Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов по изучаемой дисциплине предполагает:
• изучение учебной и научной литературы по тематике курса;
• подготовку к участию на семинарских и практических занятиях;
• подготовку докладов и рефератов по отдельным темам дисциплины;
• выполнение курсового проекта.
Тест по предмету: «Управление социальным развитием организации»
1. Что является объектом, предметом и целью изучения дисциплины «Управление социальным развитием организации»?
2. Каков общенаучный смысл понятия «организация»?
3. В чем специфическое отличие юридического и социально-экономического понимания целевой организации?
4. Чем характеризуются понятия «предприятие», «сообщество», «учреждение»?
5. Что такое внешние и внутренние социальные условия организации?
6. На что направлена социальная деятельность организации?
7. Какие существуют принципы и методы разработки стратегического плана организации?
8. Какое место в структуре стратегического плана организации занимает социальная стратегия?
9. Каково содержание плана социальной стратегии?
10. В чем суть принципа «гуманизация труда»?
11. Что представляет собой содержание понятия «качество трудовой жизни»?
12. Какое влияние оказывают социальные факторы на поведение работника на рынке труда и в организации?
13. Какое влияние оказывают социальные факторы на лояльность работника организации?
14. Почему необходимо распределять прибыль между заинтересованными социальными группами?
15. На что направлена и какова миссия деятельности по управлению социальным развитием организации?
16. Какова структура и сфера ответственности (компетенции) службы персонала по осуществлению социальной деятельности?
17. Какие существуют квалификационные требования (какова компетентность) к специалисту и руководителю по осуществлению социальной деятельности?
18. Каковы основные функции служб по управлению социальным развитием организации?
Основные понятия учебной дисциплины
Внешние социальные условия (или факторы внешней социальной среды): конъюнктура рынка труда, характер и интенсивность профсоюзного движения, социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования и т.п.), общие мировые тенденции.
Внутренние социальные условия организации:
• использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональной квалификации);
• воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности, ротация кадров и т.п.);
• современная тенденция изменения внутренних организационных условий:
приоритетным становится не принцип эффективности, а принцип качества;
функциональный управленческий стиль сменяется партнерским;
специалистов узкого профиля сменяют профессионалы, работающие на стыке специальностей; формируется стиль работы командой.
Гуманизация труда — совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работникам возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические. Миссия гуманизации труда включает в себя четыре идеальные ценности:
• безопасность — работник на рабочем месте не должен ощущать угрозы своему здоровью, доходам, обеспеченности работой в будущем и т.д.;
• справедливость — доля каждого работника, выраженная в доходе, должна соответствовать доле его вклада в достижение организации;
• самоактуализация личности — труд должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить раскрытие в профессиональной деятельности индивидуальных особенностей работника;
• демократия — самоуправление и участие работников в распределении прибылей и инвестиционной политике.
Кадровая работа — строится прежде всего на учете и контроле выполнения производственных функций работниками организации, основана на четком регламенте ведения документации и включает в себя прием, увольнение, перемещение, обучение, наказания и поощрения работников. В целом главными направлениями деятельности кадровой службы являются четкое ведение документации и фиксация изменений кадрового состава. Кадровая работа представляет собой первую начальную форму управления людьми в системе формирующихся индустриальных отношений.
Качество трудовой жизни — понятие, характеризующее степень удовлетворения личных потребностей и интересов работника посредством труда в данной организации.
Организация — в самом полном и общем виде (общефилософское понятие) рассматривается в современной науке в трех основных значениях — как:
• социальный институт;
• процесс упорядочения;
• объект (система), имеющий упорядоченную структуру.
Организация (как управленческое понятие) — целевая организация, относимая к роду «социальный институт». Целевая организация имеет три типа: предприятие, сообщество, учреждение.
Предприятие — организация, производящая востребованные обществом товары и услуги; субстратом предприятия являются человеческие (трудовой коллектив) и имущественные (имущественный комплекс) ресурсы, или производительные силы; внешним экономическим индикатором эффективности предприятия является прибыль. В юридических терминах к классу предприятия могут быть отнесены все коммерческие организации, имеющие статус юридического лица (хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; объединения юридических лиц), а также созданные частными предпринимателями организации без образования юридического лица.
