часть шейхов вернулись на родину, а потомки оставшихся в живых и сейчас среди мусульман Сибири пользуются большим уважением. Из их потомков произошел великий сибирский татарин Абдур-Рашид Ибрагимов, который распространял в Японии Ислам в начале двадцатого века и построил там самую первую мечеть. Так, Ислам распространился на большой площади земель от современной Свердловской области, до Томской и Кемеровской области, на юге от границы Степи и дальше на север в глубину тайги.
Этническим ядром являются земли Омской и Тюменской областей на юге. Отдельно от местного тюркского населения, в исламскую цивилизацию постепенно были вовлечены финно-угорские народы – ханты и манси.

Традиционным занятием сибирских татар была бартерная торговля с северными соседями аж до Северного Ледовитого океана и дальше до Енисея на восток. В ходе таких торговых контактов шло ознакомление с Исламом от народов тайги и тундры.

Цель работы изучить и проанализировать отражение ислама в декоративном искусстве Сибири.

Задачи:

1. рассмотреть этапы исламизации Сибири,

проанализировать особенности ислама в Сибири.

2. На примере мечетей Тобольска и Омска дать характеристику ислама в декоративном искусстве Сибири.

3. Создать творческий проект.

Глава 1. Ислам Сибири

Этапы исламизации Сибири

Начало появления мусульманских проповедников на берегах Иртыша и Тобола относят к 1394-1395 гг. Именно на эти годы указывают дошедшие до нас документы, когда в 797 г. (по мусульманскому календарю) из Средней Азии пришли вооруженные шейхи-проповедники ("шейх", с арабского буквально - старик, титул правителей княжеств, главы мусульманских сект, дервишских орденов) и учинили "великое сражение за ислам с язычниками и татарами". Многие из них погибли и навсегда остались в Сибири. Позднее, когда ислам был повсеместно принят сибирскими татарами, самих шейхов стали почитать как святых, а их могилы называть "астана" (в переводе с арабского "астанэ" означает порог двери, вход во дворец).

Но ряд исследователей считают названную выше дату ошибочной и относят время становления ислама в Сибири ко второй половине XVI в., когда власть в Искере (Кашлыке) захватил хан Кучум (1563 г.) По его приглашению из Бухары и Ургенча для миссионерской деятельности среди местного населения прибыли Ярым Сеид и его младший брат Дин-Али-Ходжа, а также Шерпети-Шейх. Кучум пожелал породниться с Дин-Али-Ходжой и отдал за него свою дочь Лейле-Каныш. Вероятно на это время приходится строительство столице Сибирского ханства мечети, которая существовала еще какое-то время и после прихода русских в Сибирь.

Но ислам проникал в Сибирь не только из Средней Азии. Задолго до появления Кучума прежние правители поддерживали тесные отношения с Казанским ханством, откуда в Сибирь могли проникнуть идеи ислама. Представители мусульманского духовенства ("абызы") направлялись в отдаленные улусы и селения для проповеди ислама. Идеи ислама сыграли важную роль в образовании и укреплении Сибирского ханства, а также отказа местного населения от прежних языческих верований.

Сибирские татары, принявшие ислам, одновременно с этим приняли и основы мусульманского правоведения - Фикха - свода феодально-мусульманского права.

Огромное значение имел тот факт, что при мечетях открывались начальные школы (мэктэп), а затем и средние мусульманские школы (медресе). В них, наряду с предметами религиозного толка, изучали и общеобразовательные дисциплины: математику, физику, химию, геометрию, географию. В дореволюционное время грамотность среди сибирских татар была значительно выше, чем у других коренных сибирских народов.

Учащиеся медресе хорошо владели арабским языком, знали иранские языки. Грамотный человек мог читать произведения таких замечательных ученых и поэтов как Абулькасима Фирдоуси (940 - ок. 1020), Абурейхана Бируни (973 - ок. 1050), Алишера Навои (1441-1501). Начиная с XVIII в., с появлением в Сибири таких значительных православных проповедников как Филофей Лещинский, возникает противодействие распространению ислама. Несомненно, что христианство, как официальная религия Российского государства, имело поддержку со стороны местных властей и всячески препятствовало влиянию мусульманства на другие народы. Известно, что в 1718-1720 гг. было проведено крещение туринских татар, а затем обских и чулымских. Но при Екатерине II издается указ, признающий мусульманство как равноправную религию для тех народов, которые исповедуют ее.

Официальной религией сибирских татар стал ислам суннитского толка. Суннизм и шиизм (соответственно суннисты и шиисты) являются основными направлениями исламского вероучения. В странах распространения ислама приверженцы суннизма составляют большинство. Они наряду с Кораном признают и Сунну - священное жизнеописание Мухаммеда и его изречения.

Ислам, как и любая другая религия, распространился в Сибири не сразу и даже не за один год, а, возможно, за многие десятилетия. Первоначально из политических соображений его приняла местная правящая верхушка из ханского окружения, а лишь потом он распространился и на остальное население, стал частью общенациональной культуры. В то же время сибирские татары долгое время придерживались и языческих обрядов, считая себя при том мусульманами.

Ислам, как одна из мировых религий, с его идеей веры в единого Бога - Аллаха, стал мощным идеологическим оружием для искоренения пережитков родоплеменных отношений, становления централизованной государственности, подчинения сибирских татар власти хана.

Наш край богат многочисленными культурными памятниками, связанными с исламом. Это и старинные мечети, мавзолеи на месте погребения "святых", - "астана" или в некоторых районах "якшилар", что в переводе значит "хорошие люди".

Вопрос о распространении ислама в Сибири изучен еще недостаточно, и, возможно, со временем мы узнаем новые интересные факты, выявленные учеными. Но нет сомнения, что данное вероучение играло и продолжает играть огромную роль в культуре нашего края наряду с другими религиями.

Наши рекомендации