Социально-экологические кризисы в истории человечества

План лекции

1. Понятие «история».

2. Понятие «общество». Основные законы развития общества.

3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

4. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.

5. Место России среди других цивилизаций.

Понятие «история»

Давайте, еще раз вспомним, что же такое «История», чем занимается эта наука. Кто попробует, сформулировать ответ ?

Действительно, история изучает и факты, и события, и процессы. Но какие ? Ведь нет пока учебников об истории Вашей жизни, хотя у каждого из Вас уже есть своя маленькая «история». Данная наука имеет дело только с такими фактами и процессами, которые оказали влияние на формирование современного состояния общества. История пытается увидеть и понять, что сделало нас такими, какими мы являемся сейчас (хотя, может быть, мы хотели быть другими).

История – наука, исследующая факты, события и процессы на базе исторических источников (например: летописей), для установления закономерностей исторического развития общества.

Зная законы развития общества, мы можем не только предполагать, почему наши предки поступали так или иначе, но и моделировать свое будущее. Прослушав курс «Отечественной истории», Вы будете знать, что необходимо нам исправить прежде всего в себе, чтобы были изменения во всем обществе.

Понятие «общество». Основные законы развития общества

Мы с Вами установили, что история – это наука, наблюдающая за взрослением, возрастными изменениями общества. А что же такое, общество, в целом ?

Действительно, это и совокупность людей, и мы все, и многое другое… В настоящее время наука дает более 200 определений понятия «общество». Среди них, такие как:

Общество - это социокультурная система, состоящая из двух уровней организации общества - уровня культурных систем (взаимо­связь идей) и уровня социальных систем (взаимосвязь людей).

Общество - это часть мира, созданная совместно действующими, сознательно ее преобразующими людьми.

Общество - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга.

Общество - это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество - это многообразие отношений между людьми, возника­ющих без участия государства.

Однако, наиболее содержательным является следующее определение, которое понятно и гуманитариям и естественникам:

Общество – это динамичная саморазвивающаяся система, отделившаяся от природы, но не порвавшая связь с нею.

Главные признаки это системы:

1. Самоорганизация.

2. Саморазвитие.

3. Самодеятельность.

4. Самодостаточность.

Последний признак, философы называют отличительным признаком человечества, как целостной системы, от маленьких социальных групп, каковой сейчас являемся мы с Вами.

Общество – это живой организм, который имеет собственную структуру. Мельчайшими элементами этой системы являемся мы с Вами, крупными подструктурами: экономическая, политическая, социальная, духовная сферы жизни общества.

Такие системы, как человеческое общество, физики называют открытыми системами, т.к. они обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Общество, как открытая система, развивается нелинейно, т. е. проходит через череду социальных и экологических кризисов (так называемые, точки бифуркации). Каждый кризис – это вызов обществу, ситуация исторического выбора, который ведет либо к повышению структурной организации системы, либо к его гибели.

Мы видим, что человечество, также как каждый из нас, проходит через черные и белые полосы, и стремится сохранить жизнь. Пока мы живы…, и следовательно какие-то случайности (а может и не случайные гениальные открытия) до сих пор подталкивали систему на новый путь развития, по которому она шла до новой бифуркации.

Нелинейное развитие общества протекает по следующим законам:

По закону ускорения развития общества.

На каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем предыдущую. Так, эпоха первобытности (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих; доиндустриальное общество длится дольше индустриального.

По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

«входят» в последующую стадию развития в разное время, в различных условиях.

Социально-экологические кризисы в истории человечества.

Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризиса…

Кризис – это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает.Кризисы бывают разные.

Экологические кризисы - это изменения в сол­нечной активности, космические катаклизмы, глобальные или местные изменения климата, геологические процессы и др.

Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значи­тельная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлантиды - загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя людям почти две с половиной тысячи лет. Ис­следователи помещали Атлантиду и в Черное, и в Мраморное море, и в Атлантику, и на остров Крит. Одна из последних версий - Атлантида находилась на месте сегодняшнего мор­ского дна между современными Францией и Англией, называе­мого Кельтским шельфом. Глубина моря в этом месте всего 57 метров, тогда как вокруг - 130 -160 метров. Рельеф этого ме­ста очень напоминает описание Платона, древнегреческого философа, первым упомянувшего об Атлантиде: «Город, на­ходящийся на холме с обрывом в сторону моря, и окружающая его плоская равнина, окруженная с трех сторон горами». Ис­следователи предполагают, что Атлантида была не остро­вом, а частью европейского материка, затонувшей в результа­те повышения уровня Мирового океана.

Подобные экологические кризисы приводили к уничтожению жи­вотных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды разви­тия природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и пер­спективных организмов. Происходили вырождение, гибель одних цивили­заций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о не­продуктивности данного типа экологических кризисов.

Социальные кризисы – это революции, гражданские войны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной дея­тельностью человека.

Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество переживало глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловившими друг друга.

Это:

1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформировалось аграрное общество.

2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала промышленная революция и формирование индустриального общества.

Пример: В XIII - XIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатичес­кими (похолодание 1215 -1350 гг.), с другой - причинами «руко­творными». Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчез­новению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, давав­шими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее мине­ральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство де­ревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обрабо­тать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров де­рева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце XIII в. Англия стала ввозить дерево из Нор­вегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В XIII в. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис.

Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удоб­рений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 - 1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожи­ла треть населения Европы (20 млн). Особенно большие поте­ри понесли города Европы. Европа восстановила свое населе­ние только к 1600 г.

Последствиями кризиса XIII - XIV вв. было социальное ста­рение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капи­тализму как более эффективному способу производства.

3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Вами, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации начался в середине ХХ века в ходе научно-технической революции. Именно она дала человечеству энергосберегающие технологии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриального (информационного) общества.

Таким образом, прогресс человечества становится способом его выживания. Однако отдельные общества, циви­лизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим и др.) в результате кризисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресур­сы своего развития.

Наши рекомендации