Сообщество — объединение физических и юридических лиц, созданное для достижения общих целей (но не для извлечения прибыли). Сообществами могут быть названы также некоммерческие организации: потребительские кооперативы; объединения юридических лиц благотворительные и иные; организации и объединения общественные и религиозные; фонды благотворительные и иные.
Социальная деятельность организации — деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий использования и воспроизводства человеческого капитала; изменение организацией социальных условий своего персонала. При этом организация может изменять эти условия спонтанно или целенаправленно; и спонтанное, и целенаправленное изменение реагирования может оказаться адекватным или неадекватным. Социальная деятельность — это реагирование организации на влияние социальной среды; важнейшим способом реагирования является управление социальным развитием, которое направлено на создание социальных условий профессионального развития персонала: гуманизацию труда (как важнейшее условие развития персонала) и обеспечение качества трудовой жизни (что включает в себя развитие социальной и нфрастру кту ры).
Учреждения — создаются основателями для реализации заданных им функций и целей (но не для извлечения прибыли). Основатели могут наделить учреждения имуществом и осуществлять их финансирование. Юридическое понятие «учреждение» полностью совпадает с социально-экономическим.
Управление персоналом — основано на планировании и мотивации персонала. Это, с одной стороны, система действий по разработке концепции, стратегии, оперативных планов на основе внешнего (рынка труда) и внутреннего (трудовой потенциал самой организации) маркетинга потребностей организации в работниках, а с другой — комплекс методов воздействия на интересы и поведения работника с целью побуждения его к высокопроизводительной (эффективной) деятельности в организации.
Управление человеческими ресурсами — генеральная направленность на самоактуализацию личности в профессиональной деятельности в системе управления персоналом. Управление персоналом — это технология управления людьми, свойственная развитым индустриальным отношениям. Управление человеческими ресурсами как вид управленческой деятельности представляет собой высший уровень управления людьми в организации (включающий предшествующую кадровую работу и управление персоналом).
Юридическое лицо — понятийная характеристика целевой организации, используется в правовой литературе; юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Родовой признак понятия «юридическое лицо» — это «организация»; видовой признак — организация как «социальный институт», действующий целенаправленно (целевая организация).
10. Рекомендуемая основная литература
Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Научи, ред. и предисл. Л.И. Евсеенко.— М.: Экономика, 1989.
Веснин В.Р. Стратегическое управление.— М.: ИНФРА-М, 2005.
Волгин Н.А., Волгина О.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учеб. пособие.— М.: ИТК «Дашков и К°», 2004.
Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации.- М.: ИНФРА-М, 2001.
Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т.- М.: МНИИПУ, 2002.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 062100 — «Управление персоналом». Квалификация — Менеджер / Утвержден зам. министра образования РФ В.Д. Шадриковым 17.03.2000 № гос. регистрации 279 ЭК/СП. - М.: Изд-во ГУУ, 2002.
Гражданский кодекс Российской Федерации.— СПб.: Питер, 2004.
Гэлбрайт Дж. Новое индустриальное общество.— М.: Политиздат, 1969.
Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента.— М.: Вильяме, 2004. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.— М.: Вильяме, 2004.
Друкер П.Ф. Практика менеджмента.— М.: Вильяме, 2003.
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.— СПб.: Питер, 1999.
Захаров Н.Л. Воровство и льготы в структуре трудового поведения // Социс— 2001.— № 6.
Захаров Н.Л. «Загадка русской души», или Особенности мотивации труда российского персонала // Управление персоналом.— 2004.- № 22-23; 2005.- № 1-4.
Захаров Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего.— М.: Изд-во РАГС, 2002.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. — М.: ИНФРА-М,2005.
Кузнецов А.Л. Социальные стратегии предприятия.— Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.— М.: Дело, 2005.
Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.— М.: ИНФРА-М, 2005.
Труд и социальное развитие: Словарь.— М.: ИНФРА-М, 2001. Трудовой кодекс Российской Федерации.— М.: ИНФРА-М, 2005.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.- М.; ИНФРА-М, 2002.
Управление человеческими ресурсами / Под. ред. М. Пула, М. Уорнера.— СПб.: Питер, 2002.
Хан Д. Планирование и контроль: концепция контролинга: Пер. с нем. / Под ред. А.А. Тургана, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича.— М.: Финансы и статистика, 1997.